Отрочество

 
   
    Что значит переходный возраст?  Как узнать,  что ты уже  переступил эту невидимую черту,  разделяющую детство и юность?  Все,  из чего состояло твое детство: босоногое и бесшабашное дворовое окружение, содранные в кровь коленки,  обветренные на морозе щеки и руки, все теперь  перейдет в память, оставшись основой новых этапов твоего взросления.

     К своему переходному возрасту невзрачная девочка Инна подошла без особых изменений во внешности. Невысокий рост, белобрысая челка и  два  тощих волнистых хвостика, которые  по-прежнему  украшали  ее головку со смешливыми  серо-голубыми глазами, разве что крепче стала спортивная фигурка.  Взросление Инны шло ровно, без рывков и застоев. Наряду  с формированием взрослеющего тела,  душа тоже обогащалась, а  эмоциональные краски ее поведения  были заимствованы у литературных героинь.  Окружение реальное пока не дотягивало до  проекта самосовершенствования, выстроенного в ее голове.
   
    К окончанию восьмого класса,  Инна сделала упор на учебу в школе.  Знания были ее неоспоримым козырем самоутверждения в любой незнакомой  компании. Она любила  блеснуть  в разговоре со сверстниками мудрым изречением из литературных произведений. Желание быть красноречивой подталкивало ее к освоению все более серьезных произведений. Не понимая с первого раза смысл прочитанного, она читала его до тех пор, пока не увязывала текст  произведения в логическую  понятную цепочку действия.
   
    Переход в новую школу Инна воспринимала, как  начальную ступеньку лестницы  успешного своего будущего.  Амбициозная и уверенная отличница,  она не сомневалась в своих знаниях, перспектива  доказывать их в новом окружении незнакомых ей одноклассников,  лишь разжигала ее любопытство и азарт.  Вместе с ней в экспериментальный математический класс отобрали еще семь девочек  с прежней школы,  остальные с других школ, но  у  всех  были отличные отметки по математике.

     Солнечный день, перекличка и  первое знакомство с классным руководителем и одноклассниками.  Шумная толпа нарядных и оживленных подростков сгрудилась на школьном дворе. Инна замечает,  что в стороне  от всех  стоит грустная высокая девушка с русой косой и карими заплаканными глазами.  Инна узнает, что ее зовут Наташа, что у нее недавно умерла мама.
   
     Картина ее одиночества приглушила  привычную звонкость первого дня школьной суеты,  будто все убавили звук веселья, запрещая себе быть счастливыми,  выражая  тем самым свое сочувствие  ее горю. Вскоре Наташа ушла, не дожидаясь  окончания переклички, а классная руководительница попросила всех быть особенно внимательными к ней.

     Имя у классной руководительницы было редким - Калерия Матвеевна.  Инна первое время напрягалась,  произнося его, сбиваясь на Карелию Матвеевну.  Внешне мягкая, с улыбчивым и добрым лицом, немного грустными серыми глазами,  с кудряшками, невысокого роста,  в строгом сером костюме прямого фасона, она сразу же расположила к себе весь класс.  Современная,  ироничная,  мудрая досталась Инне классная. Она преподавала, любимую Инной, литературу и русский язык.
   
     Заметив,что Инна застенчивая, неуверенная в себе девушка, Калерия Матвеевна, будто ненароком, стала  помогать ей раскрепощаться. Инна почему-то стеснялась отвечать урок у доски, краснела, заикалась,ей казалось, будто одноклассники непременно оценивают  ее внешность, а не ее знания. От направленных на нее изучающих их взглядов, она терялась, потому что она сама также рассматривала их,когда они отвечали у школьной доски.
    
     Калерия Матвеевна избавила ее от этих мук, разрешив Инне отвечать письменно на устные вопросы. Тут  уж Инна давала волю своей фантазии, ее ответы были в списке лучших. Только раз Инна получила четвертку за сочинение,когда описывая  образ Наташи Ростовой, раскритиковала ее за  легкомысленную влюбленность в Курагина.
      
     Конечно же новые лица сборного класса пробудили взаимный интерес между одноклассниками. Инне сразу же приглянулся  мальчик Толя. Чем? Вроде не красавец, к ней не проявлял ни малейшего интереса, к тому же еще и немногословен, а ей очень важны были легкость и красноречие в общении, но ей он был интересен.  Для развития ее чувств  была необходима  такая безответная влюбленность. Инна наблюдала и изучала предмет своей симпатии издалека, он также  держал дистанцию, ведь он любил другую, Надю.
    
     Тут он был не одинок, ее  все мальчики в классе  любили. Белокурая Надя, стройная, с выразительными зеленоватыми глазами, раскованная и легкая в общении , она нравилась всем, включая  учителей. Одевалась Надя по последней моде, у нее было два взрослых брата, она легко общалась с мальчишками,она их не боялась, в отличие от Инны, которой  жизнь мальчишек была неведома.

     Инна воспринималась одноклассниками, как  "свой парень".  Они ей по очереди  плакались в "жилетку", рассказывая о неразделенной любви. Она их утешала, давала советы, сама не зная о любви ничего, а они успокаивались и верили ее сказкам, что они достойны Надиной любви, но их опередил  голубоглазый красавец Сергей,которого любила она. Ведь он  играл на гитаре, пел песни Муслима Магомаева, к тому же был перспективным спортсменом по прыжкам в высоту.

     Родители Сережи были против этих ранних отношений, они прочили ему  семейное будущее с другой девушкой, подругой детства. И ведь так и получилось, он на ней и женился после двухлетней ее атаки. Но сейчас влюбленная Надя была рядом, весь класс жаждал дальнейшего развития.  Ведь одноклассники тоже заряжались излучаемым ими счастьем, попадая в их  магнитное поле.

     Вот такая школа любви происходила  на сцене класса. Желание прикоснуться к неизведанному чувству было столь сильно, что начались повальные влюбленности, выдуманные и действительные. Заразился весь класс. А на улице весна, яркое солнце, мини-платья  и концентрация такой бурлящей юности в одном месте, что трудно не закипеть.

     Девушки делились  между собой  сердечными тайнами, раскрывая друг другу, кто кого любит. Оказалось, что пристрастия  у вчерашних влюбленных менялись часто: тот, кого любил еще вчера, стал безразличен, а ты нравишься тому, кто тебе не интересен. Но атмосфера всеобщей зрячести чужих чувств,  это тоже погружение в любовь, пока не свою-чужую, но это путешествие очень увлекательное и познавательное.
   
    Только вот сомнение  зарождается:"Встретишь ли ты ее, настоящую любовь? Узнаешь ли ее? Разве она не единственная?  Почему ее так воспевают поэты?" Вопросы, ответы на которые сейчас  не получишь. Они еще впереди, сейчас неразделенные чувства еще не разбивают сердца,а глаза оказывается  умеют говорить, надо  только выучить этот язык искр, посылаемых  только одному адресату. Юность-пора чистоты чувств, жизнелюбия и открытости счастью.

     Инна оценивала и анализировала  реакцию на себя со стороны одноклассников. Она не была хохотушкой, но в ее  небольших серых глаза иногда  бегали озорные чертики.  Когда смех  вот-вот вырвется наружу,то ей его надо удержать: надо отвернуться, погасить огонек, включить стоп-кран, опустить голову вниз, спрятать глаза, проглотить накатывающую волну смеха внутрь, и не задохнуться.

       Такой приступ беспричинного смеха накатил на нее  однажды в классе на уроке химии. Поводом  для смеха послужил ее сосед по парте, Володя. Он отвечал на уроке, хохмил, весь класс и учительница  по химии дружно смеялись над  его остроумием.  Надо сказать,что смех у высокой и плечистой химички, был похож на  громкое лошадиное ржание, он оглушал,вызывая всеобщий смех. Ее  крупное и вытянутое лицо,большие зубы,круглые карие глаза и пронзительный голос соответствовали ее  смеху и всей ее внешности. Хотя ее уважали и ценили за юмор,но за глаза, в разговоре между собой, называли "лошадь". От души посмеявшись, она  с серьезным лицом  говорит Володе:
     - Насмешил всех, но к уроку не готов. Садись, два.

      Пауза в классе наступила, как в немом кино. Широко раскрытые глаза Володи,   раскрытый от удивления рот,  недоуменно замерший класс.  Попытки  со стороны старосты о снисхождении к нему, ведь  класс  оценил  не   знание химии, а желание разбавить  его формулы  живой энергией  смеха, ни к чему не привели. Учительница продолжила урок, начав новую тему.


       Что на  Инну нашло, она не знала,но глядя на химичку, она вдруг   рассмеялась невпопад, наверное от неожидаемого финала всеобщего веселья. Учительница пытливо посмотрела на Инну,не над ней ли она смеется, поставила ее  перед классом у доски.  Инну  недавний смех просто душил, глаза предательски смеялись, одноклассники тоже стали   поддерживать редкими смешками. Химичка же разозлилась, попросила Инну выйти из класса за срыв урока.

       Инна вышла, за дверью ей уже не было смешно. Она постучалась,вошла в класс, извинилась, села за парту, посмотрела на Володю. Тот с любопытством разглядывал ее, а глаза  его смеются, тут  на Инну опять накатил волной  предательский смех.
      -Иди, прохохочись за дверью, я не шучу, пойдешь к директору,-раздраженно сказала учительница.
   
      Картина повторилась. Опять она стоит за дверью, ей не смешно. Снова заходит в класс, все глаза устремлены на нее, напряженная тишина, вот теперь ей по-настоящему  стало несмешно. Володя умный парень,  из неблагополучной семьи, для него эта двойка подпортит ему аттестат. После окончания школы он не поступит  в институт, хотя он выбирал тот, где не будет химии и точных наук. Он рано уйдет из жизни, повторит судьбу пьющего отца.
    
      Будучи уже взрослой, Инне  для разрядки напряжения, часто хотелось рассмешить, пошутить, но начиная фразу, увидев глаза собеседника, она тут же меняла смысл фразы, понимая ее неуместность. Зажимать в себе смешливость было самым трудным в обучении владения собой и эмоциями. С проявлением гнева было еще труднее, когда хотелось ударить ответно обидчика. Она заставляла себя посмотреть на себя со стороны, чтобы погасить гнев. Так было проще, время переключения в уме срабатывало, как огнетушитель.

      Сколько еще предстоит ей освоить приемов поведения, прилизанных и фальшивых, после приема  которых хочется помыть руки. Часто эмоционально взрываться, выпалить все  что думаешь, не соблюдая субординации, добиваясь права свободы высказываний.

      Один мудрый начальник дал ей совет:
-У тебя богатое воображение и желание высказать свое видение решения проблемы? Не залезай на чужую территорию и не переставляй там все по-своему, кому такое понравится? Да никому! Если бьет  фонтан  идей, не лей его на людей, они могут захлебнуться. Как этому научиться? Научишься, если не захочешь слыть выскочкой. Это уроки жизни, в школе их не преподают.
   
      Инна следовала этому совету. Ошибаясь,  она преодолевала  препятствия, взлетая над планкой, удивляясь, что высота взята и поднимала ее еще выше.  Она встретит любовь, настоящую, которую узнает сразу. Она поймет, почему влюбленные хотели бы стать поэтами, но  стихи у них не получаются. Зато они способны, в полной мере, восхититься строками великих  поэтов и писателей о любви. Переходный возраст  может длиться всю жизнь, ведь она еще продолжается.


Рецензии