Числам приписывали сверхъестественность

 
 Древние люди, используя количественную оценку всего того, что их окружало, заметили необъяснимую силу воздействия некоторых чисел на различные события их жизни. Всё непонятное приписывалось ими волшебству, и это воздействие оценки на явления природы, на самого человека стали называть «магией чисел».

 Слово «магия» произошло от греческого «mageia» (волшебство, колдовство) и очень часто применялось древним человеком для определения сверхъестественных явлений и возможностей отдельных людей (магов). Древний человек, заметив странное воздействие отдельных чисел на события, стал называть их магическими. Так и начали люди приписывать числам сверхъестественные свойства: одни приносили удачу, успех, другие - неприятности, удары судьбы.

 Магия чисел играла важную роль в предфилософском сознании древнего человека, создававшем мифы о богах, и он отображал её в своих произведениях. Древнегреческий крестьянин Гесиод в своей поэме «Труды и дни» описал цикл земледельческих работ и указал, какие дни месяца благоприятны и какие неблагоприятны для разных дел. Особо почиталось древним человеком число «семь».

 С древних времён семёрка считается счастливой, даже священной, божественной. Её используют в исторических событиях, изречениях, поговорках, пословицах. Числом семь ограничивали лучшие творения человека — «Семь чудес света», мудрейших людей — «Семь мудрецов» Древней Греции, «Семь мудрецов» индийской мифологии и так далее. У одного из африканских племен число семь символизирует единство целого, суммируя числа «три» — мужское начало и «четыре» — женское.

Древние греки обозначили числа буквами своего алфавита, и исследователи текста библии обнаружили, что его пронизывают странные числовые закономерности: в каждом слове закодирована цифра «семь», три слова из Ветхого завета «Бог, небо, земля», представленные в числах, составляют число семь, повторенное сто одиннадцать раз — три семёрки (777). Слово «Иисус» на греческом, замененное на цифры, представляется тремя восьмёрками (888), а слово «Сатана» — тремя шестёрками (666).
 
 Древний человек был уверен, что судьба назначена свыше, и, что бы он ни предпринимал, изменить ее невозможно. Пройдёт больше двух тысячелетий и точно так же будут в этом уверены французский писатель Бальзак, русский царь Николай II и другие известные люди современности. Оноре де Бальзак считал совсем как когда-то древние люди, что для каждого человека определены и рассчитаны все беды, предназначенные ему, а также их характер. Но как было узнать, сколько бед и сколько счастливых дней предназначено каждому человеку в его жизни? Любопытство толкало людей на поиски единого универсального закона чисел.

 Античные философы и учёные Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор пыталась построить картину мира, и некоторые из них выдвигали противоположные теории мироздания. Гераклит считал, что мир подобен реке, что на входящих в эту реку накатывают новые воды, что в мире нет повторений — «всё преходяще и одноразово». В мировоззрении же Пифагора была идея вечного повторения, нахождения всего сущего в некой абстрактной величине. Он развил учение о числах и по преданию открыл, что музыкальные интервалы можно выражать соотношением между числами 1, 2, 3, 4. «Все вещи можно представить в виде чисел», — утверждал Пифагор, давая понять, что именно они правят миром.
Его родиной был остров Самос в Ионии в Малой Азии и прежде, чем открыть свою философскую школу в греческой колонии на юге Италии, он побывал по преданию в Египте, Индии, Вавилоне, где познакомился с древней восточной мудростью. Из учения Пифагора можно было сделать вывод, что числа соединяются вместе и особым образом действуют на человека.

 Согласно учению древних иудеев «Каббалы» мир сотворён числами и звуками. Древнегреческие философы использовали в своих учениях, по всей видимости, теории сотворения мира и научные достижения других народов, существовавшие до них. Именно числа могут предопределять судьбу - считал мистик Пифагор, давая в то же время советы, как бороться с враждебной магией: «Когда обуваешься, начинай с правой ноги», «Когда моешь ноги, начинай с левой», «Никогда не поддавайся безудержной радости», «Поднявшись после сна, скатай постель и разгладь место, где лежал», «Плюй на свои срезанные ногти и волосы».
 
 Его ученик Филолай, чудом спасшийся из горящего дома, в котором по утверждению некоторых философов сгорел сам Пифагор, определил суть стереометрической фигуры в четвёрке, качество и цвет в пятёрке, одушевлённость в шестёрке, ум и здоровье в семёрке, любовь и дружбу в восьмёрке. Он считал, что мироздание образовалось из Предела, Беспредельного и Гармонии.

 В свое учение Пифагор посвящал не каждого, причем передавал знания из уст в уста, поэтому судить о его теории можно только по записям учеников - пифагорейцев. В их представлении числа полностью правили миром: были тесно связаны с геометрическими фигурами, предопределяли судьбу человека, руководили его жизнью, приносили ему удачу или несчастье, «определённые наборы цифр являлись справедливостью, душой, рассудком, возможностью, и соответственно всё остальное тоже могло быть выражено в числах».
 
 Пифагорейцы разработали учение о «надлежащем»: победе над страстями, подчинении младших старшим, культе дружбы и товарищества, почитании Пифагора. Они лечили тело гимнастикой, душу музыкой, избегали гнева, тревоги, уныния. Последователи Пифагора считали, что в основу мира заложена единица, и числа состоят из одинаковых единиц, но неумение отличать физическое от математического и явление несоизмеримости разрушило их мировоззрение…
Исследуя,  размышляя и, постигнув древнюю мудрость, можно стать мудрее.


Рецензии
Интересная статья...

Олег Михайлишин   13.09.2020 11:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.