Картошка

Тбилиси - это город со всех сторон окруженный горами - большими и маленькими. Меня всегда поражал его ландшафт. Улицы как змейки вьются вокруг холмов. Они сбегают с горы  Мтацминда, как ручейки и теряются, а потом вдруг появляются около прекрасного проспекта Руставели.  Улица, на которой я родился и вырос, располагалась в так называемом  «Старом районе», который своей красотой и самобытностью поражал не только гостей столицы, но и самих жителей. У меня, как и у всякого тбилисца, была уйма знакомых и друзей. Вместе мы пережили много хорошего и плохого, что выпало на долю нашей страны. И теперь, когда наступили мирные времена, очень дорожили нашей дружбой. Встречались по поводу и без повода. А сегодня был просто отличный, солнечный, летний день. Я сидел на балконе в старом кресле-качалке, подставляя лицо ласковому солнцу и прикрыв глаза слушал как внизу во дворе, а двор у нас был «итальянский», кипела жизнь. Играли дети, спорили соседки, доказывая друг другу, как лучше лечить печень. Ребята играли в нарды, кто-то бренчал на гитаре. Вообщем все как всегда.
  Зазвонил телефон. Я взял трубку. Это был мой друг Бера. Бера был известным в Грузии гитаристом. – Что делаешь?  - Ничего – ответил я   - Давай махнем с ребятами за город, поедим хинкали, пообщаемся. Давно не виделись. Бера постоянно ездил на гастроли за рубеж. – Ты когда прилетел? – спросил я. – Вчера вечером, очень хочу видеть ребят и тебя.
Встретились около семи часов в Александровском саду. Гела, Давид, Бера и я. Все мы искренне были рады встрече. – Ну, что, поехали? Бера остановил машину, и мы помчались, да именно помчались. Водитель был молодой и, как видно, отчаянный. Он обгонял любую машину, которая оказывалась на его пути. Мне было не по себе, не знаю как другим. Но никто не показывал вида. Ребята смеялись и рассказывали байки. Наконец-то мы прибыли в пункт назначения и с облегчением покинули машину.
Ресторан располагался на берегу живописной реки. Вдали зеленели горы, а небо поражало своей голубизной. Мы заняли столик прямо во дворе, под раскидистым персиковым деревом.  Настроение у всех было приподнятое в предвкушении вкусной еды и хорошего кахетинского вина. Подошел официант и вежливо спросил, чего мы желаем. Заказывал Бера. Он больше всех соскучился по грузинской кухне. – Ну, во-первых, начал Бера и все дружно рассмеялись, потому, что наперед знали, что последует за этими словами. Официант терпеливо записывал все, что ему диктовал Бера. При этом он переспрашивал официанта. – Друг, ты успеваешь, ничего не забыл?  - Нет, нет  батоно
Когда был составлен и записан заказ, в который входил почти весь ассортимент ресторана, официант улыбнулся и направился к кухне. Но в это время его окликнул Гела.
 – Постой генацвале, самое главное забыли,- картошку жареную. Все опять дружно засмеялись. Официант кивнул и ушел.
Картошка, повторил я про себя, да картошка. Для меня это слово было не простым звуком. Я вдруг ясно вспомнил случай, который произошел в моей жизни.
Время было непростое, послевоенное. Город выглядел, как заброшенный старый дом. Повсюду разруха, грязь и бедность. Люди, как тени. Ни улыбок, ни смеха.
Я только закончил учебу в политехническом институте и никак не мог определиться с работой. Да,  в общем-то, работы по сути никакой и не предвиделось. Весь день я бродил по городу. Было холодно, и сумерки наступали очень рано, и так как освещение на улицах было минимальное, город казался еще угрюмее.
Я шел домой, втянув голову в воротник. Вдруг услышал голос моего однокурсника Зазы. – Иракли, Иракли. Иди сюда.  Заза стоял в очереди за гамбургерами. Очередь была довольно-таки большая. Я протиснулся сквозь толпу. Да, да – именно толпу. Очередь в Тбилиси никогда не бывает организованной. Каждый человек стоит именно там, где считает нужным, а не там, где должен стоять. За спиной я услышал неодобрительный гул. Не обращая никакого внимания на недовольство стоящих людей, Заза широко улыбался и тряс мою руку. – Друг, как ты? Что нового? Я хочу угостить тебя. Он знал о моем бедственном положении и всей душой хотел сделать  мне приятно.
 Очередь продвигалась медленно, но продвигалась. Перед нами стоял парень. Я не видел его лица, но почувствовал, что он слишком напряжен. Потом я просто перестал думать о нем и продолжал разговор с Зазой. Наконец парень оказался у прилавка и застыл. – Ну, что Вам? – спросил продавец. Парень молчал. Заза слегка дотронулся до его локтя. Тут он повернул голову и посмотрел на меня долгим взглядом. Я тоже посмотрел ему прямо в глаза. Они меня поразили. Глаза были синие. Для Грузии это большая редкость. 90% населения обладают карими или черными глазами. Лицо правильной формы, волевой подбородок. Как принято говорить – симметричное, т.е. красивое. Какое-то время, мы, молча, смотрели друг другу в глаза. Он  не произносил ни слова. Продавец еще раз и уже громче спросил – что будете брать? Парень не двигался. Он как будто решал, что делать дальше. Я все понял, опустил руку в карман и достал несколько сложенных купюр, протянул их парню, но он даже не пошевелил рукой, она у него была опущена вдоль тела. Незаметно я вложил деньги ему в руку.
-Картошку – проговорил он, обращаясь к продавцу, а на остальное, чего-нибудь по Вашему усмотрению, и замолчал.
Ему подали поднос, на котором возвышались пакетики с  горячей картошкой и несколько гамбургеров. Парень взял поднос, повернул ко мне голову и проговорил – телефон. Я опешил, он, что еще и телефон мой захотел. – Какой телефон? – с недоумением переспросил я. Номер телефона, поправился он. Я хотел махнуть рукой, как бы говоря, да ладно, не надо, но опять наткнулся на его глаза. Взгляд не позволял быть фамильярным. Я достал блокнот, вырвал листик, нацарапал номер телефона и имя Иракли
 Протянул. Парень поднял руку, взял листик и бережно положил в карман своего пальто
Повернув голову, я посмотрел вслед удаляющейся фигуре. Он шел спокойно и, как мне показалось, слишком медленно. В углу за столиком стояли две девушки, очень милые и хрупкие. Они были похожи друг на друга и обе с обожанием смотрели на парня. Наверно сестры, подумал я и повернулся к Зазе.
Прошло около пяти лет. Однажды утром, когда я был в офисе, зазвонил телефон  - Да, я слушаю  - Батоно Иракли это Вы?  - Да, а кто говорит?  - Это Ника.  – Ника?  - Батоно Иракли, Вы, по всей видимости, меня не помните, мы с Вами встречались, правда, это было давно. – И? – спросил я.  – Если Вы, не возражаете, давайте встретимся, и я Вам все объясню.  Мы договорились о встрече.
Кафе располагалось рядом с моим офисом. Я пришел раньше назначенного времени и уселся за столик напротив входной двери и стал ждать. Ровно через минуту в дверях появился молодой человек. Конечно, я сразу узнал его. Мы пожали друг другу руки. Ника выглядел отлично. Он как будто бы стал еще моложе, чем тогда, когда мы с ним  виделись. Наверное просто не было того напряжения, которое присутствовало в день нашей первой встречи. Заказали кофе. Ника закурил, потом достал из кармана аккуратно сложенный листок и деньги, молча, пододвинул ко мне.  – Батоно Иракли.  – Можно просто Иракли.  – Да, Иракли. Я считаю своим долгом рассказать Вам, что произошло со мной в тот злополучный вечер, конечно если Вы не возражаете.  – С большим  удовольствием  послушаю Вас – ответил я.
Ника затянулся сигаретой. Конечно, не мне Вам рассказывать какое тогда было время. В отличие от других, я совсем потерял ориентиры. Не мог понять, что делать дальше, кому верить. Цели в жизни не было никакой, но гордость не позволяла мне хоть кому-нибудь  из родственников дать понять, что я растерян. В тот вечер я шел от друга домой. Неожиданно встретил свою младшую сестру с подругой, которая мне очень нравилась, но которую я избегал из-за своей неустроенности. Мы вместе продолжили путь. В кармане у меня было абсолютно пусто. Как назло, мы проходили мимо этого  самого кафе, вернее забегаловки. Девочки были явно очень голодны. Они одновременно повернули головы в сторону кафе и замедлили шаг. Не знаю, как это у меня вырвалось, но я вдруг предложил им.  – Девочки, кто хочет жареную картошку?  - Мы, тихо и одновременно проговорили они и посмотрели на меня с такой благодарностью... Я встал в очередь. Какое-то время старался ни о чем не думать, вернее не знал о  чем мне думать. Иногда я оглядывался и видел, как они нетерпеливо переминаются с ноги на ногу и трогательно шмыгают носами от холода.  Хоть бы очередь никогда не кончалась – думал я. Или бы прямо предо мной закончилась бы картошка. И продавец громко бы объявил, что картошки сегодня больше не будет. Но, к сожалению, все шло своим чередом. До сих пор не могу понять, как я решился на такую авантюру. Мне было стыдно, но еще больше мне было жаль девчонок... Ну, а дальше Вы сами все знаете.
После этого вечера случился перелом в моей жизни. Я поклялся себе, что обязательно стану успешным человеком и женюсь на Кети, - так зовут мою жену. В скором времени я уехал работать в Германию. Мне повезло, я занялся бизнесом. Почти пять лет я не был в Грузии. Я никогда не забывал Вас Иракли. Он встал, пожал мне руку и пошел к выходу. – Телефон – проговорил я. – Что? Не понял?  - Номер телефона оставь. Ника улыбнулся и сбросил мне свой номер.


Рецензии
Очень хороший рассказ. Жизненно...Спасибо!

Аркадий Аванесян   06.08.2020 18:25     Заявить о нарушении
Уважаемый Аркадий, большое Вам спасибо за отзыв. С уважением С. Гинценберг.

Светлана Гинценберг   14.08.2020 17:04   Заявить о нарушении