Визит дружбы в Ирак

Наш отряд кораблей направился прямиком на север, в Ирак, и этот переход продолжался несколько дней, дни были однообразны, поэтому захотелось половить рыбу старшим офицерам крейсера – командиру корабля и старшему помошнику, но им по рангу нужно было ловить именно крупную рыбу – акулу. Дали задание ремкоманде изготовить большой крючок. Когда крючок был готов, его закрепили на конце стального тросика и пропустили тросик через ролики полистпасты на юте. На крючок нацепили приличный кусок костистого мяса и закинули его за борт. Конец тросика в руковицах держало несколько офицеров. Через некоторое время этих  офицеров хорошенько дёрнуло, а тросик натянулся. Стали вытягивать рыбу, но усилий явно не хватило, подошли матросы на помощь, в том числе и я тоже. Тянули, тянули, с трудом вместе вытянули полутораметровую акулу и бросили её на палубу. Акула открывала пасть с большими острыми зубами и дергала хвостом. Нам сказали не подходить близко к хищнице. Не знаю что с ней дальше делали, но сначала акулу сфотографировали.

А наш отряд кораблей повернул в Оманский залив, затем через Ормузский пролив в Персидский залив к берегу Ирака. БПК «Стерегущий» зашёл в устье реки образованной слиянием рек Тигр и Евфрат, затем по речному форватеру подошёл к городу Басра и там пришвартовался. Крейсер «Дмитрий Пожарский» не смог пройти по речному форватеру, так как имел большое водоизмещение и был вынужден вместе с танкером пришвартоваться в порту Умм-Каср. Визит в Ирак продлился с 11 по 19 мая.

В связи с имевшими место противоречиями в политике между СССР и Ираком, во время визита кораблей, контакты между членами экипажей кораблей и населением были ограничены. Крейсер посетили:  министр обороны Ирака, командующие ВМС и ВВС, высшие и старшие офицеры видов вооружённых сил, губернатор провинции, посол СССР в Ираке В. Ф. Николаев, военный атташе, советский консул в Басре, послы и консулы ряда стран. Контр-адмирал Н. И. Ховрин вспоминал: «Во время визита в Ирак пять наших офицеров из командования отрядом были приглашены на визит к президенту Ирака. В столицу и обратно летели самолётом. Когда офицеры прибыли во дворец президента, то обратили внимание на то, что он окружён танками. В коридорах, в приёмной и даже в кабинете стояли пирамиды с автоматами и карабинами. Приём прошёл хорошо. Когда же мы завершили официальный визит в эту страну, то через несколько дней там произошёл государственный переворот».

Матросов БПК «Стерегущий» отпускали  в увольнение на берег в Басру, а матросов с крейсера «Дмитрий Пожарский», в том числе и меня, везли в увольнение из порта Умм-Каср на закрытых брезентом военных грузовиках также в Басру. Там все наши матросы проводили свои увольнения на берегу. Басра – один из самых жарких городов, температура летом превышает +50°. В Басре меня поразила большая мечеть с зелёными красивыми куполами, много торговых кораблей под разными флагами. Кварталы утопали в зелени пальмовых рощ и фруктовых садов. Территорию города пересекали многочисленные каналы. В центре города очень много маленьких магазинчиков с вывесками, почти все продавцы - мужчины. На них чаще были белые штаны, тёмная рубаха на выпуск и пояс. Женщины одеты по разному. Некоторые женщины на улицах ходили в черных одеяниях и открытыми были лишь глаза. Басра считается родиной Синбада-морехода. После посещения Ирака наши корабли отшвартовались и вышли из Персидского залива, через Ормузский пролив и Оманский залив и направились прямым курсом на восток, в Пакистан, в порт города Карачи.               


Рецензии