Свобода личности. Как ее понимать

               
В современном обществе много говорят о свободе человеческой личности. Без духовного фундамента в душе личность становится деспотом.
В образовательных учреждениях воспитание наших детей дает определенный набор привычек, знакомство с правилами поведения в обществе, которые формируют личность. Воспитанию такой общественной личности мало уделяют внимания на духовное воспитание. Поэтому чаще всего государственная программа воспитывает эгоистов и потребителей.
Если посмотреть программу дошкольных учреждений, то увидим, что у детей воспитывается концентрация внимания на окружающую среду для воспитания положительного мышления.
Детей учат концентрировать внимание на прекрасном цветке, бабочке, плывущих облаках, снежинке. Учат находить прекрасные явления в природе. Воспитывают положительный настрой к домашним животным. Наблюдают за воробышками у кормушки, наблюдают за жучками в лужице, наблюдают за бегущим ручейком и т.д. С двух до семи лет дети учатся видеть прекрасное, тонкое в окружающем нас мире. Обучаются положительному мышлению. И весь этот пятилетний труд остается в стенах дошкольных учреждений. В школе на первое место выходят задачи дать запас знаний для трудовой деятельности в обществе, дать основы права. Духовное воспитание прекращает свое развитие. Наряду с предметным обучением необходимо продолжение духовных уроков, наработки жизненного опыта, чтобы выпускник был готов к самостоятельной взрослой жизни. В любой борьбе, политической или духовной, при всех обстоятельствах, необходимо прежде всего смотреть «внутрь себя», чтобы выявить причину собственных несчастий и страданий в жизни. А не искать ее вне.
 Вступая в подростковый возраст, ребенок начинает видеть несоответствие слов и действий в жизни взрослых людей. Ребенок начинает прашивать: «Почему? Как?»  И когда взрослые и его собственный ум не дают удовлетворительного ответа, появляются подозрения и сомнения – возрастает неверие.
В духовной жизни неверие – есть смерть души. Неверием человек убивает собственные способности и возможности. Задача образовательных учреждений не должна допустить зарождения неверия. Для духовного воспитания  подростка занятия по воспитанию духовности. Необходимо своевременно указать ребенку не дорогу ума, но дорогу сердца, души.
Для маленьких детей, дошколят, есть метод переключения внимания с одного предмета на другой. Это золотое правило жизни, научить детей управлять собой, своими желаниями. Захотел ту игрушку, которую держит в руках другой ребенок – переведем внимание его на другую игрушку или дадим интересное занятие. В это время ум ребенка успокаивается.  Вот это успокоение ума необходимо развить до уровня самоконтроля, чтобы, став школьником-подростком, а потом взрослым, человек сам смог управлять своим умом, успокаивать его. Успокоенный ум перестает метаться, паниковать. Во время успокоения ума приходит истинное решение задачи. Вспомним выражение – «утро вечера мудренее».
 Гнев несет разрушительную силу в нашу жизнь. Что такое гнев? Гнев – это недостаток уравновешенности, невозмутимости ума. В Православии нет слова «уравновешенный». Но есть слово – смиренномудрие.
Человек обретает смирение и мудрость, внутренний сердечный, духовный мир.
 Слово «уравновешенный» уже несет в себе понятие компромисса, понятие о необходимости сохранять себя в определенных рамках нравственных категорий. Т.е. человек должен постоянно стремиться сохранять себя в покое, сдержанности, даже если внутри бушует буря.
Слово смиренномудрие несет в себе другое определение. Это состояние умиротворения души,  сердца. К достижению такого состояния ведет православное учение. Что есть Бог? Святые отцы рассматриваются свойств Божии – Любовь, терпение, не завидовать, сдержанность в слове, сострадание и другие качества души, так необходимые в современном обществе.
Духовная эволюция человечества оказалась в тупике. Люди перестали видеть вокруг себя высокодуховных людей. Всюду разочарование и неверие государственному аппарату.
 Выхода из этого тупика без духовного воспитания не достичь. 
В обществе воспитывается искусственный человек, который должен быть частью существующей системы, должен достраивать эту систему. Человек рассматривается как необходимость для общественной системы.
Духовное воспитание дает ребенку духовные качества.  Тема ценностей выражает свободу человека: его веру, чувства, интуицию. Приоритет человека.
В таком случае рассматривается первичным саморазвитие человека, а не развитие общественного разума, который воспитывает себе подобного.
В современном обществе много говорят о свободе человеческой личности. Без духовного фундамента в душе личность становится деспотом.
А как вы, дорогие читатели, видите проблему решения духовного воспитания подростков? Соединенные штаты предлагают нашим подросткам безвизовый проезд  в штаты для того, чтобы наши дети перенимали нравственные принципы Америки. Это уже покушение на русскую идентичность.
 


Рецензии