Мастерство изображения человеческих чувств

       Поэты  И.А Бунин и А.И. Куприн относятся к писателям конца 19- начала 20 века. Оба они сумели изобразить духовный мир своих героев в прекрасной форме. Так в рассказе «Господин из Сан-Франциско»  Бунин показал, что люди высшего общества не способны на проявление человеческих чувств. А И.А. Куприн в произведении «Гранатовый браслет» воссоздал образ человека познавшего настоящую любовь. В чем заключается мастерство этих писателей? Попробую ответить на этот вопрос, обратившись к разбору их произведений.
        Главный герой рассказа Бунина не имеет имени, это символизирует отсутствие личности персонажа. Господин из Сан-Франциско отправляется с семьей, женой и дочерью, в отпуск. Они плыли на пароходе «Атлантида». Особенностью лирики Ивана Алексеевича является умение передавать через звуки и краски пейзаж. Природа в произведении сопоставлена обществу, развлекающемуся на корабле. «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира», «Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях». Люди высшего общества возвышают себя и считают, что все вокруг может подчиняться им. Но природа не разделяет их мнения. И она даже играет с этими людьми «Утреннее солнце каждый день обманывало : с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь, да все гуще и холоднее». Фальшивая жизнь людей изображена и с помощью прекрасной влюбленной пары танцующей по вечерам на пароходе «и только один командир знал , что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги».  Остановка путешественников  совершилась на Острове Капри. В отеле писатель намекает читателю о дальнейших событиях. Господин из Сан-Франциско узнают в хозяине, встречавшем его с семьей , человека который приснился ему ночью, но никакого значения он этому не придал. Намеком служит так же и подробное описание того, как главный персонаж собирается на ужин. «Пол еще качался …». После того как Господин из Сан-Франциско спустился в читальный зал эму стало плохо «шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа…», немец который поднял панику на корабле символизирует беспомощность и неумение держать себя в руках в критических ситуациях. Главный герой рассказа скончался, чтобы этого не узнали окружающие, его даже не смогли перенести в свой номер,  а оставили в «самом плохом, сыром и холодном номере в конце нижнего этажа. На родину Господина из Сан-Франциско отправили в ящике из под содовой английской воды. На корабле «скрывали от живых- глубоко спустили в смоленном гробе в черный трюм». «Столовые и бальные залы ее изливали свет и радость, гудели говором нарядной толпы благоухали свежими цветами.»
     На корабле ничего не изменилось как не изменяется скучная и однообразная жизнь людей которые ставят себя выше других, такие люди ничего не приносят обществу. Писатель приводит противопоставление общества элиты такими персонажами как Лоренцо и абруццские горцы.
Лоренцо связан с искусством «знаменитый по всей Италии не раз служивший моделью многим живописцам». Этот мужчина не стремится к славе и всеобщей любви, «лодочник и беззаботный гуляка», и он счастлив и доволен своей жизнью. Два арбуццских горца посветили себя музыке «шли они и вся страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними».
    Бунин показал, что люди не интересующиеся красотой окружающего мира, не занимающиеся саморазвитием, не приносящие пользу обществу не могут зацепиться за жизнь, она у них проходит однообразно и быстро.
     А.И. Куприн в произведение «Гранатовый браслет» описал высокое чувство-любовь, во всех ее красках.
    Главной героиней рассказа является княгиня Вера Николаевна Шеин. Она давно забыла о любви и страсти, с мужем ее связывали больше дружеские отношения. У нее появился поклонник, который писал ей письма с признаниями о своей любви, но взаимностью она не отвечала.  В день именин Веры Николаевны, которые «совпадали с дачным периодом», она встречала гостей «немногих и только самых близких». За праздничным столом Шеин отвлекла горничная, с тем, чтобы передать своей барыне небольшую посылку которую оставил «красная шапка». Шеин «подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутую в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку». Г.С.Ж., поклонник Веры Николаевны, поздравлял ее с «Днем Ангела». В этом письме Желтков, просит прощения за то, что «семь лет тому назад, я осмеливался писать глупые и дикие письма». Пишет о том, что он теперь ежеминутно желает ей счастья и радуется, если она счастлива.  Он прислал ей браслет, который передается в его семье из поколения в поколение. «Он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгонять от них тяжелые мысли». Г.С.Ж. не упрашивает Веру Николаевну принять этот подарок, и пишет, что был бы счастлив и тем, что ее руки прикасались к этому браслету. В письме Желтков обращается к своей возлюбленной на «Вы», это говорит о том, что он ее очень уважает. После прочтения письма Вера Николаевна была в замешательстве, она не знала как поступать и решила обратиться за помощью к мужу. А Василий Львович не воспринимал в серьез этого «П.П.Ж.»-как он писал в своем альбоме. Он создал его для забавы и стал показывать гостям. В этом альбоме он опускал телеграфиста, это казалось им смешно и интересно. Стихи «Твоя прекрасная нога -/Явленье страсти неземной!», вымышленный сюжет, все это поднимало настроение присутствующим. Когда гости стали расходиться Вера и Анна, ее сестра, пошли провожать дедушку, генерала Аносова. Вера Николаевна в потоке взаимных рассказов, поделилась с ним о своем «таинственном обожателе» , на что генерал ответил: «Может быть это ненормальный малый, маниак, а – почем знать? – может быть твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь , о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.» В этих словах заложено наставление о том, что это дело больше не должно оставаться не замеченным. Неравнодушным к этой ситуации остался и брат Веры - Николай Николаевич. Он был намерен найти этого телеграфиста, и дать ему понять, что не стоит больше писать замужней женщине «его глупостям надо положить конец».  После того как они узнали адрес Г.С.Ж. Николай и Василий отправились навестить его. Муж Веры сомневался в том, что они поступают правильно. Желтков встретил гостей с волнением « худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы. Они говорили, и уверенно чувствовали себя только Николай Николаевич, защищая имя своей сестры и ее мужа. Г.С.Ж. объяснился в своих чувствах, и Шеин его даже стало жалко, он спокойно разрешил , несчастному телеграфисту поговорить с княгиней Верой по телефону «разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».  После нелегкого разговора оба приятеля отправились домой. Какой-то знак судьбы заставил развернуть Веру Николаевну газету, хотя он и так знала чего ожидать от несчастно влюбленного. «Вчера вечером, около семи часов , покончил жизнь самоубийством чиновник контрольной палаты Г. С. Желтков ».  Это очень напугало ее. Но она не смогла сдержать себя в руках, когда получила письмо. В нем Желтков писал, об их первой встречи, и просил, чтобы она его не забывала, «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Она снова обратилась к мужу: « Да, я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».  Вера Николаевна решилась отправиться проститься с человеком, которым  даже не была хорошо знакома. «вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу , подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок» «и, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем». Желтков попросил передать Вере название произведения Бетховена, что бы слушая музыку, она вспоминала его. Вера Николаевна погрузилась в размышления, она потеряла то, о чем так сильно мечтает каждая девушка, о настоящей и вечной любви. Она повторяла слова «Да святится имя твое». Когда она попросила Женни, пианистку, сыграть то заветное произведение, она словно разговаривала с Желтковым. А когда музыка закончилась, она сказала себе «Нет, нет, - он меня простил теперь. Все хорошо».
         Это произведение убеждает читателя в том, что настоящая любовь существует, что она рядом. Нужно прожить свою жизнь счастливо, в этом поможет любовь. Высокое чувство может возникнуть в человеке абсолютно внезапно, как например, в княгине Вере Николаевне, когда она поняла что упустила. Или может нарастать все больше и больше пока человек не сможет ее контролировать, она завладеет им и не отпустит, как в случае несчастного Желткова. Несчастного потому, что всемогущая любовь забрала возможность этого человека жить. Любовь будет всеми своими силами наталкивать человека на проявление своих чувств, что он не сможет контролировать себя. Мой вывод такой: любовь - это страшная сила.
         Мастерство в изображение человеческих чувств двух великих писателей, И.А. Бунина и А.И. Куприна, заключается в том, что они в своих произведениях наталкивают читателя на размышления. Глубокие размышления. Человеческие чувства до сих пор не в полной мере изучены. Много чего можно ожидать от человека, который полностью окунулся в любовь, как Г. С. Желтков, или же наоборот  не может испытывать высокие чувства, так как занят только физическими потребностями, как Господин из Сан-Франциско.


Рецензии