6. Экспедитор

      В апреле Афоньке исполнилось 15. Матери становилось всё хуже. Надо было на что-то жить. Афонька начал подыскивать работу. У дальних родственников Коченгиных, живших в Таборах, сын Стёпка, ровесник Афоньки, подрядился на работу приказчика в скобяной лавке,записавшегося во временные купцы* крестьянина по фамилии Куренёв. Торг он вёл всяким железом, известью, цементом, кирпичами, ве-рёвками, стеклом и прочими хозяйственными и строительными товарами. Всё это он закупал в Тавде, грузил на пароход и привозил в Таборы.

      Афонька поговорил со Стёпкой, чтобы его взяли на работу. После длительных переговоров с хозяином лавки, сговорились на двух рублях в месяц. За эти деньги Афонька должен был развозить по окрестностям заказы, получать оплату, и сдавать выручку в лавку.

       Ему для этого Куренёвым выделялся транспорт - лошадь с подводой. В случаях удачных сделок, хозяин положил надбавку в гривенник. Вот так и стал Афонька товароведом и экспедитором в одном лице.

      Лето – пора горячая, особенно в начале. Все, кто имеет возможность, закупают товары для строительства и ремонта. Тут уж не до встреч и посиделок с дедом и Марфушкой. Два месяца,почти каждый день, Афонька на кобыле Розочке, развозил заказы. Побывал и в Фирулях, и в Галкино, в Носово, Озерках, Новосёлово, Чирках, Ермаково.  И только в средине лета привёз кирпичи в Иксу для Вороновых. Проезжая мимо дома, где жила Марфушка, Афонька остановил Розочку.

      Захотелось посмотреть на Марфушку. Не виделись они с марта. Попытался вызвать её через пробегавшего мимо ребятёнка.  Вышла босоногая  в цыпках девчонка и сказала, что Марфушка с отцом на покосе. Около соседского дома, бросая в расчерченный на земле круг напильник,  играли в ножички три парня. Услышав, что Афонька  вызывал Марфушку, они бросили играть и подошли к подводе.
 
      - Ты чё это к нашей Марфушке пристаёшь? - Сказал парнишка, который был ниже ростом.
      - А она чё, ваша штоли? - Ответил Афонька.

      В общем, слово за слово, началась драка. Парни поставили синяки под оба глаза Афоньке. А он разбил в кровь одному из них нос, а другому сломал зуб. Но их было трое, и они повалили Афоньку. На шум из ворот дома Кужельных вышла Марфушкина мать - тётка Арина и разогнала драчунов.
 
      - Пойдём в дом. Надобно холод приложить, штоб глаза не заплыли, - сказала она Афоньке.
      Проведя его на кухню, смочила в воде полотенце и обвязала им голову.
      - С часок подожди. Посля можешь ехать. Так это ты чё-ли ходил к деду Евсею с Марфушкой?
      - Я, - кратко ответил Афонька.
      - Энти ребята черепковские. Они от тя не отстанут, - сказала тётка Арина.

      Афонька молчал. Он думал, как ему везти вторую партию кирпичей Вороновым. Так ничего и не придумав, он поблагодарил мать Марфушки и поехал в Таборы; сдавать выручку.

      Через день предстояла новая поездка в Иксу. Черепковские встретили его возле дома Вороновых.
 
      - Сперва продам товар, посля поговорим, - сказал им Афонька.

      Кирпичи разгрузили, деньги были получены.
 
      - Ну што, приступим? - засучив рукава, сказал черепковским Афонька.
      - Ну, кто смелый один на один?

     На этот раз драться вышел самый рослый из ребят – Федька Черепков. Афонька был ниже его ростом на полголовы. Понимая, что в силе он уступает Федьке, Афонька применил хитрость. В то время, как Федькин кулак скользнул по макушке пригнувшегося Афоньки, он со всех сил ударил противника под дых. Федька согнулся пополам и стал судорожно хватать ртом воздух.

      - Ну, кто следующий? Подходи по одному, - с грозным видом произнёс Афонька.

      Один из черепковских, выхватив из портов тот самый напильник, который они бросали, играя в ножички, пошёл на Афоньку. Тот, отступая, выхватил  с освободившейся от кирпичей телеги топор.
 
       - А чё, без оружия боязно? - спросил Афонька парня, держа топор за рукоятку.
      - Ладно, ладно! Мы ищо встренемся, коли приедешь в нашу деревню, - сказал парень, засовывая обратно своё оружие.

      Подняв всё ещё задыхающегося Федьку, парни пошли прочь от дома Вороновых. Вдруг одно из окон открылось, и высунувшийся из него Михаил Воронов прокричал вслед черепковским:

     - Я вот вам встречусь, коли тронете парнишку. Да ищо отцу вашему накажу, штоб отстегал вас вожжами как следоват.

      Ну, после такой неожиданной союзнической помощи, Афонька опять решил навестить Марфушку. На этот раз она была дома. Мать рассказала, видимо, о его первом посещении, поэтому Афонька был приглашён в дом. Арины Спиридоновны в этот раз не было. Марфушка угостила его чаем с вареньем из ревеня и начала рассказывать о деревенских новостях.

      - Ты у деда Евсея давно была? - спросил Афонька.
      - На той неделе, - ответила девушка.
      - Ну как он?
      - Да всё так же. Рыбалит, собират травы.
      - Ты объясни, што пока сезон, прити не смогу. Работа.


Рецензии