Баку город контрастов. Часть пятая

Очень люблю море. Не знаю почему. Могу бесконечно долго смотреть на него, на линию горизонта, на меняющую в зависимости от освещённости цвет морскую воду. Твой взгляд ни во что не упирается и создаётся иллюзия какой-то абсолютной свободы, а линия горизонта манит заглянуть за неё. Горы я тоже люблю. Но только умом, который рационально объясняет мне их красоту и величие.

Утром второго дня своего пребывания в Баку (день заезда – не в счёт) я выхожу из Старого города через Сальянские ворота и через помпезный мраморный подземный переход под проспектом Нефтяников выхожу на Приморский бульвар. Ещё десятка два шагов и вот оно – Каспийское море. Здесь следует отметить отрадный факт, что мне очень повезло с погодой. Я так и не понял, за что Баку называют городом ветров. Все четыре дня ярко светило солнце, море было абсолютно спокойным, только лёгкий бриз приятно освежал воздух. Ещё два интересных момента: от Каспия не исходит обычный морской запах, солоновато-йодистый, и я не заметил на берегу чаек, чьё курлыканье прочно ассоциирует с морским побережьем. Зато заметил пару зелёных попугайчиков. Если верить «Красному гиду», когда- то их пытались контрабандой провезти через портовую таможню. Но при виде суровых стражей торговых интересов страны злоумышленники струсили и выпустили свой контрабандный груз на волю. Может и эта парочка из той же партии. Попугаи живут долго.

Здесь я решил пренебречь советом своего бумажного навигатора и направился не к мечети Биби-Эйбат, куда нужно было ехать на двух автобусах, а совершенно в противоположную сторону – к зданию морского вокзала.

Сегодня Приморский бульвар – это 25-тикилометровая парковая зона, протянувшаяся по берегу бакинской бухты. Здесь сосредоточено огромное количество достопримечательностей азербайджанской столицы: музей азербайджанского ковра (здание имеет форму свёрнутого в рулон ковра, только узором наружу), городок «Малая Венеция», по каналам которой можно прокатиться на маленькой гондоле, Мугам-центр (выставочно-концертный зал, носящий имя одного из главных направлений азербайджанской народной музыки и построенный в форма тара – базового инструмента для исполнения мугама). На далеко выступающем в море мысе разместился комплекс Площади Флага. Самого флага я не увидел: по словам фотографа на набережной, флагшток демонтировали, чтобы увеличить его длину и сделать снова самым высоким в мире. Каковым он и был до того, как в Таджикистане не установили флагшток повыше. На том же полуострове расположен и спортивно-концертный комплекс Crystal Hall, футуристического вида сооружение, построенное специально для конкурса песни «Евровидение 2012». В той же новой части бульвара находится 60-тиметровое колесо обозрения – творение голландской компании Dutch Wheels с 30-ю кабинками с кондиционерами, которому, как говорят, не страшны каспийские ветра.

Но я пошёл в другую сторону, по старой части бульвара, вдоль моря, ограждённого никелированными трубками и мраморными тумбами. К уходящему в море пирсу, к бронзовому рыбаку, который со дня своей установки не выловил ни одной рыбёшки (и не удивительно, вода у берега щедро «удобрена» нефтепродуктами), к напоминающему экзотическую раковину павильону одного из кафе, знакомому мне по фотографиям из архитектурных журналов периода моей юности, к экзотическому кактусовому саду, к торговому центу «Парк Бульвар» (хайтековскому сооружению, входной павильон которого напоминает гигантский брильянт).

Я брёл, переходя со щедро залитой солнечным светом прибрежной зоны в тенистые аллеи зоны парковой. И обратно. В одном из многочисленных кафе, открытом, несмотря на ранний час, выпил чайник азербайджанского чая с азербайджанской пахлавой. Затем попытался пройти к зданию Дома Правительства и гостинице «Апшерон JW Marriott». Не вышло. Помешали не демонтированные после гонок «Формулы-1» трибуны и ограждения проспекта Нефтяников. На местные небоскрёбы-близнецы (правда – недостроенные) Crescent City и Crescent Place тоже поглядел лишь издали. Как выяснил потом (а точнее – увидел из автобуса-экспресса, увозящего меня в аэропорт), бульвар продолжается и за этими новостройками. Но я повернул назад и пошёл по парковой зоне. Здесь масса скамеек, маленьких фонтанов, цветочных клумб и вазонов, какие-то странные сооружения, имитирующие стволы деревьев, на которых развешаны разной формы «скворечники». Бронзовый художник рисует вид на Нагорный парк и Пламенные башни, бронзовый капитан, приложив ладонь ребром к козырьку фуражки, напряжённо смотрит в море, бронзовый хозяин кафе предлагает вам войти внутрь, живой парень с гитарой, стоя почти у самой кромки набережной, о чем-то поёт немногочисленным прохожим. Умиротворение и покой наполняют душу. Хочется присесть на скамейку, подставить лицо солнцу и прохладному морскому ветерку и никуда больше не ходить. Но надо. Надо подняться в Нагорный парк дабы взглянуть на всю эту красоту, как принято говорить, с высоты птичьего полёта.


Рецензии