Подружитесь с богомолом
Дело было на экскурсии, на местной выставке. Дети, ну просто как цыплятки. Строго друг за дружкой, в одну линию идут. Не прыгают, не скачут. Именно идут. Даже ноги переставляют в едином ритме. Никакого шума или гама, просто смотрят в рот старшим, - воспитателю, экскурсоводу. Ловят каждое слово. Подумал, - Это что же надо сделать с нашими-то детьми, что бы они вели себя подобным образом!?
И вот, дома, в Санкт-Петербурге, на выставке тропических бабочек, - экскурсия…
Охрипший экскурсовод, просто старается перекричать группу из полутора десятков ребятишек. Совершенно безуспешно! Никто никого не слышит, поскольку все пытаются быть услышанными вперёд других, - без очереди. Поэтому и кричат.
Примерно, через пятнадцать минут этого птичьего базара, - экскурсия заканчивается и дети разбегаются по выставке, самостоятельно развлекая себя и себе подобных маленьких человечков, подсадкой еле живых тропических бабочек на руки и одежду.
Вот, некоторые из них оказались недалеко от меня. Несколько мальчишек и одна девочка, с большим бантиком на голове.
Я спрашиваю ребятишек, - Ну что, понравилось? Интересная экскурсия?
- Да-а-а!!! – отвечают, - Интересная.
- А, что вам больше всего понравилось?
- Бабочки!
- Амадины!
- Попугайчики!
- А хотите посмотреть ещё и тропических богомолов?
- Хотим! ХоЧем! КАнеСнА-а-а !
- А это кто ещё такие, богомолы? – спрашивают меня наиболее любознательные.
- Это, хищные насекомые, они живут в тёплых тропических странах и в нашей стране тоже иногда встречаются, но только в южной её части. Здесь, на севере, их нет.
- А! Знаю-знаю! – говорит один мальчишка, тот, что в самых больших очках, с толстыми линзами.
- Я про них фильм видел. Это такие зелёные, похожи на кузнечиков.
- Х-м-м, - говорю я, - Ну не всегда они зелёные, да и «похожим на них кузнечикам» лучше бы держаться от них подальше. Дело в том, видите ли, что, они их едят, вообще-то. Охотятся на них. Засады устраивают. А те богомолы, что могут быстро бегать (есть и такие виды), могут и погоню организовать.
Начинаю объяснять детям разницу, между богомолами и другими насекомыми.
- В отличии от кузнечиков, которые имеют задние прыгательные ноги или тараканов, которые являются владельцами бегательных ног, богомолы, оснащены специальными передними конечностями, которые называют, «хватательными». Поэтому, богомолов легко можно отличить и от кузнечиков и от тараканов, да и от других насекомых.
- У нас тоже «хватательные» конечности есть, - возразили мне мои маленькие оппоненты.
- Но мы же, не богомолы?
- Так мы ведь не насекомые, - говорю.
- У нас ног одна пара, а не три, скелет у нас внутренний, а у насекомых наружный.
- Да и крыльев у нас нет. А богомолы их имеют целых две пары, - пытаюсь спорить с детьми, я.
Продолжаю рассказывать о мантиссах (научное название богомолов), отвечаю на множество неожиданных вопросов, всё более увлекаясь, - забываю, что аудитория детская. Наконец-таки, замечаю, что интерес к теме на грани угасания.
Не могут дети сохранять внимание больше пяти минут. Они ещё воспринимают мир не через слово, не через текст, а через яркие живые зрительные образы, через вкус и запах, осязание, тепло и холод. Через чувство. Через любовь, во всех её бесконечных проявлениях. Кроме того, я не умею уже говорить достаточно коротко и просто, что важно и нужно для лучшего понимания сказанного.
Объяснять надо на том языке, который понятен слушателям. В данном случае, - на детском. А я и разучился, с возрастом. Поэтому, прекращаю лекцию-доклад словами, - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте смотреть богомолов!
- Давайте-давайте!!!
- А где же они? Где эти жуткие тропические хищники?
- Где же они прячутся эти монстры?
- Да вот же, прямо перед вами, в этом террариуме. Видите, на его потолке натянута сетка? Это излюбленное место богомолов. Они и в природе ведут себя так же. То есть, - висят вверх ногами под листом или чашечкой цветка, дожидаясь, когда прилетит или прискачет их добыча, - мухи, бабочки, кузнечики.
К этому моменту вокруг меня собирается небольшая толпа малолетних людей, похоже, находящаяся в состоянии вечного митинга. В результате, задним коротышам не видно, что происходит впереди, а передним, тоже не очень комфортно, поскольку задние ряды малышей активно на них напирают. Все друг дружку толкают, стремясь занять достойное место в обществе. То есть, в передних рядах, где, как известно, больше всего и зрелищ, и в перспективе, - хлеба. Но только, - худенькая девочка, та самая, с бантиком, никуда не стремилась, она скромно стояла позади всей этой суеты и толкотни, и что бы что-то увидеть, пыталась стать выше, - самым древним способом, поднимаясь на цыпочки.
Как раз в этот самый момент, понимая, что передние, задним, ничего увидеть не дадут, я, что бы всем был виден богомол, просто открыл садок, намереваясь извлечь одну особь женского пола наружу.
Садок у меня, так устроен, - открывается дверца спереди. Богомолы, которые в нём были в тот раз на выставке, в природе, ведут малоподвижный образ жизни, - это взрослые самки тропического богомола эмпузы, - Гонгилюс гонгилодес. Поэтому, можно было не опасаться, что они убегут.
Реакция передних слоёв детского общества, на мои действия, была для меня неожиданной, но вполне предсказуемой. Передние ряды, решили, что в изменившейся ситуации, когда они оказались перед лицом «свирепого», как они считали, богомола, передними быть стало крайне не выгодно и быстро ретировались. Следом за авангардом «отважно» устремились, задние ряды.
Через мгновение, рядом со мной уже никого не было, осталась только одна девочка с бантиком.
- Самая смелая? Или так испугалась, что оцепенела? – подумал я, доставая из садка самку богомола. Девочка не убегала, она во все глаза смотрела на чудное «длинношеее» животное, расположившееся на моей ладони. Но и близко не подходила, держалась поодаль.
И как тут быть? Как подружить детей с богомолами в такой ситуации?
Человеку трудно по-настоящему любить то, чего он боится.
Люди не знают, что богомолы вида гонгилюс миролюбивы, хоть мухи и выступят против этого моего утверждения.
Даже с мухами спорить не стану, у них, своя правда. Для людей скажу. Этих существ, – эмпуз гонгилюсов, смело и без опаски можно подсаживать на ладонь. Нельзя только хватать пальцами, лишать свободы передвижения. Такого обращения ни одно хищное насекомое не потерпит. В общем, нечего бояться.
Но как об этом сказать детям? И как сделать, что бы они мне поверили, эти малыши? Как объяснить, что не всё, что выглядит непривычно и чудно, опасно для здоровья?
И я начинаю издалека, обращаясь к единственной своей слушательнице.
- Девочка, скажи пожалуйста, у вас дома есть какие-нибудь животные?
- Да, есть. Котёночек.
- А ты видела, какие у него зубки острые и царапки длинные?
Разговорились мы с этой малышкой.
По ходу беседы, выяснилось, что девочка не только видела когти и зубы котёночка, но не раз испытала их действие на себе. Руки её несли следы царапин и укусов, и даже на левой щеке домашний любимец оставил заметный след из трёх приблизительно параллельных линий.
- А теперь, посмотри! - говорю ей и протягиваю большое увеличительное стекло в оправе с рукояткой, - посмотри, через вот это стекло, на этого богомола.
- Ну что, посмотрела?
И скажи мне теперь, не видела ли ты у него таких же зубов и когтей, как у твоего домашнего любимца?
- Нет, - говорит. Таких, у него нет. Вовсе маленькие зубки у этого богомолишки. Зато «шейка» у него, какая длинная!
- А хочешь, подержать богомола на ладони, как я?
- Хочу!
- Тогда ставь свою ладошку к моей, не бойся.
Девочка сразу и без колебаний, присущих взрослым, сделала это. Богомол увидел, что его жилая площадка увеличилась, и перешёл на детскую ладошку, что бы освоить новое пространство. Он сделал это своей обычной танцующей походкой, покачиваясь то влево, то вправо на длинных ножках.
За его красивую походку, получил этот чудесный богомол к первым двум*, ещё одно прозвище – танцующий богомол (*первое, дали местные жители, – розовые лепестки, другое, дали британцы, за форму тела самки, - «скрипка»).
Тем временем, остальные дети, наблюдали за происходящим с безопасного расстояния и после того, как гонги освоилась на новой жилплощади, шумно нас окружили и каждый кричал, - А можно и мне тоже подержать богомола!?
И как тут запретишь?
- Конечно можно, - сказал я, но увидев, что сейчас дети сметут и меня и садок, и пальму в кадке, около которой мы с моими «ручными» гонгилюсами разбили лагерь, поспешно добавил, - но только тем, кто встанет в очередь!
Тут же, за смелой девочкой, выстроилась извилистая и очень живая очередь. В ней смешались и «передние» и «задние», - случайным образом.
Я же с интересом, но исподволь, - незаметно, наблюдал за этой первой в очереди, за тем как бережно она держит на ладошке богомола. Как они оба смотрят друг на друга. Радость и симпатия этих взглядов передалась и мне. И, почему-то, подумал в этот момент, - « И последние станут первыми?»
- Выходит что, так.
Свидетельство о публикации №220080501853