Баку город контрастов. Часть седьмая, заключительн

На третий день своего пребывания в Баку я решил съездить к Центру Гейдара Алиева. Очень хотелось взглянуть на творение Захи Хадид, британского архитектора, родившейся в Ираке, в 2014 году получившее премию Design of the Year  как самое красивое здание в мире. Когда-то я мечтал стать архитектором и по моим представлениям именно проекты этого автора являются знаковыми для архитектуры конца XX - начала XXI веков: современная форма, гармонично вписанная в место её расположения.

Для этого я на метро доехал до станции «28 Мая», где мне вновь пришлось воспользоваться помощью местных жителей. Они поведали, что до нужного мне объекта можно добраться на автобусе 5, но остановка его не на площади, а на проспекте Хатаи, около здания какого-то банка, которое я запросто найду, так как его фасады имеют золотисто-оранжевый цвет.

Поездка заняла у меня немногим более 20-ти минут и вот передо мной изумрудно зелёный холм, на вершину которого невесть каким образом попала белоснежная раковина экзотического моллюска. Когда-то, если верить путеводителям, на этом месте была промышленная зона. Сегодня это огромное открытое пространство с площадями, лестницами, большими искусственными озёрами и водопадами, по которому разбросаны различные арт-объекты: огромные улитки, зайцы, скамейки и столики, изготовленные из металлических бочек и много ещё чего, чему не найдёшь подходящих слов для наименования. С площадки перед центром открывается отличный вид на Белый город, район Баку, активно преобразуемый с привлечением британской компании «Atkins», специализирующейся в области инженерного дизайна, а также архитектурных фирм «Foster and Partners» и «F+A Architects».

Внутри «белой улитки» Центра разместился музей Гейдара Алиева, девять этажей выставочных залов с постоянно действующими экспозициями («Шедевры Азербайджана», рассказывающая об истории и культуре республики, «Мини-Азербайджан», где представлены макеты 45-ти исторических и архитектурных зданий Азербайджана, «Добро пожаловать в Азербайджан» и другие) и временными выставками, четырёхэтажный «Аудиториум», состоящий из, собственно, Аудиториума, двух конференц-залов, комнат для официальных встреч и собраний и Медиа-центра. Есть также ресторан и кафе.

И всё же наиболее сильное впечатление производит само здание. Сегодня в столице Азербайджана строится много оригинальных сооружений, определяющих облик современного Баку. Не все они украшают этот поразительно красивый город. Так к творению Захи Хадид  слева притулился Конгресс-центр – чёрно-серое сооружение, напоминающее военный корабль современных аэродинамических форм. Но если вы будете в Баку, то Центр Гейдара Алиева нужно посмотреть обязательно.

Вторую половину дня я посвятил прогулкам вокруг Старого города, по проспекту Нефтяников и улице Истиглялият (Независимости). Обе магистрали  застроены красивейшими дворцами конца XIX- начала XX веков (дворцы «Исмаилия», дом Гаджинского здание Городской Думы) и гармонично вписавшимися в их компанию домами советского периода (30-х – 50-х годов, «сталинский» ампир или «сталинский» классицизм: Дом Правительства, Музейный центр Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики).  Затем прошёлся по парку у Филармонии (и сам парк, и здание Филармонии одинаково заслуживают внимание туриста), сделал несколько фотографий вечерних Площади фонтанов, улицы Низами и Старого города.

Так каким мне показался этот город у Каспийского моря?
Тбилиси, в котором я побывал полтора года назад, чем-то напомнил мне обедневшего аристократа, чей костюм уже потерял былой лоск, но не утратил изящества. И на последние деньги он всё ещё покупает вещи не всегда практичные и нужные, но всегда стильные и отражающие отменный вкус покупателя. И красивый фасад его дома ссади может подпирать нестроганое бревно, а за облезлыми стенами скрываться живописный дворик.

Баку же - этого город-нувориш. Он разбогател благодаря своему труду и благосклонности Всевышнего. Когда-то экономивший каждый медный грош, он получил возможность покупать такие вещи, о которых раньше не мог и мечтать.  Справедливо не полагаясь на свой вкус, он привлекает лучших консультантов и копирует только лучшие образцы. При этом он помнит и о своих корнях, и старый дом, где его качали в колыбели, он тоже бережно хранит.

Поразительно, при том, что здесь ты постоянно слышишь чужую для тебя речь, ты не испытываешь от этого дискомфорта и нет ощущения, что ты заграницей.  Возможно, оттого, что стоит тебе обратиться к кому-то с вопросом и пять из четырёх (по статистике, приведённой тем же «Красным гидом») ответят тебе на русском и выразят готовность помочь. И даже если ты несколько раз подряд наткнёшься на того пятого, кто по-русски не говорит, он обязательно передаст тебя с рук на руки тому, с кем ты найдёшь общий язык. Помните, в первой части я рассказывал, что, обращаясь иногда к молодым людям, я видел их смущение. Многие из них уже не знают русский язык. Но если я заводил разговор со своим сверстником… К пожилому бакинцу по имени Мамед я обратился с вопросом, как пройти к дворцу Исмаилия. И хотя я увидел дворец раньше, чем он мне ответил, я всё равно был препровождён им до самого здания. При этом мне была рассказана история первого хозяина этого дворца, а также владельца другого архитектурного памятника – дома Мухтарова. Далее собеседник выразил сожаление, что не может сейчас лично провести меня по центру Баку, но настоял, чтобы я записал его номер телефона, так как вечером он освободится и готов стать моим гидом.

Восьмидесятилетний Хусейн, присевший рядом со мной на скамейку на Площади Фонтанов, поделился секретом долгой и здоровой жизни. Она – в той воде, которую мы пьём. Он долго рассказывал о том, как нужно отстаивать и фильтровать в домашних условиях воду из водопровода. И что воду нужно пить перед едой, а никак не запивать ею пищу.

Смотрительница одного из залов во Дворце Ширваншахов, чьего имени я не знаю, рассказала мне историю музея и о том, как бакинцы любят русских. И этих людей я буду помнить гораздо ярче и отчётливее, чем архитектурные памятники Баку.
В центре города очень чисто. Однако это не столько следствие какой-то особой приверженности бакинцев к чистоте, сколько постоянной уборки улиц и площадей. Сам был тому свидетелем: на улице Низами на скамейку ко мне подсела компания молодых людей, которые курили (в Баку нет тех жёстких ограничений на курение в общественных местах, которые введены в Европе и России) и окурки бросали себе под ноги, хотя урны стояли с обеих сторон от скамейки. Тут же как из-под земли вырос уборщик с веником и совком и тротуар у скамейки стал чистым. Был свидетелем и другой сцены: молодая пара, сидя на скамейке, ела шаурму. Как это часто бывает, соус размыл дно бумажного пакета и часть начинки упала на тротуар. Пара спокойно доела остальное, а затем девушка вытащила из сумки салфетку, собрала в неё то, что попало на тротуарную плитку, и выбросила в урну.

Прежде, чем переходить улицу даже по «зебре», здесь стоит внимательно оглядеться. Когда я слишком медленно, с точки зрения бакинских водителей, двигался по наземному пешеходному переходу, мне напоминали об этом звуковыми сигналами. Подземные же переходы в центре города – это мраморные дворцы с эскалаторами и даже траволаторами.

В полдень четвёртого дня автобус уже увозил меня в аэропорт. Мимо проплывами красивые места, которые я не успел увидеть. Баку слишком велик, чтобы в рамках короткой поездки заглянуть во все его уголки. Было немножко грустно. Очень немножко. Потому что Баку, это яркое зрелище, которое хорошо увидеть даже одним глазком.


Рецензии