Книга Соловьева про перхоть

Сергей Соловьев. "История отношений между
русскими князьями Рюрикова дома"

Наверняка у вас мелькнула мысль, что в названии моей рецензии речь идет про Владимира "вилла на озере Комо" Соловьева?… И действительно, какой еще из Соловьевых будет писать про перхоть?…

Тем ни менее, вы ошиблись. Это книга принадлежит перу дореволюционного российского историка Сергея Соловьева, чье имя ныне несколько затерялось среди многочисленных однофамильцев. Сергей Соловьев больше всего известен как автор 29-томной "Истории России с древнейших времен" (1851-1879). Работа С.Соловьева о сложных взаимоотношениях потомков легендарного Рюрика – одна из самых ранних в его творческой биографии, она была написана до многотомной истории и впервые опубликована в 1847 году.

Вряд ли я преувеличу, если скажу, что эта книга - образец исторической скуки: читать ее невероятно утомительно и тяжело. И дело здесь не только в особенностях изложения материала автором, а в теме. Отношения князей Рюрикова дома могут заинтересовать только крайне узких специалистов – историков, которые увлечены генеалогией. Обычный читатель попросту не сможет продраться через непроходимый лес одних и тех же имен, принадлежащих совершенно разным князьям. Разобраться в семейных взаимоотношениях Рюриковичей во время чтения этой книги совершенно невозможно. Чтобы адекватно воспринимать события, описываемые в тексте, придется составлять (или искать в Интернете) подробнейшие генеалогические древа Рюриковичей. Лишь некоторые главы более-менее понятны без них – когда в центре повествования оказывается какой-нибудь хорошо известный князь, вроде Владимира Святого или Владимира Мономаха.

Тем ни менее, чтение этой книги – занятие полезное. Уже после нескольких десятков страниц понимаешь, что князья на Руси – нечто вроде перхоти, которая обильно просыпалась на Русскую землю. Разумеется, что никакой пользы от нее, кроме вреда, для местного населения не было. От князей ждали защиты от внешних врагов (кочевников), но главной их работой было разорение собственных земель.

После ознакомления с историей потомков Рюрика становится понятно, что османские султаны, истреблявшие своих братьев, которые могли претендовать на престол, поступали очень мудро – они снижали риски для собственной персоны и государства, а также облегчали бремя населения, вынужденного содержать всю эту правящую шушеру. К сожалению, сходные традиции обошли Русь стороной. Перхоть на ее просторах распространялась без каких-либо препятствий, а "лечили" ее очень редко и исключительно методом "отрубания головы" (Грозный, Сталин), уничтожая не только паразитирующую псевдоэлиту, но и настоящую элиту общества, за счет которой оно худо-бедно, но все-таки развивалось. 

 


Рецензии