Навстречу друг другу

- Людочка, доченька, успокойся, не плачь. Всё пройдёт, не надо так по нему убиваться, - успокаивала мать дочку. - Женатый он, да и ребёнок у них...
- Мама, а почему я должна страдать одна? Сейчас пойду и всё ей скажу, - Людмила решительно поднялась с кровати.
- Не смей этого делать! не дам разрушить семью, - мать встала возле двери.
- Ой, мамочка, люблю я его проклятого! - дочь обняла мать и громко зарыдала. - Что мне делать? Не я ли его из армии ждала, верила, любила, а он приехал к ней...Не уступлю - мой он!
- Не повторяй моих ошибок, Люда, вспомни, как тебе было плохо без отца. Может тебе уехать к тёте Наде в Воронеж? Подумай, а я с Пашей поговорю.
Павла Нюра встретила в парке, он гулял с сыном.
- Павлуша, нам надо поговорить.
Они присели на ближайшую скамью.
- Павлуша, перестань "дурить" моей Людке голову, не хорошо это - ты женат, а она с ума сходит.
- Тётя Нюра, люблю я её, забыть не могу. Умом понимаю, а сердце не слушается. И жену люблю, и ребёнка. Жизнь моя, как весы, то туда, то сюда. Не знаю, что делать.
- Вот твои весы,- Нюра показала на ребёнка, спящего в коляске. - Эта "гиря" всё перетянет, подумай об этом.
- Хорошо, я обещаю поговорить с Людмилой, - вздохнув, тихо сказал Павел.
Нюра весь вечер переживала, когда Люда ушла на встречу в Павлом, не спала. Ей было жаль доску, но и двойственное положение не сулило ничего хорошего.
Людмила пришла под утро и сразу начала собирать свои вещи в сумку.
- Мама, ты, наверное, права. Так будет лучше.
Людмила уехала. Письма от неё приходили редко, короткие, сухие. Ещё реже Людмила звонила. Нюра чувствовала, что дела у дочери идут не очень хорошо, волновалась, но поехать в Воронеж не могла, работала последний год перед пенсией. И как же она удивилась, когда через год получила телеграмму: "Встречай, едем. Люда".
Всё стало ясно, когда из вагона вышла Люда. На руках у неё был ребёнок. Нюра подхватила свёрток.
- Мама, это Наташа...
Вечером, когда уложили ребёнка спать, сели пить чай.
- Расскажи, дочка, как жила всё это время? От кого ребёнок?
- Это Павла ребёнок, плод любви последней встречи. Когда приехала в Воронеж, узнала, что беременна, захотела сохранить ребёнка, чтобы хотя бы частица Пашина была рядом со мной. Мам, ты его видишь? Как он?
Дом Нюры наполнился заботой о ребёнке. Только тревога не покидала Нюру. С прогулок с Наташей, дочка приходила нервной, металась по дому. То одно дело возьмётся делать, то другое - всё валится из рук.
- А поезжай-ка ты, дочка, назад, в Воронеж. О нас с Наташей не беспокойся. Я с ней справлюсь, а ты в работе обретёшь покой.
Людмила уехала. Жизнь постепенно наладилась. Приезжала домой, как только была возможность. Да и Нюра, когда подошла Наташа, бывала у Людмилы. Сердце у Нюры со временем успокоилось, у дочери всё было хорошо.
Однажды Нюра гуляла с Наташей по парку. Навстречу им шёл мужчина.
- Тётя Нюра, здравствуйте?
- Паша, родненький, да что это с тобой? Поседел, осунулся, даже не узнала тебя. Что случилось?
- Да, долго рассказывать... А это что за прелесть с вами? - Павел опустился на корточки, смотрел на Наташу.
- Я не прелесть, я Наташа, -прошептала девчушка.
- Людина дочка? - Павел посмотрел на Нюру. - На неё сильно похожа.
- Наташа, пойди, поиграй в песочницу, а мы с дядей Пашей на скамейке посидим, поговорим.
- Сын у меня умер, - начал Паша. - Жена обвиняет, мол, уехал в Москву, а она одна не справилась, упустила. Воспаление у него было. Сама посуди, тётя Нюра, как было не ехать:  я здесь на заводе шесть тысяч зарабатывал, там, как проклятый, по две смены, чтобы у них всё было.
- Не обижайся на неё, Пашенька, ей тоже не легко. Помягче с ней. Будут у вас ещё дети, всё наладится.
- Она, тётя Нюра, видеть меня не хочет. Возьмёт игрушку сына и ходит с ней по комнате, отрешённая какая-то, мне даже страшно за неё.
- Посоветуйся с врачами, в санаторий её отправь, нужно обстановку сменить, убери вещи сына.
- Пробовал. Она как налетит: "Не трогай!"..
- Да, трудно вам, Павлуша, но держитесь. Если что, заходи к нам. Поговорим. Я же с твоей мамой дружила. Вместе на заводе работали, да и рано умерла моя подружка. Так что заходи.
Павел пришёл к ним в дом чрез неделю.
- Ну, здравствуй, прелесть моя. Держи - это тебе.
Павел подал коробку Наташе. Наташа взяла Павла за руку и повела показывать своё "богатство". А сама всё разглядывала его. Наконец спросила: "Дядя Паша, а ты чей папа?"
- Ничей, - с грустью ответил Павел.
Она ещё хотела что-то спросить, но тут вошла Нюра.
- Наташа, не приставай к дяде Паше с вопросами. Идите лучше пить чай.
Уходил Павел от них в хорошем настроении.
- Спасибо, тётя Нюра за всё: за советы, за чай. Я отвёз жену в санаторий. Сам вернулся на завод. Думаю, что у нас будет всё хорошо.
Но ещё через неделю он пришёл к Нюре "чернее тучи".
- Павлуша, что опять случилось?
- Я не знаю, что мне делать? Жена прислала письмо, что не вернётся домой, уедет на родину к себе. Прислала заявление на развод. Пишет, что не может жить в квартире, где умер сын.
Павел закрыл лицо руками.
- Я потерял сына и двух любимых женщин. Как же мне одиноко...
Наташа взобралась на диван и погладила своей маленькой ручкой шершавую щёку Павла.
- Дядя Паша, не плачь, не будешь ты один. Я тебе своего котика подарю. Он мягкий и красивый, и тебе будет весело.
- Да не плачу я, прелесть моя, мне просто грустно, - Павел поцеловал руку Наташи.
- А тогда я скажу новость Мама приезжает.
- А мне можно с вами пойти встретить маму? Павел поглядел на Нюру. Наташа запрыгала.
- Можно, можно, правда, бабушка?
Людмила вышла из вагона и оторопела. К ней навстречу шёл Павел с дочкой. Он не сводил с Людмилы глаз.
- Ты ещё красивее стала. А дочка твоя - просто прелесть!
- Она не только моя, но и твоя, - ответила Людмила.
- Правда?! Наташа, доченька! - Павел обнял Наташу.
Девочка заулыбалась.
- Прелесть твоя? Да?...


Рецензии