Урок истории

Урок истории девятого класса подходил к концу.Учитель гимназии Алексей Рябцев сидел за рабочим столом в состоянии задумчивости,навеянное журналом успеваемости.
Лучи мартовского солнца серебрили его волнистые кудри,но он не замечал их сияния,а потому не верил в созидательную силу весны за окном.Наконец,он встал и обратился к своим воспитанникам:
- Я хочу,чтобы вы на время забыли где находится кабинет директора школы,и могли немного помечтать.
Ученики перестали перешептываться между собой и внимательно посмотрели на своего школьного кумира.
- В нашей стране,- прозвучал аргумент с места,- некоторые мечтания оцениваются от трех до пяти.
-Речь идет не об ювелирном магазине с отключенной сигнализацией,уважаемый Трунов, предмет фантазий прошедшее столетие нашей Родины,которое вы недавно обессмертили своими письменными работами.Предлагаю вам коротко ответить на вопрос - какое поприще вы бы избрали в упомянутом столетии,чтобы быть достойными себя и того времени.
Листьями молодого тополя зашумели возбужденные голоса учащихся,а их мечтательные улыбки обещали сильно разнообразить предложенную игру.
- Бросайте клубок,мы идем следом,- озвучил мнение большинства энтузиаст с места.
Учитель поднял руку,чтобы хоть немного сбавить возникший шум,после чего обратился к ученику,сидевшего у окна.
- Бодунов,ваши ответы не раз доказывали,что золотом может быть не только молчание.Что вы скажите на этот раз?
- Для процветания российской государственности,- отвечал ученик,- я бы предпочел быть сломанной рессорой в ее колеснице.
- Зачем?- с весенней оттепелью в голосе спросил учитель.
- С отвалившимся колесом наша страна не вьехала бы в подлое крепостничество,или завязла в глубокой колее перед началом русско-японской войны.
- Это патриотично,но не реально: нельзя остановить ход истории.
- А как же " Карибский кризис"?- прозвучал вопрос с места.
- "Карибский кризис",Алексеев,может случиться у вас в конце четверти,если вы не исправите оценки по химии,- парировал учитель,после чего обратился к следующему ученику:
- Тихонов,прошу вас,сделайте подарок весне.
Легкая тень легла на задумчивое лицо юноши. Возникла пауза,приносящая плоды.
- Чтобы не умереть в нашей стране от переизбытка надежд,я бы заложил свои лучшие стремления в небесный ломбард.
- И на какой же срок?- спросил озадаченный учитель.
- До рассвета сталинской конституции,- ответил безымянный голос под смех и возгласы развеселившегося класса.
Думая как поднять фантазии учеников до идеала служения Отечеству,учитель обратился к самой заметной ученице класса,Веронике Бамут.
Поправив прическу,чтобы и в устном ответе быть неотразимой,красавица произнесла:
- Девушки моего возраста и внешности,Алексей Петрович,не оглядываются в прошлое,а смело смотрят в будущее.Но если бы мне пришлось жить в минувшем столетии,то я желала бы видеть себя маленькой девочкой на картине Репина "Не ждали".Я бы сидела на коленях папы-революционера и слушала его сказки о том,как хорошо всем детям России будет жить в недалеком будущем.И очень гордилась бы тем,что в своих игрушках прятала шрифт подпольной типографии.
Покачав головой,учитель все же похвалил ученицу за сдержанную иронию и знакомство с живописью русских художников.
- Ну,а сколько судеб в прошлом было бы у вас,уважаемый Петренко?-обратился педагог к ученику спортивного телосложения.
- Их было бы столько же,сколько патронов в обойме пистолета Макарова.
- А какую судьбу из этой обоймы вы бы предпочли,-спрашивал учитель,поднятой рукой успокаивая нарастающий гул в классе.
- Судьбу Пешехонского странника.
- И как долго вам удалось бы странствовать?
- До прихода большевиков: за упоминание враждебного строя всуе,я угодил бы тюрьму,а освободился в день,который хорошо описан Пушкиным в стихотворении " Я помню чудное мгновенье".
- Степа,а кто реабилитировал бы тебя,Сталин или Берия?- спрашивали ученика друзья по классу.
- Снега и мороз дальнего Севера,- отвечал находчивый Петренко.
Последний ответ застал школьного учителя стоящим возле задних столов.Он мельком посмотрел на настенные часы,после чего остановил свой взор на ученице,погруженную
в грезы,не связанные с жизнью класса.Заметив пикантную ситуацию,класс притих: все ждали - что будет дальше?Наконец,девушка опомнилась и,поняв,что от нее хотят,медленно поднялась.Собравшись с духом,она решительным и звонким голосом произнесла:
- Я желала бы,Алексей Петрович,чтобы судьба в прошлом впрягла меня в гоголевскую
" Птицу-Тройку",и чтобы вся Россия с изумлением гадала - куда же ты мчишься,Зоя Светова!
Класс затрясся от смеха.Вскоре прозвенел долгожданный урок.


Вечером в комнату Алексея Петровича вошла его мама.Увидев его озабоченное лицо,она нахмурилась.
- Почему они все превращают в смех?- спросил он у нее.
-Ну и что? Мне вон сколько лет,а ничего кроме смеха вокруг себя не вижу.
- Но они не верят ни во что!
- И слава Богу! А то воспитаете моралистов на нашу голову,куда прикажите бежать после? Опять в Париж? Не морочь себе голову,- сказала она и,поставив на стол гречневую кашу,вышла из комнаты.


Рецензии
Написав замечание к вашей рецензии на мои" Мысли вслух", я, как в воду глядел, прочитав ваш "Урок истории". Слов нет, написано хорошо, легко читается. А какое резюме? Сколько иронии и, даже сарказма в находчивых, с вашей точки зрения, ответах учеников, бросающих камни в прошлое. А потому, уважаемый Юрий, ответьте мне на вопрос: "Разве сейчас в капиталистической России стало намного лучше, чем в советское время?

Зиновий Бекман   20.12.2020 15:02     Заявить о нарушении
По сути наших мыслей не хочу продолжать дискуссию не потому, что мне нечего сказать, а потому, что здесь для этого не место.
Что касается того, что "литература - это прежде всего искусство слов" полностью согласен, но, если эти слова не несут никакой идеи, то это выхолощенная литература и пустословие.
Кстати, слово писатель примеряю к себе с большой осторожностью, но оказаться в чреде "бесталанных писателей" - тоже комплимент.

Зиновий Бекман   21.12.2020 01:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.