Тётя марфа

  Тётя Марфа-сестра моей родной бабушки Арины. В их семье было много детей.Тогда люди верили в бога и считали страшным грехом делать аборт. Я помню самую старшую бабушкину сестру Надёжду, брата Илью,брата Петра, сестёр Степаниду и Марфу.
  Наша мама Мария её звала всегда тётя Марфа, ну и мы, как мама, тоже звали тётей.   Надо заметить,что все наши сродные братья и сёстры тоже звали её тётя, а сродных было больше десяти человек.
  Тётя Марфа в семье была младшей, В детстве она переболела оспой От этой страшной болезни на её лице остались оспины, ямки от болячек. Её обзывали тёрка ( наш народ умеет подбирать прозвища).
  Когда ей исполнилось 14 лет, её отправили на заработки. Она попадает в богатую семью. Так как она была трудолюбивая, аккуратная, внимательная, её полюбили хозяйские дети, Она долго жила в этой семье, научилась прекрасно готовить. Жила она в городе Новосибирске,.но очень скучала по своей семье. К этому времени она уже повзрослела и решила переехать домой в Камень-на Оби. Здесь она выходит замуж за Степана Кузьмича. Он в колхозе развозил горючее тракторам на лошадях. Однажды он решил посмотреть,сколько осталось горючего, чиркнул спичкой, так как ещё было темно. горючее вспыхнуло, попало на него, он катался по земле и как-то потушил  огонь. После этого он выздоровел, но как бы немного стал сам не в себе.
   А жили они с родителями тёти Марфы в маленькой землянке.( Я даже помню деда Сергея, моего прадедушку: он сидел на топчане в белых кальсонах и белой рубахе и пел:
  -Вот,вот, вот..... Мне было очень интересно слушать это пение. После смерти  отца тётя Марфа вместе с дядей Степаном построили себе саманную избу ( саман- это большие такие кирпичи из глины и соломы). В избе было две комнаты. По тем временам это было уже богатство. К избе  подстроили сарай, завели коз, куриц. В огороде у них всё росло хорошо, так как в ограде был свой колодец и они всё поливали.
  Мы жили рядом с ними, через избушку, в землянке. Мама уходила на работу, тётя Марфа смотрела за нами. Она любила нас, и мы её тоже очень любили. Она была такая, что её не любить нельзя было.
  В их комнатках в углах висели иконы, под ними лампады и перед божественными праздниками внизу под лампадой они сажей от лампады рисовали чёрный крест.
  Это было время, когда после Октябрьской революции стали разрушать церкви, сбрасывать колокола. переплавляли их на металл.Людей, которые были не согласны с такой политикой сажали в тюрьмы или расстреливали, как врагов народа.
  Расстреляли и моего родного дедушку по папиной линии в городе Камне-на оби в Дурном логу,который находится недалеко от южной части города.

 Тётя Марфа очень верила в бога. Нашла батюшку Фёдора,который раньше служил в церкви, собрали богомольных людей и отец Фёдор проводил богослужение подпольно. Я помню,как меня она водила на службу перед пасхой. Меня  там причастили и дали ложечку вина кагора и просвирку, которую стряпала наша тётя Марфа.
  Жили они своим хозяйством и огородом. Дядя Степан на тележке заготавливал дрова,а баба Марфа умела делать всё.Могла сделать русскую печь, голландку( такая плита, на которой можно было готовить пищу).
  Нам она вязала из овечьего пуха беленькие перчатки,носочки. Я уже училась в педучилище, тогда одежды не было. но у меня была пуховая  белая косынка,перчатки и носочки.

 Со своим будущим мужем мы учились в педучилище в одной группе. На третьем кусе начали встречаться. Сначала я познакомила его с тётей Марфой  Мне было тогда 17 лет. Я верила, что она меня поймёт.

 Николай был красивый,стройный, спортивный . с чувством юмора. Он с  ней сразу нашёл общий язык и полюбил её, так же, как мы. Она всё удивлялась,как мы пасли её коз: я прыгаю на скакалке, а он сидит и смотрит.
  Когда  мы закончили педучилище, Николая забрали в армию в морфлот на Балтику. Там он однажды был дневальным, убирал где-то и пел. А пел он, действительно, очень хорошо. В педучилище с ним занимался наш лучший преподаватель по музыке Воробьёв Александр, который сам прекрасно пел и играл на скрипке. Он говорил, что такого голоса редко где встретишь.
  Приезжие услышали пение Николая и спросили:
  -Кто зто поёт?
  -Наш новобранец,-Услышали они в ответ.Это были представители ансамбля Краснознамённого Балтийского флота. Николая прослушали и взяли в ансамбль. Там он прослужил всю службу. С концертами побывали в Германии, Польше, во всех прибалтийских республиках,по всему Советскому союзу.Когда подошёл срок окончания службы, ему предложили дальше служить в ансамбле, он отказался и вернулся домой. Через полгода мы сыграли свадьбу,у нас родился первый сын Алексей,через 4 года второй сын Александр.Мы построили большой деревянный дом. Лес на дом заработал  Николай. Он с напарником  помогали опылять лес от сосновой  гусеницы. За это ему выписали лес по самой низкой цене.
  Дом построили за 4 месяца. Когда стали его мазать, то на помощь пришла вся родня. Дядя Степан на коне месил глину с соломой, под руководством тёти марфы глину укладывали на потолок,  а в доме тоже всей роднёй мазали стены, потом штукатурили, белили. Дом получился большой: три спальни, большой зал, столовая,кухня, большая веранда. Крышу покрыли оцинкованным железом. Я крашу крышу,и приходит к нам тё я Марфа. Она увидела, что я хожу по крыше, испугалась и говорит:
  -Ну, крась,крась, только поосторожней!
  а сама сидела и читала молитву, пока я не слезла с крыши.
  Постоянно после работы мы садились за стол  обедать. Обед готовили моя мама и старшая сестра Варя. Она работала на мясокомбинате, помогала с продуктами. После обеда Николай брал баян,запевал, и все подхватывали: " Ой, мороз, мороз!"" За окошком месяц". Пели все. У вари был тоже отличный голос. Её у нас звали Зыкиной.
  Однажды они пели с Николаем вдвоём " Вниз по Волге реке",а мы все слушали. ЕЁ муж Сергей, который играл на баяне и тоже неплохо пел, слушал и плакал
  - Ну, суки, как поют,услышали мы. Так он выразил своё восхищение. Мы были с ним согласны.
   У всех моих сестёр были свои семьи,дети. Меньшая Таня после окончания медучилища уехала в Волчиху по направлению и там проработала всю жизнь в одной больнице. Её  муж Владимир был такой юморист,играл на гармошке и пел такие частушки, что люди умирали со смеху.. Когда Володя с Таней и своей дочкой Леночкой приезжали в гости Это была такая радость для всех маминых зятевьёв.
  Они приезжали к нам, потом гуляли у мамы.  Все наши мальчики пытались попасть в мамин подпол, в котором стояли различные напитки.Но у нашей мамы сильно не побалуешь! Собирались у сестры Вари, ездили на рыбалку, у нас была лодка " Казанка" и государственный " Прогресс", так как Николай работал председателем ОСВОДа.
  Мы не могли не побывать у тёти Марфы с дядей Степаном. Приходим к ним( они жили недалеко от нас).Встречают как дорогих гостей. Тётя Марфа варила такое вкусное пиво. Оно стояло у неё в подполе в трёхлитровых банках. Дяде Степану одному она не разрешала пить, и он радовался. когда приходили мы в гости.
  На столе появлялось всё: из русской печки рогачём она доставала чугунок тушёной картошки,,покрытой золотистой корочкой, на сковородке  яичница, с полки снимала чашку с каралькамиили с булочками. Самое главное, она открывала погреб и доставала оттуда банку с холодным пивом. На банке появлялись капельки воды.  Мы, конечно, приносили водки или вина, благо, что тогда у нас был свой винзавод. Можно было выбирать по вкусу. Начиналось застолье.  Дядя Степан хмелел и начинал ругать власть,всё время повторяя слово" ация". Сначала мы не понимали, что это такое. Потом поняли. Химизация, приватизация появились в нашей речи.
  НАговорившись, наслушавшись друг друга все расходились домой не с пустыми руками. Каждому давала кулёчек с ягодами виктории или  малины:
-  Это вашим ребятишкам,- говорила она. Моим сынам уже за пятьдесят, а они помнят её и всегда вспоминают с теплотой.
  Тётя Марфа умерла от рака.Её хоронили всей роднёй. Кто жил не в Камне -на- Оби, приехали. Её отпевали в церкви,так как она очень много делала для служителей: стряпала просвирки, варила кисели, носила туда всякие постряпушки
  Похоронили её,сделали крест, прикрепили фотографию.Нашли одну единственную, увеличили. После похорон помянули. Готовили все,кто что мог.Я настряпала блинов,потом раздавали соседям,кто её знал. Все говорили о ней тёплые слова,желали её царства небесного.
  Вскоре умирает мой Николай тоже от рака.Ему было 48 лет. Его похоронили на этом же ряду,где покоится тётя Марфа.
  Я с сыновьями и внуками, а сейчас уже и с правнуками  приходим на кладбище и никогда не забываем лосетить могилку тёти Марфы.
  А вот недавно мы подходим к её могилке, а крест упал.Я аж заплакала. Об этом узнал мой сродный брат Владимир, который живёт в Новосибирске. Он сделал красивый помятник на могилку. Кто бы из родни ни был на кладбище, обязательно идут к ней.
  ЕЁ уже нет с нами 33 года, а память о ней жива в наших сердцах!


Рецензии