Экзекуция. Охота на слова

От чужих слов (имею ввиду слова чужих языков) можно ждать всякого подвоха. В неподходящий момент подведут, подставят, исказят смысл.

Давно слежу за творческими успехами поэта, музыканта, актера театра и кино, видеооператора, сценариста, летчика-спортсмена, парапланериста, радиолюбителя-коротковолновика, путешественника... (это я привёл его самопредставление  с сайта СТИХИ.РУ) Константина Фролова-Крымского. Он лет на девять младше меня, в его стихах много мудрости, и я иногда их выставляю в Одноклассниках, не спрашивая разрешения у автора.

Раз выставлены стихи  в информационное поле, значит,  они уже принадлежат вечности.

Плохие стихи я не выставлю. А хорошие должны знать многие люди. Хорошие стихи объединяют, они как мосты между двумя берегами. Не будь их, мир бы стал маленьким и скучным.

Встретил стихотворение, где всё пронизано сыновней любовью. Вот оно.

Детский доктор

Константин Фролов-Крымский

Снова память  ларец  открывает ключом,
Громко клацая в старом замке…
Моя мама  работала детским врачом
Много лет  в небольшом городке.

Шёл на улице дождь иль позёмка мела,
Осень – вечный  сезон для простуд.
Помню,  мать постоянно одетой спала,
Чтоб на сборы  не тратить минут.

Словно старый солдат, даже если невмочь -
«Газик» ждёт! И без всякого «но»!
Сколько помню я  -  чуть ли не каждую ночь
Громкий стук раздавался в окно.

Где же взять столько сил, чтобы выдержать всё,
Игнорируя отдых и сон?
Ведь у матери -  город и несколько сёл.
Детский доктор. Одна – на район.

Я как докторский сын  заработал свой стаж.
На прививках все дети равны!
Словом, все экзекуции,  как «Отче наш»,
Помнит тело,..  пониже спины.

Нет в районе дверей, где б она не была.
Каждый дом, где звучал детский смех,
Помнит маму мою. Вот такие дела.
И она тоже помнила всех.

К ним теперь перешла по наследству земля
И призыв – Не жалейте добра!
Инженеры, рабочие, учителя,
Повара, продавцы, доктора…

Моя память – старинный  волшебный Дворец,
Я к тебе скоро снова приду!
А пока запираю заветный ларец,
Старый ключ под подушку кладу.
14.04.2020
© Copyright: Константин Фролов-Крымский, 2020
Свидетельство о публикации №120041400673

Резануло слух слово ЭКЗЕКУЦИЯ, да ещё во множественном числе. Не слишком ли?

Вспоминаю своё раннедетское восприятие, когда к нам домой врач пришла с медсестрой и мне поставили первый укол под лопатку. Такой боли я не испытывал никогда, а они пообещали прийти ещё. Я прятался от них под кровать… Меня вытаскивали и ставили прививку.

Потом моей психологической подготовкой к уколам занялся старший брат. Он уверял, что это совсем не больно, а если больно, то надо терпеть. «Ты же мужик. Женщина, терпеть не сможет… А ты должен не показывать виду».

В общем, я не убегал от врачей и от прививок. А в школе с первого класса очень спокойно переносил.  И песня, которую я пел со сцены когда учился в третьем классе, была совсем не про меня. Помните?

Почему я встал у стенки,
У меня дрожат коленки?

Не было больше ни дрожи, ни страху.

Последний раз укол под лопатку мне ставили в 1966 году перед нашей отправкой в студенческий стройотряд. Укол почему-то называли молочным, а состав просто после смешивания двух ампул получался мутно белым. Многие теряли сознание и какое-то время сидели на кушетке в кабинете, где уколы ставили. Я чувствовал себя нормально, прошёл до двери и … по косяку сполз и сел на корточки. Кто-то из своих сунул мне в рот зажжённую папиросу. И я отдышался.

После все прививки ставили или в руку, или в мягкое место.

Понятно, что сын детского врача первым получал все прививки. Семья детского врача жила в нашем доме, в нашем подъезде этажом ниже нас. Её сын, мой ровесник, к тому же внешне похожий на меня, выучился на хирурга, потом стал не просто лицевым, а модным лицевым хирургом. Его младшая сестра – детским врачом. А к их матери мы обращались нередко, пока подрастал наш сын. Иногда даже среди ночи. Она научила мою жену ставить уколы. С годами и я этому научился.

И всё-таки назвать  уколы экзекуцией я бы не стал. Не исключено, что это слово было в шуточном лексиконе детского врача. Наша соседка Валентина Александровна не раз говорила, что все обязательные вакцины, которые она ставила своим пациентам, прежде проверяла на своих детях. И доверие к вакцинам, и к врачам, которые их прописывают, в советские времена было безоговорочным. А сейчас какие-то банкиры и миллиардеры проталкивают через вакцинацию интересы собственного бизнеса…

Экзекуция (лат. executio) — исполнение судебного приговора. На низших стадиях развития права, когда государство берет на себя только посредническую роль между тяжущимися сторонами, а забота об осуществлении последствий приговора лежит на заинтересованных в том лицах, не существует особой процессуальной формы Э. и термин этот не имеет строго юридического значения. Лишь с течением времени создаются или специально исполнительные постоянные органы власти (напр. в афинском уголовном судопроизводстве коллегия одиннадцати) или чрезвычайные, вызванные потребностями данного, исключительного дела. Таким чрезвычайным магистратом, напр., являлся римский экзекутор. В современном уголовном праве экзекуция приобрела значение исполнения смертного приговора или телесного наказания. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

А вот из более современных словарей.

ЭКЗЕКУЦИЯ [зэ], экзекуции, ж. [латин. exsecutio – исполнение]. 1. Телесное наказание. 2. Исполнение судебного или административного приговора (казнь, продажа имущества и т. д.) (офиц. устар.). Большой словарь иностранных слов русского языка

А теперь вслушаемся, всмотримся, вчитаемся в само слово ЭКЗЕКУЦИЯ и его латинский исходник  EXSECUTIO.  EX  - сопоставим с русским предлогом ИЗ, где буква З создана из двух скобок, как в буквах Э и С, в некоторых латинизированных языках удвоенная СС читается как КС. Второй корень -  SECU,   TIO – суффикс существительного. Корень SECU  и без перевода понятен: секу. И вовсе не случайно этимологический словарь Крылова отмечает в Петровскую эпоху это слово в народной этимологии преобразилось в более понятное секуция, от глагола сечь, ведь экзекуцией называлось в том числе и наказание солдата розгами.

То есть – хочу особо отметить -  русский простонародный ум точно почувствовал в чужеземном слове русские корни и образовал из них новое слово с ясным смыслом, которого лишены многие заимствованные слова.

А это значит, что использование поэтом слова ЭКЗЕКУЦИЯ – явное преувеличение.


Рецензии
Вы мне напомнили уколы под лопатку в 5-м классе. Я их не боялся,но когда медики пришли в наш класс, там были только одни девочки, а семерых (смелых или трусливых) парней в классе не было. Они пришли на следующий урок. А к нам заходит учительница, берет меня за руку, командует "Пошли" и ведет нас в следующий класс, где ставят уколы. Она впустила нас в класс и отпустила. А класс был с двумя дверьми (или дверями?). И мы все ушли без укола. На следующий день нас не допустили до занятий, велели идти в больницу. Все кроме меня сходили, а я три дня сидел дома, а поСЛЕ выходного пришел в школу. Никто, ничего мне не сказал. И я без укола дожил почти до 90 лет. А если бы с уколами? Не знаю.

Павел Каравдин   07.08.2020 18:03     Заявить о нарушении
Забавный случай. А мне нельзя было отлынивать, я со сцены пел, что уколов не боюсь, если надо уколюсь.

Александр Ерошкин   07.08.2020 23:43   Заявить о нарушении