Психология творчества

                "Мне грезится сообщество людей, которые независимы, не
                знают пощады и хотят носить имя "истребителей"; они
                прилагают ко всему мерило своей критики и жертвуют собой
                для истины. На свет все дурное и фальшивое! Мы не хотим
                строить прежде времени, мы не знаем, сможем ли мы когда-
                либо строить, и не лучше ли, может быть, совсем не
                строить. Есть гнилые пессимисты, резиньисты - к ним мы не
                хотим принадлежать".
                Фридрих Ницше "Мы филологи"
 Черты, присущие самоубийцам, наблюдаются у творческих людей. Есть даже своя философия самоубийства. Как ни прискорбно это звучит, начало этой традиции положил Сократ. Затем ее продолжил Сенека в "Нравственных письмах к Луцилию". Да и само самоубийство Сенеки под пером Тацита столь похоже на самоубийство Сократа. Хотя сама фигура Сенеки, политика и философа, воспитателя и наставника Нерона, не столь однозначна как кажется на первый взгляд.

 Своя философия самоубийства есть и в японском кодексе Бусидо. Ее автор Хагакуре писал, что "путь самурая обретается в смерти". Остается только гадать о том влиянии какое произвела самурайская эстетика на самоубийство японского писателя Юкио Мисимы. Судя по его последней работе тетралогии "Море изобилия" (имею в виду ее вторую часть), восстание призванное обновить империю напоминает какую-то террористическую секту, в планы которой входит не только убийства высокопоставленных людей, но своих сограждан, т.е. солдат. Второе это восстание заранее обречено на провал. Как можно воевать мечами против ружей и пушек. И третье эти фанатики, не брезгующие пролить ради какой-то малопонятной идеи чужую кровь, потерпев поражение друг за другом взрезают себе животы. Увы, в этом романе мы не найдем подлинных метаний террористов в духе Савинкова или Достоевского.

 Второе когда-то Пушкин в "Моцарте и Сальери" ложно писал, что гений и злодейство - две несовместимые вещи. Но уже сам Петр Великий, который, по словам Максимилиана Волошина, "был первым большевиком" и собственноручно не только пытал, но и рубил головы стрельцам, своей жестокостью опровергал это высказывание. 20 век также дал миру гениальных злодеев, Ленина, Сталина, Гитлера и Мао Цзедуня. Начало 21 века показало, что злодеем может быть не только политик, но и талантливый ученый. Имею в виду печально известного Олега Соколова. С одной стороны - гордость отечественной и мировой историографии, с другой - убийца и расчленитель.

 Но предоставим слово итальянскому психиатру Ломброзо:  "Еще Аристотель, этот великий родоначальник и учитель всех философов, заметил, что под влиянием приливов крови к голове "многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями" и что Марк Сиракузский "писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершенно утратил эту способность". 

 Далее продолжает Ломброзо: «О гениальных люди, точно так же как и о сумасшедших,можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену. Гете, Гейне, Байрон, Челлини , Наполеон, Ньютон хотя и не говорили этого, но своими поступками доказывали еще нечто худшее".

 По его мнению, гениальные люди способны перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видят всюду преследования и во всем находят повод к глубокой, бесконечной меланхолии, которая отчасти объясняется тем, что они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя обычных людей. «Меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм, - подводит итог Ломброзо, - вот жестокая расплата за высшие умственные дарования, которые они тратят» ( Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство: Сочинения. - М., 1998, с.9, 13, 24)

 В составленных итальянским психиатром  списках гениев можно много найти эпилептиков, меланхоликов, эскцентричных личностей, самоубийц, наркоманов и алкоголиков.

 По мнению некоторых исследователей, гений не только личность эпитимного склада, но и носитель рецессивного гена шизофрении. Один ген не вызывает патологии, но в ряде случаев он может привести к развитию выдающихся способностей.

 Существенная черта художественных и научных гениев – чередование состояний экстатического возбуждения и упадка сил. В этом проявляется циркулярный или, как еще называют врачи-психиатры, маниакально-депрессивный психоз, при котором настроение колеблется от крайне положительного до крайне отрицательного. Среди представителей творческих профессий им чаще всего страдают поэты, затем музыканты, художники, скульпторы и архитекторы (Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. -М., 2008, с.194-195).

 Теории Ломброзо придерживался и советский исследователь С.О. Грузенберг. В своих работах он рассматривал творчество как результат преодоления страха смерти. По мнению Грузенберга, оно порождается пессимизмом, моральной недостаточностью и т.д.

 Но есть и противоположный взгляд, что творчество - это здоровье. Оно помогает человеку найти себя в этом мире, оставить в нем свой след и даже указать некий путь будущим поколениям. Но последнее, увы, доступно немногим.


Рецензии