Семиотика нюансов в фильме Приезжая

СЕМИОТИКА НЕКОТОРЫХ НЮАНСОВ в фильме «Приезжая».
Фильм «Приезжая» изобилует важными знаками для русской ментальности. У многих советских фильмов есть эта особенность, видимо у пропагандистской политики бывает обратная, положительная сторона – тренинг иноязычия.  Режиссеры и сценаристы, увлекшись косвенным обозначением важных для них нюансов, продолжают с легкостью эту игру в менее важных, на первый взгляд, событиях. Везде намек, везде находишь второе значение, а то и второй смысл.
Сцена С ПОЯВЛЕНИЕМ Якова Артёмкина на 26:25 «…но понял Яшка Артемкин, что уважила ты его… и я тебе отзовусь».  Здесь не просто « ты мне, я тебе», здесь про сердце и про душу. Пьющий, для некоторых почти пропащий Яков, являет людям свое сердце и свою душу в благодарность за то, что Мария заступилась за него.
Рассматривая это событие в контексте «…НАНИЧЬ СЯ ГОДИНА ОБРАТИША...» (ВРЕМЕНА ВСПЯТЬ ПОВЕРНУЛИ) И «Русь пришла на Землю Тропою Траяней и через сорок веков уйдёт», мы хотим понять – имеет ли отношение судьба Якова Артемьева к драматической судьбе русского народа, в двадцатом веке практически уничтоженного? Ведь, чтобы понять эти слова летописца, надо искать подтверждение их в реальной жизни русского народа, в каком бы времени мы не оказались. Должен быть в каждой драме след этого гигантского рокового для судьбы русских события, которое заставило «времена повернуть вспять» и должно заставить уйти русов с планеты Земля.
 И сама песня тому подтверждение – было трое, двое погибли. И «эта память жить трезвому не дает».
Но это внутренняя горечь Якова, а как мы его видим с социальной стороны? Ведь, случилось что-то, имеющее отношение к Главному, к центральной идее, генеральной линии жизни, к основной  дороге народа. Не зря летописец упомянул про Тропу Траяню – Млечный путь. И теперь, когда Главное порушено, уже не имеет значения, как ты будешь Жить, несмотря на «... но притерпелся я, право слово, притерпелся» говорит Яков.
Эта разруха безвременья повторяется в отдельной судьбе, во множестве отдельных судеб.
Народ, имеющий предназначение сохранять культурный код, разрушен изнутри, и «контрольным в голову» было безбожие, придуманное красными иудеями. Потому, что истинно русский, даже революционер, до такого не додумался бы - крушить церкви и убивать священников, русский погнал бы их палками и на том успокоился бы.
Пьёт Яков, пьёт Россия, теперь она больна барахлом - погоней за собственностью. И про это есть в фильме слова директора школы – «опасная она штука, собственность! Вроде прав, а, вроде и не прав». Он ещё судит по высшему разряду, ещё есть духовные силы и ещё не уснула навсегда совесть.
Ещё один знаковый момент, третий, где, встретив отца Катюшки, бывшего супружника Марии, Фёдор говорит: «Живу я здесь, знают меня». Такая, казалось бы, безличная фраза, но она со скоростью машины времени отбрасывает нас во времена истого говорения, возможно, во многом мифические. Когда сказать ложь, неправду, для многих людей было немыслимо. Всего четырьмя словами Федор ответил на незаданный вопрос "кто ты по жизни?" И волнует это потому, что это времена Святой Руси, ещё до того, как они повернули наничь. Которые ещё застал В. Н. Топоров в последних  одиночных проявлениях. А уж он-то не мог ошибиться.
   Тем более, что особенно ярко он увидел это тогда, когда разнёсся слух, что будет снесён Храм Христа Спасителя и к нему потянулись люди отовсюду и молились на него, крестились, плакали, горестно вздыхали. И это в самый разгул бесовской вакханалии, устроенной большевиками.


Рецензии
Для меня фильм "Приезжая" всегда был фильмом о любви...

Ольга Море   03.09.2020 09:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.