Архип Куинджи Дарьяльское ущелье

     Архип Куинджи.Дарьяльское ущелье. Между 1890 и 1895 .Бумага на картоне, масло. 38 ; 56,5 см Третьяковская галерея, Москва, Россия
   
   Слава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.

   На Миниатюрной картине  изображено Дарьяльское ущелье на реке Терек в месте пересечения Бокового хребта Большого Кавказа, к востоку от горы Казбек. По дну ущелья бежит Терек, вдоль него вьётся Военно-Грузинская дорога. Отвесные скалы уходят в высоту не меньше чем на километр.

  Величественная луна серебристым светом освещает ущелье. Ее свет отражается на водной глади реки, которая мирно протекает по равнине, как раз перед ущельем. По бокам возвышаются грозные и величественные горы, поражая зрителя своим грозным и торжественным очарованием.

    Контраст реки, водяных брызг, скал, за которыми сразу небо, делает ущелье неповторимым. Пейзаж полон неуловимой свежести, отстраненности от всего человеческого и легкой грусти.

    Красота ночного ущелья величественная, но одновременно и пугающая. Лунный свет по-особому выстраивает колорит пейзажа, создавая градацию оттенков синего от светло-фиолетовых, голубых цветов до насыщенных почти чёрных тонов. Яркий, сияющий лик луны обрамлён небольшими облаками, имеющими светлый оттенок, близкий к оттенку морской волны.
   
    В картине присутствуют два ярких градационных пятна — луна и «лунная дорожка» в отражении тихой речной воды. Благодаря этому эффекту контрастности материалов и мягкости освещения и создается объём в картине. Неяркий жёлтый огонёк придаёт ещё больше спокойствия, не только уравновешивая световой контраст двух частей изображения, но и лишая зрителя чувства одиночества.

    Основываясь на расположении скал вокруг этого источника света, можно утверждать, что при написании картины его не должно было быть видно, потому что именно этот участок берега окружали скалы. Впрочем, благодаря этому фонарику в картине появилась и гармония цвета — тихий свет свечи не только добавляет на картину жёлтый цвет, контрастный голубому, но и передаёт силу лунного света, если заметить, насколько она перекрывает его отражение своим.

 На основе этой картины Куинджи, будучи профессором высшего художественного училища при Академии Художеств, преподавал ученикам технику композиции — сочетание основ реалистичности и декоративности изображения, предпочтение игры света игре объёма внесло множество поправок в русскую живопись.

    "Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи."
     Илья Ефимович Репин
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.