По дороге в Суварнабхуми

    Отдых с женой и дочкой на море заканчивался. Месяц ярких впечатлений пролетел на удивление быстро. Впереди нас ждал шестичасовой перелет в заснеженный родной город. Утром возле Бангкока всегда можно попасть в пробки. Поэтому, для надежности, я заказал такси из Джомтьена с приличным запасом времени. Загрузившись в большой желтый седан, мы немного попетляли по узким улицам и выскочили на автостраду. На ней и пришлось столкнуться с непонятным, но обо всем по порядку.

     Откинувшись на спинку кресла, я разглядывал мелькающие в окне сельские пейзажи, полосы пальм вдоль полотна дороги, увитые цветами скульптурные композиции у домов. Среди попутного и встречного транспорта преобладали представители двух и трехколесного племени – мотоциклы, мопеды, мотороллеры и просто велосипеды разных мастей. Из автомобилей попадались большие и микроавтобусы, кабриолеты и джипы, старые и новые малолитражки. Очень редко встречались седаны, больше половины автопарка приходилось на пикапы, с самыми невероятными грузами.

     Поразил один пикап-лесовоз, к нему на длинной трубе была прикреплена сзади тележка. Примерно десятиметровые почти метровой толщины неошкуренные бревна, ровно уложенные между кузовком и тележкой, возвышались над дорогой, прихваченные в нескольких местах разлохмаченной и не очень прочной на вид, веревкой. В другом, с удлиненным и расширенным кузовом, плотно стояли клетки с курами. Трак этот двигался параллельно в соседнем ряду, и я насчитал по головам в одном ящике из металлической сетки примерно два десятка птиц. Большие клетки располагались в высоту в восемь рядов, поэтому столь необычный груз, смотрелся очень внушительно и, перевязанный тонкой бечевкой, опасно покачивался в поворотах.

     Характерной особенностью всего местного тайского транспорта является страсть его владельцев к украшательству. Всяческие блестящие девайсы висели в изобилии на всем, что движется, кузова машин, а часто и стекла, кроме лобового, покрывали рисунки самой разной тематики. Изредка встречались настолько колоритные авто, что трудно было оторваться от такого зрелища.

     Дорога шла в четыре полосы в одном направлении. Таксист переместился вправо, и через ряд от нас оказался новенький пикап «Исудзу» с большим закрытым кунгом. На боковой стенке мне бросился в глаза образец живописи, отражающий морскую батальную сцену. От нечего делать я стал его рассматривать. По самому верху тянулась надпись на тайском, продублированная чуть ниже на английском. Смысл ее можно передать примерно следующим: «Слава героям! Гордимся вашими подвигами!» Мы находились в пробке, все двигались медленно, и удалось подробно изучить творение неизвестного талантливого художника.

     Неизвестный автор картины в деталях изобразил волнующееся море, остров с пальмами, множество рассыпанных кораблей и атакующие чей-то флот самолеты. Несколько кораблей пылали и дымили, погружаясь в море. Один из них, судя по форме и размерам корпуса, авианосец, был показан в момент взрыва, с желтым пламенем в середине и разлетающимися частями надстроек и такелажа. Два самолета, друг за другом, уже пикировали, а один только появлялся из-за облаков.

    Сначала я обратил внимание на красные круги («хиномару») на крыльях и фюзеляже атакующих пикировщиков. Японцы?! Приглядевшись, опознал знакомые силуэты. Надо пояснить, что я с детства увлекался историей и развитием военной техники. Интернета тогда не было, и почти всю интересующую информацию удавалось добыть только в библиотеках. Особенно ценными были публикации издательства «Воениздат», где имелись и детальные обсуждения авиации времен последней мировой войны. Поэтому, практически сразу, я признал в изображенных самолетах японские Mitsubishi А6М «Зеро».

     Поначалу это открытие меня здорово удивило. Почему истребители, а «Зеро» были именно истребителями, атакуют корабельную группировку? Здесь должны, по идее, быть изображены пикировщики-лаптежники «Аити»! Но ведь автор нарисовал именно «Зеро»! Разгадка пришла в голову быстро – на рисунке показаны камикадзе! Набитые взрывчаткой самолеты направлялись летчиками-смертниками на корабли противника! Но теперь я вообще перестал что-то понимать – почему в тихом буддийском Таиланде на кузове труженика-пикапа изображена сцена разгрома американского флота японскими камикадзе? Да еще с такой надписью, которую можно трактовать, примерно, как появившиеся у нас на кузовах и стеклах машин наклейки «Можем повторить!»

     В соседнем ряду поток машин ускорился. Пикап с рисунком на кунге рыкнул дизелем, окутался синеватым солярным дымом, перестроился и, устремившись вперед, скрылся из виду. Добравшись через час до аэропорта, зарегистрировавшись и сдав багаж, я немедленно залез в интернет – надо же было эту загадку разгадать! Все оказалось просто. Таиланд в годы Второй мировой войны выступал на стороне Японии и активно участвовал в боевых действиях! «Восток – дело тонкое!»

    Никак такого проявления воинственности от миролюбивого Таиланда не ожидал... Хотя… Сиам же был уникальным во всей Юго-Восточной Азии государством, сумевшим успешно противостоять колониальным завоеваниям западных держав и сохранить независимость!


Рецензии