6. Памяти ректора П. И. Чудецкого 1886г

   6.Памяти ректора духовной семинарии о.П.И.Чудецкого. Тифлис,1886 год.
    На протяжении практически всей своей службы, Александр  Иванович Юницкий  не прекращал общение с Тифлисом, так как все Духовное начальство Русской православной церкви до декабря 1917 года, т.е. до отделения Грузинской православной церкви, находилось там.
    За прошедшие столетия произошло много событий, знакомство с которыми позволит представить те сложности, с которыми столкнулась в своей работе Русская православная церковь на Кавказе, и в частности – в Грузии.  Чтобы  как-то понять происходящее, мы решили напомнить коротко об истории  взаимоотношений России и Грузии.
     Существует легенда о том, что  Господь  после Вавилонского столпотворения   смешал язык ее строителей- единого иудейского народа , после чего  все  перестали понимать друг друга , т.к. стали говорить на разных языках. Когда же Бог  распределял  между  ними  Землю,  то  туземное  население  в одном из  регионов Кавказа в это время спало. Когда проснулось,  то оказалось, что свободной земли на Земле не было. Они обратились с молитвой к Богу, который был ( или хотел быть) справедливым, и  он  подарил  им  кусочек Рая.  С тех пор,  грузины  жили в рае,  и не только  спали,  но еще пили вино и много пели на древнегрузинском языке.   
     Исторически Грузия представляла собой регион в Закавказье, состоящий  из нескольких царств и княжеств. Одно из них, Карталинско –Кахетинское царство («Сакартвело», в переводе «Вся Картли»), где основное население составляли картвелы. В связи с постоянными столкновениями со своими соседеми: Персией и Османской империей ,  Царь Карталинский и Кахетинский  Ираклий II в 1783 году попросил  присоединить Восточную  Грузию к Российской Империи  в качестве протектората (т.е. слабое государство  просит у  другого,  более сильного государства, военную помощь). И получил это помощь. Но во время русско-турецкой войны царь Ираклий II в 1787 году предал эту дружбу  и подписал сепаратный мир с турками. И так было не единожды…
     Российские войска вышли из Восточной Грузии( а еще отдельно были Западная и центральная), а вместо них в 1795 году пришли персидские войска. Они захватили Тифлис,  разграбили  села  и  убили сотни людей.
     Ираклий II умолял Императрицу Екатерину II помочь Грузии,  но  в 1796 году она скончалась. Ее преемник Император Павел Петрович считал действия грузин «непостоянными и вероломными».  Он приостановил боевые действия на Кавказе и демонстративно вывел российские войска, так как «не  хотел проливать за них  русскую кровь».      
      В 1799 г. новый Картли-Кахетинский царь Георгий XII опять обратился к Императору Павлу I  с  той же  просьбой. После  длительного периода колебаний и раздумий 22 декабря 1800 г. Император Павел  I подписал Высочайший Манифест о присоединении Восточной Грузии к России. При этом Картли–Кахетия впервые была названа »Грузинским царством» и власть его царя  формально не была упразднена. Соправителем царства был назначен царевич Давид. У населения  слабого Грузинского  царства  сохранялись прежние  права и привилегии: картвельский язык, обычаи, форма правления и религия - Грузинская православная церковь. На  царство  стали  распространятся также права  и привилегии Российской Империи.
    Грузинское царство занимало небольшую территорию (около 40 тыс. кв. км) с населением  около  160 тыс. человек. Характерной особенностью социального строя царства  было то, что огромный процент населения составляли князья.  Средней прослойки, т.е. купцов, торговцев, ремесленников, среди грузин почти не было. Одни князья, бедные с бедными крепостными, но князья… Городское население (граждане или мокалаки) было преимущественно армянским. В Тифлисе оно составляло до 70 % и  поэтому, за все время существования городского самоуправления, только один раз  Городским головой был имеретин Дмитрий Иванович  Кипиани(1876-1879). Во все другие  годы  должность градоначальника занимали  армяне. И главное, это не  смущало гордый  народ и  никогда не вызывало протестов.
    Так как все  были князьями,  работать которым нельзя было по статусу , то  они пили и пели сутками. И все на своем, картвельском  языке.  И по сей день,  язык   играет главенствующую роль во всей жизни грузин. Был он одним из  главных и в этой грустной истории.
      28 декабря 1800 г. царь Георгий умер. В царской семье сложились очень трудные отношения между потомками последних двух царей, которые имели много детей. Третья жена царя  Дареджан  отказалась признать  право  пасынка  царевича Давида  на  трон. К тому же она была противницей присоединения к России. В то время много жителей этого региона перешли в католичество, и поэтому, не удивительно, что рядом оказался католический священник Никола Рутианский,  который внушал всем : "Порабощенное чужеземцами царство непременно окажется в смешном и постыдном положении, а царствование при таких условиях будет навеки несчастным и горестным".
    Тем не менее, 18(30) января Манифест о присоединении Восточной Грузии к Российской Империи  объявили  в Москве и Петербурге,  16 и 17 февраля- в Тбилиси без особых сложностей .
    11 марта 1801 года  был убит Император Павел I.  Междоусобица в Грузинском  царском доме обострилась, но в его среде не было, ни организаторов, ни государственных деятелей. Часть знати жаждала восстановления грузинской монархической государственности и возврата власти династии Багратионов. Грузинский вопрос вновь осложнился.
     Император Александр I  сопротивлялся и не торопился принимать окончательное решение о присоединении Грузии. Он  поставил  этот вопрос на  обсуждение Государственного Совета.  При этом  объяснил, что «не для России присоединяется сей народ к Империи,  но собственно для него;  что не наших польз  мы в сем ищем, но единственно, его покоя и безопасности». 
     6 (18) марта последовал Указ Императора Александра I «Об управлении Грузией», согласно которому она становилась губернией в составе России( такого же мнения придерживался будущий правитель Иосиф Сталин, но не смог преодолеть настойчивость В. Ленина в праве на  самоопределение наций) .
   «Мы берем бремя управления царства грузинского не для приращения сил, не для корысти, не для распространения пределов и так, обширнейшей в свете, Империи»,  а только  «в виде священного долга, вняв молению страждущих,  и утвердить в Грузии  правосудие, личную и имущественную безопасность и дать каждому защиту закона"- утверждал Александр I. И поэтому  нужно  «принять  во уважение права его, сообразиться с нравами, обычаями и умоначертаниями».» Положение» установило   систему управления новой грузинской автономии, разделенной на уезды (слово "губерния" не было введено).
    Новый Манифест о добровольном вхождении Грузии в состав России был подписан 12 сентября 1801 года. Таким образом, Грузинское царство переходило в полное подданство  Российской Империи без сохранения  государственных прав дома  Багратидов. «Правитель» царства входил в состав органов местного самоуправления,  подчинявшихся генерал-губернатору. Манифест и "Положение" делали уступку национальным чувствам грузин:  слово "Грузия" не изгонялось из политического лексикона.
    Представители грузинских царствующих домов добровольно присягнули русскому императору, приняли подданство  и  перестали быть государями.  Многочисленные  князья  получили звание  дворян,  и  были  уравнены в правах  согласно  российским узаконениям.  Народ был освобожден от призыва на военную службу.12 апреля 1802 г. документ был зачитан в Сионском Соборе Тбилиси.
   Высшее духовенство Грузинской Православной церкви состояло из митрополитов, епископов (13 чел.) и архимандритов (9 чел.). Принадлежавшие  ей монастыри и церкви имели собственные земли и крепостных, а их финансирование шло за счет налогов и податей, которыми облагались крепостные. Сельское духовенство происходило, по большей части, из крепостных крестьян и было   малообразованным и невежественным. Большая их часть не умела даже поставить подпись.
   В 1811 году  отменили   автокефалию (независимость)  Грузинской православной церкви  и  преобразовали ее устройство  по российскому образцу. По новому режиму имущество  церквей  переходило в казну, а служителям назначалось жалованье. Был учрежден Синодальный Грузинский Экзархат Русской Православной церкви. Первым Экзархом Грузии был назначен грузин, последующие экзархи - из русских архипастырей, что постоянно вызывало раздражение у местных.  В  1818 году в Грузии была образована одна епархия с наименованием «Карталинской и Кахетинской», отчего и Экзарх Грузии стал именоваться Архиепископом Карталинским и Кахетинским.  С 16 июля 1882 года на этом место был  призван служить Павел Васильевич Лебедев, 1827г. рождения,  член  Святейшего Синода.   
      Нужно отметить, что христианство России происходит из Византии( греческое). В Грузии христианство имеет сирийские корни, и поэтому имеются некоторые различия. Прежде всего, язык богослужений: в России- старославянский, в Грузинской православной церкви- древнегрузинский. В регионе Грузии -картвельский  с разными диалектами других местных жителей Кавказа, которые образовались   по воле  Божьей.
     В 1803-1878 годах, в результате очередных русско-турецких войн и договоренностей,  были присоединены к сильной  Российской империи  другие, практически  самостоятельные, царства и княжества Кавказа: (Мингрельское царство в 1803г., окончательно в 1867 г.; Имеретинское царство(Кутаиси) присоединилось в 1804 г., подданство  в 1811г.;  Княжество  Гурия в 1810г.; Абхазское княжество в 1810 г., окончательно в 1864 г.; Крепость  Ахалцихе в 1829г.;  Сванетия в 1833 г.; Батуми и Аджария в 1878г.  Так  Российская Империя  объединила  народы и нации в единую « Грузию».  В  1840 г.   издали "Положение" о создании Грузино-Имеретинской губернии, а  в 1846 г.  образовали  две губернии: Тифлисская и Кутаисская.
   Царское правительство, стремясь к ассимиляции новых многочисленных дворян,  создало  для них прекрасные условия, щедро награждала их чинами, орденами пенсиями и имениями за общегосударственный счет. Во многом проявляло либерализм,  который   грузины принимали, как должное и , явно,  злоупотребляли им.    
    В 1817 году в Грузинском экзархате Русской православной церкви была  открыта Тифлисская духовная семинария. Согласно Уставу она представляла собой учебно-воспитательное заведение для приготовления юношества к служению православной церкви. Основной целью была подготовка просвещенных священнослужителей. Главным: « развить и укрепить в учащихся любовь и уважение к православной церкви, ее уставам, священнодействиям и обрядам, утвердить их в добрых христианских навыках и привести к живому сознанию важности священства». По правилам, в духовные заведения в первую очередь принимали детей священнослужителей. Обучение было бесплатным для всех.Содержание (проживание, одежда, питание)- только для детей семей духовного сословия.
   Поступающим  в семинарию русской церкви  обязательным  было знание русского языка. Так, одному из известных слушателей духовных  заведений (Горийского училища и Тифлисской семинарии)  Иосифу Джугашвили пришлось, благодаря настойчивости  его матери,  два года учить  язык в домашних условиях. 
     В семинарии  преподавали как богословские науки, так и предметы общего образования: русская словесность с историей русской литературы, гражданская история: всеобщая и русская, математика, логика, философия, древние и новые языки: латинский, греческий, французский и немецкий. Для желающих была возможность учить  еврейский язык и иконописание.  Часть духовной литературы преподавалась на грузинском языке или объяснялась с частичным переводом.
    При семинарии имелась хорошая библиотека со специально  подобранными отделами литературы, истории и географии. В книжном её фонде было много старопечатных изданий, в основном, религиозного содержания, на русском, греческом, латинском языках. Комплектованию  библиотеки   придавалась особое  значение.   
    Внутренняя жизнь семинарии имела весьма строгий внутренний распорядок. Согласно Уставу »нарушение учениками приличия и общепринятых условий вежливости, неучтивость, грубость, оскорбительные шутки и подобные проступки, особенно ложь, должны быть строго преследуемы». Естественно, что преподавателями назначались грамотные, получившие образование люди, успевшие проявить себя на службе в Российской Империи.
   Вот так, по Воле Божьей и по ходатайству Первосвятителя Грузии Высокопреосвященного Архиепископа Павла, в 1883 году доктору богословия, протоиерею  Павлу Ивановичу Чудецкому было поручено возглавить духовную семинарию в далеком Тифлисе.   
    Павел  Иванович  родился в  1844 году  в Костромской губернии   в  семье  сельского священника. Домашнее воспитание  и начальное  образование  он получил в семье  под влиянием  благочестивой матери. Мать и сын вместе  стоя на коленях пред св.иконами   иногда со слезами на глазах  выражали свои молитвенные чувства Спасителю, Матери Божией и др. Эти детские впечатления имели неотразимое влияние на всю его дальнейшую жизнь.
   При учебе в Костромском духовном училище и семинарии  он  проявил  блестящие способности. Наставники считали его первым среди лучших сотоварищей. После окончания курса семинарии в 1868 году, сразу же 7 сентября Павел Ивановича   пригласили   учителем арифметики и географии в Костромское духовное училище.
    В 1869 году, получив  добрые нравственные задатки  в семье  и  достаточную подготовку в семинарии,  он становится  питомцем Киевской духовной  академии. В сентябре  этого же года  там  отмечали  50- летний юбилей этого старейшего в России рассадника духовного просвещения.
    Академию  реформировали  на новых научных началах. Любя историю, как науку, расширяющую умственный кругозор, Павел поступает на первый курс впервые открытого исторического отделения академии. Превосходный состав профессоров и интерес к науке делают из молодого, симпатичного студента красу академии. Живой, общительный и веселый в кругу сотоварищей, он становиться центром умственного движения в среде студентов. Основательно владея немецким и французским  языками( а позже  и  английским)  Павел много времени посвящает  знакомству с иностранной литературой, как духовной, так и светской по истории, философии и педагогике. Страдая ревматизмом, ему приходилось часто лежать на больничной койке, но и здесь он не переставал работать. К концу учебы он представил кандидатскую диссертацию.
    Павел сроднился с благословенным климатом Малороссии и всегда говорил о ней с восторгом. Был женат на малороссиянке, красавице Марие,  дочери   Анания  Ивановича(Иоановича) Манжелей, 1826 г. рождения, священника Забалковской Николаевской церкви в Херсоне. 
      После окончания в 1873 году курса академии, Чудецкий поступил во вновь открывшуюся Симферопольскую духовную семинарию преподавателем истории философских учений, психологии и педагогики. Одновременно он  был  инспектором классов в епархиальном женском училище, где преподавал географию, русский язык, арифметику и педагогику, а в 15 сентября 1874 года его  избрали  инспектором  Симферопольской  семинарии.  В 1877 г. он опубликовал свое первое произведение: "Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX веках" (Киев, 1877 г.)  и   книгу "Родной язык. Обучение механическому чтению и письму",  Кишинев, 1880 г.
     21 июля 1878 года Указом Св. Синода П.И.Чудецкого  перевели на должность инспектора Кишиневской семинарии. Точность и аккуратность при исполнении этой обязанности были соединены с постоянным желанием предупреждать ученические проступки. Он берег молодежь, но в крайних случаях, совершенно справедливо отделял пшеницу от плевел. Он считал, что зло и всякое вредное направление, ведущее к гибели учебного заведения, коренится в незначительном меньшинстве, которое нужно удалять из стен заведения со словами апостола :»измите злаго от вас самих» - извергните развращенного из среды вас! Так учит  Слово Божие.
     До поступления своего в сан священника, Павел Иванович удостоен был в Кишиневе чина статского советника  и имел ордена: Св. Станислава 3-й ст. и  Св. Анны 3-й ст.   Вот таких людей Россия  направляла на свои окраины для благих дел ! 
    Тифлис  в  эти годы  представлял собой шумный город, с многолюдными   улицами и базарами,  трактирами и духанами, театрами и разными зрелищами. Выходили газеты на грузинском, русском и армянском языках. Среди его жителей были выпускники многих российских и заграничных университетов, которые и составили образованное общество. За¬рождались политические партии с разными идейными течениями. Появилось много либерально-националистической интеллигенции, в том числе настроенных русофобски. Все это создавало   огромное  количество соблазнов для молодых людей. 
    Обер-прокурор Святейшего Синода  К.П.  Победоносцев писал Императору Александру III : «От всех спасенных и облагодетельствованных инородческих национальностей, Россия получает только горечь. Когда грузинам грозила опасность от персов, они едва не молились на нас. Когда гроза  стала проходить, уже при Ермолове появились признаки отчуждения. Явился Шамиль, опять притихли. Прошла эта опасность, снова стали безумствовать по мере того. Мы с ними благодушествовали,  баловали их и приучили к щедрым милостям на счет казны и казенных имуществ. Эта система ухаживания за инородцами и привела к такому состоянию и теперь всякая попытка привлечь к порядку возбуждает нелепые страсти и   претензии».
     Действительно,  главной заботой у грузин  была защита  родного языка, веры и отечества  и чувства национального самосознания. Любые попытки подчинить  их  законам  новой власти воспринимались,  как оскорбление нации. Для того, чтобы  уменьшить своеволие «феодалов» и  установить законность и порядок, нужны были какие-то экономические предпосылки, но их не было. В этом  раю  пели и пили вино и  еще  боржоми…
    Тифлис для ректора П.И.Чудецкого стал  его тяжелым  крестом. При первом знакомстве с семинарией он увидел,  что это не учебное заведение, а приют нищеты, где главная забота у учащихся не наука, а желудок. Еще худшее он встретил вне стен семинарии на ученических квартирах. Многими вечерами, в любую погоду он  посещал темные закоулки разных частей города, где на квартирах селились ученики. Сердобольный ректор с прискорбием смотрел на эти лачуги, где отсутствовали простые гигиенические условия.  Поэтому он сразу же принялся за улучшение внешнего быта учеников.  Сочувствующих такому доброму делу, было мало. Некоторые резонеры открыто выражали ему свою скорбь бесплодную, но, к сожалению, ничем конкретно в деле  не помогали.
    В этой новой должности о. Чудецкий с искренней заботой о вверенном ему училище  начал свою деятельность. Самым трудным был вопрос денег, которые помогли бы  улучшить ученический быт.  Энергичный  молодой человек не унывал. Он привлек знакомых к участию в добрых делах, расширил средства »Семинарского братства  для помощи» и сумел организовать материальную помощь для бедных учеников. Так, квартирным ученикам с 1886 года  давались субсидии не менее 200 руб. в месяц. Ректор восстановил ссудо-сберегательную  кассу для служащих в семинарии, капитально отремонтировал семинарское здание, приобрел для семинарского общежития новые постельные, кухонные и прочие принадлежности, улучшил пищу и одежду учеников, привел в благопристойный вид семинарский храм .
   Протоиерей Чудецкий  упорядочил и увеличил фундаментальную  и ученическую библиотеки, выписал новые избранные труды по литературе, как духовной, так и светской,  более чем на 4000 руб. В семинарии  к  1886 году увеличился запасной капитал до нескольких десятков тысяч рублей, чего никогда еще не было в ее истории. В последние годы он был занят устройством во Владикавказской духовной семинарии особого образовательного отделения для осетин-горцев, желающих посвятить  себя духовному званию. Безмерная  деятельность ректора содержалась в сотнях листов,  исписанных им как организатором и руководителем семинарии.      
   Чудецкий был избран председателем "Братства грузинского экзархата во имя Пресвятой Богородицы" и "Епархиального училищного совета по устройству церковно-приходских школ". Он очень любил животных и стал членом-сотрудником  Тифлисского общества покровительства животным.
   Но, прежде всего, о. Чудецкий был священнослужителем, красноречивым учителем Веры и нравственности христианской, глубокий мыслитель в области богословской науки и благоговейный совершитель Св. Тайн Божьих. Свои твердые христианские убеждения он не таил от своих маловерующих питомцев, которым в  их семьях  » не зажгли духовный светильник веры».
  Его проповеди с церковной кафедры и во внебогослужебных собеседованиях  отличались простотой и глубоким религиозным чувством. Христианское слово запомнилось многим. В Тифлисе о. Павел Всемилостивейше  получил  первую церковную награду- камилавку.   
   Строгий внутренний распорядок духовной семинарии был направлен на ограждение  учащихся от вольного выхода в город  и  чтения посторонних газет и книг. Повседневная жизнь воспитанников семинарии проходила под строгим надзором. Запрещалось:  самовольно отлучаться, посещать театры, организовывать нелегальные ученические кружки,  читать « развращающую  и  неблагонадежную  литературы», присутствовать при публичных выступлениях общественных и политических деятелей. За нарушение внутреннего распорядка применялись  довольно  суровые   наказания : внушение,  выговор, водворение на несколько дней в карцер, исключение из семинарии с правом обратного поступления  или без него.  Розги, уже не применялись…
   В семинарии ректор объявил войну многим  русским  журналами книгам:      «Отечественные записки», «Современник», произведениям Чернышевского «Что делать?», Белинского, Добролюбова, Писарева, разным народовольческим изданиям, а также сочинениям по естествознанию.  Трудным  для  Павла Ивановича, как пришлого человека, был менталитет людей,  проживающий в этой окраине империи.   
   Среди семинаристов были недовольные этими требованиями и выражали свое недовольство и энергичный  протест всему и во всем, что было им не по нраву.  Они не собирались стать  священнослужителями!  Их больше волновала и интересовала жизнь за стенами семинарии. Вот имена некоторых деятелей, которые  в разное время учились в Тифлисской духовной семинарии: социалист Сильверст  Джибладзе,  активный большевик Михаил Цхакая, Р. Каладзе, Иосиф Сталин,  Филипп Иесеевич Махарадзе(советский партийный деятель, руководитель Грузинской ССР),  Ной Жордания,  Влади¬мира (Ладо)  Кецховели, Алексей Гогохия, Михаил (Миха) Давиташвили, Иосифй Иремашвили, Анастас Микоян и др. Попытка сделать из них служителей Бога точно не удалась. Семинария благодаря им становилась  рассадником бунтарства.      
    Одним из таких был  семинарист  Иосиф Лагиев,  которого пытались научить   в семинарии Моисеевой заповеди: »Не убий!»  и  он «сам готовился  к служению  бескровной жертвы Христа». Но  24 мая 1886 года  Лагиев  » проклятой  рукой   зверски пролил кровь и убил дорогую жизнь своего духовного отца-воспитателя», ректора семинарии П. И.Чудецкого.
    Этот трагический случай  всколыхнул, практически всю Россию, и вызвал естественные чувства возмущения и соболезнования. Но тифлисское общество вдруг стало на сторону убийцы…
     Учитывая, что споры по поводу этого убийства и реакция на него местных жителей Грузии до сих пор не утихают, мы  решили  подробнее рассказать об этом зверском поступке учащегося.
     И так, имеретин Иосиф Лагиев ( Иосеб Лагиашвили)  родился 2 января 1866 года  в семье священника  церкви  села Хурвалети Якоба Лагиева( Имеретинское царство, регион б. Западной Грузии, б. Кутаисская область, б. губерния,  недалеко от Гори).  В 1865 году Якоб был учителем Мингрельского духовного училище. В октябре этого года был рукоположен в священники  и женился на Клеменсии,   дочери священника Теодора Даниилова(Тевдоре Данелия) из села Бандза(Мартвили). Когда Иосифу было 7 лет, умерла мать. В 1881 году  умер отец Якоб. Осталось трое детей.  Иосифа приняла на воспитание глухая бабушка (мать отца) Нина Махарова (Нино Махарашвили), проживавшая в Гори. Там он окончил Горийское духовное училище и  продолжил учебу в Тбилисской духовной семинарии.  Как  бедный сирота, Иосиф учился за казенный счет. Характеризовался   тихим   человеком. 
     9 декабря 1885 года инспектор семинарии Яков Степанович Степанов,  по своей обязанности,  просматривал тетради и книги учеников и нашел у Иосифа дневник, где он неодобрительно  и презрительно  выражал свое отношение к поучению церкви и к духовным лицам, не скрывал враждебную  настроенность  к одному из преподавателей. Он насмехался над проповедями Экзарха Грузии Павла, а священников  называл  попами.
     Главным, оказалось его участие в одной подпольной газете «Цветок – Гвавили», выходившей секретно от семинарского начальства. Кроме того, он   с  9 ноября 1885 года посещал  кружок  семинаристов, в который   пригласил его некий гр.N. Этот кружок должен был » образовать новое поколение и воспитать действительных людей с твердым характером и благим умом».  Посещать кружок необходимо было  ежедневно, но Иосиф ходил два раза в неделю: по вторникам и пятницам. Кружок посещали также семинаристы: Шаматов, Чиквиладзе, Матафиев, Хахутов, Узнадзе и др.   
    Вечером собрался Семинарский совет для обсуждения этого вопроса, на котором  ректор и инспектор предложили лишить Иосифа права на казенное содержание. Принимавший участие некий учитель защищал его  и потом передал ему содержание заседания (его имя Иосиф отказался сообщить). В качестве наказания приняли предложение ректора о. Чудецкого. Ему запретили проживание   в семинарии     и     назначили ежемесячное пособие в 6 руб. 50 коп. 
    В  январе  1886 года  Иосиф  приискал занятие за стол и за квартиру с детьми фельдфебеля Шаповалова,  и продолжил учебу в семинарии. 12 марта, посещая квартиры учеников, инспектор  и  его помощник , надзиратель Николай Матахадзе,   попросили Иосифа показать свои тетради и книги, но тот отказался. Тогда Яков Степанович взял с этажерки толстую книгу »Отечественных записок», запрещенную правительством  к чтению,  особенно  учащимися.  Он хотел взять книгу с собой, но Лагиев  резко  и грубо сказал, что не имеет права.
    Помощник, помня предыдущие оскорбления и угрозы в семинарии, шепнул инспектору,  что здесь небезопасно  оставаться  и  лучше  уйти.  Дело в том, что  в 1885 году  у шестикурсника   Сильвестра  Джибладзе  в его комнате  обнаружили запрещенную  литературу и по решению правления  его  исключили из семинарии. Из-за этого решения Джибладзе устроил драку, ударил ректора Чудецкого  и пытался сбросить его с балкона.  За это его осудили  и отправили на два года в дисциплинарный батальон в Харьков. В будущем,  грузинский   социал-демократ, стал  один из руководителей тифлиского антисоветского подполья.
     Надзиратель предложил  Иосифу самому принести их в семинарию на следующий день.  Но тот не пришел. Через несколько дней инспектор увидел его в семинарской больнице и повторил просьбу, на что тот грубо ответил: «Если вам надо, придите сами и возьмите». Иосифа предупредили, что могут быть дурные последствии,  на что он сказал: » Плевать я на вас хотел!» Плюнул, наговорил дерзостей, хлопнул дверью и  пошел  к служителям семинарии, где доказывал,  что » Бога –нет,  Царя -нет,  и все создано природой».
    Обо всем  было доложено ректору. В тот же вечер опять собралось правление. Ректор Чудецкий согласился уволить Лагиева, но чтобы не преграждать ему дальнейшего пути к образованию,  решили   предложить ему  самому  подать об этом   прошение .  Узнав об этом решении, Иосиф на следующий день пришел в семинарию, извинился  перед инспектором и  объяснил,  что он не принес книги, так как они были чужими.  Инспектор  отослал его к ректору. Ректор выслушал его,  сказал,  что верит инспектору, а ему предложил » подать прошение об увольнении и уходить с миром!»
   Все правильно: не нравиться - уйди. Но, у Иосифа встал вопрос о средствах к существованию: здесь ведь все было  бесплатным… Он пошел  к Экзарху Павлу с просьбой  дать ему  место диакона, но тот ответил, что ему сначала нужно послужить причетником. Иосиф написал заявление об этом, но не донес до Экзарха. 
     Увольнительное свидетельство Лагиев получил 2 мая 1886 года. В свидетельстве в графе –поведение,  стояла оценка-  4. Иосиф попросил исправить на 5, но ректор объяснил, что это решение утверждено не только семинарским правлением, но и Экзархом Грузии. Кроме того, отметка 4 означает «очень хорошо»  и  пообещал, что в случае запроса из другого учебного заведения, он даст  самый благоприятный  о нем отзыв.   
     Иосиф потребовал выдать ему свидетельство об окончании Горийского духовного училища, но в этом ему было отказано. Согласно Уставу семинарии и постановлению Св.Синода ученик третьего класса может получить только семинарское удостоверение,  а   документ училища  должен оставаться в  канцелярии семинарии. Посоветовали за копией свидетельства обратиться в Горийское училище, куда он собирался выехать  и для чего,  по   его  просьбе   ему выдали 4 руб. 50 коп.   
    Но он не уехал и решил (сам или кто посоветовал?) убить ректора. Как объяснил он позже в суде, на Верийском мосту  он  «купил у какого-то туземца, по-видимому, осетина»  за 3 рубля кинжал, который запрятал  на Петропавловском кладбище.
    24 мая Лагиев попил чая, сходил за кинжалом и привязал его к ремню тряпочкой. В  10.5 утра он  зашел в семинарию через парадный  вход,  прошел мимо учебных комнат и направился через балкон в квартиру ректора. В передней  Иосифа  встретила жена Мария Ананьевна, которая доложила Павлу Ивановичу и пригласила семинариста в зал,  рядом с передней. Ректор в очередной раз отказал  выдать ему училищное свидетельство.   
    Все остальное  произошло  в течении двух минут. Лагиев » вышел из себя»,  подошел к ректору и нанес первый удар кинжалом в живот (рана-1.5 см). Протоиерей  Павел закричал  и бросился бежать от убийцы во внутренние комнаты. На крик о. Павла прибежали его жена Мария Ананьевна и ее сестра Екатерина Ананьевна  Манжелей, классная дама заведения Св.Нины. Они  пытались  защитить его,  но не смогли, так как  семинарист  поранил им руки кинжалом. 
    Преступник погнался за ректором  и достиг его в четвертой комнате, откуда дверь выходила в коридор. Но дверь оказалась запертой на крючок, и несчастный, настигнутый злодеем, не смог ее открыть. Прижав к двери свою жертву, изверг ударил его  кинжалом  сзади в верхнюю часть спины, несколько раз по голове и рукам, а затем, развернув его, вонзил кинжал в живот (на 15 см.),  проникнув до самого хребта.
   Прибежали два преподавателя: Виктор Игнатьевич Лотоцкий  и  Георгий Васильевич Четыркин.  Им удалось вырвать кинжал и схватить Лагиева. Были ученики второго класса, которым учитель Жордания в это время  преподавал чтение псалтыря на грузинском языке.
     Вокруг  все было в крови, кровавая дорога тянулась за несчастным человеком. Гостивший тесть, шестидесятилетний священник Ананий Иванович Манжелей, когда увидел случившееся, просто остолбенел и не мог двинуться с места. Потребовалась медицинская помощь.
    Павла Ивановича отвели в комнату к помощнику Н.Матарадзе. Вызвали   полицию. Призванная медицинская помощь, к глубокой скорби, оказалась бессильной, так как кинжал проник вниз живота  и  изрезал частично печень, кишечник и пр., что вызвало обильное внутреннее кровотечение, несовместимое с жизнью. Ректор сохранял полное сознание и успел подтвердить,  что его ранил Лагиев по причине мести. 
      Павел Иванович лег на пол и слабеющим голосом прошептал: »умираю». Напутствованный  Св. Дарами  он в 12.30 предал дух свой в руки Всемогущего Бога . Ему было всего 42 . 
    Экзарх  Грузии Павел любил ректора Чудецкого ,  отмечал его, как незаменимого своего сотрудника,  и  в своей прощальной речи сказал  : «По человеческим расчетам следовало ожидать для почившего долголетней и мирной жизни! Все эти труды могли обещать ему благодарность и благословения честных благонамеренных людей!  Все это могло  обещать ему долгую,  благоплодную жизнь. Но, неисповедимы суды  Божия…». 
    Как все просто  … За исключение  из  семинарии - продуманная и подготовленная страшная  месть русскому учителю.  Кинжал,  и  в живот, и  в спину, и в голову, и в руки. Можно ли   оправдать  зверство  этого человека,  который собирался стать священником?!  Туземное общество  Грузии  тогда ( судя по публикациям , и до настоящего времени)  осуждало  убитого  и оправдывало убийцу.   
     На место происшествия прибыли прокурор, пристав Кузьминский и следователь по особо важным делам.  Убийцу схватили  и заключили в Метехский замок. У Лагиева нашли записку со словами: »Воздадим каждому по достоинству».  На все вопросы  он  отвечал стереотипно: » Не знаю, не помню».
    25  мая  в 5 вечера в семинарии была отслужена панихида Его Преосвященством Экзархом Грузии Павлом в со служении с Епископом Горийской церкви Александром и прочим духовенством. Затем гроб с телом почившего   протоиерея, несомый на раменах священниками, был перенесен в Александро-Невскую  Кукийскую церковь ,  где была отслужена соборная торжественная панихида.    
      25 мая в зале Общества сельского хозяйства прошло годовое собрание Тифлиского общества покровительства животным. На собрании присутствовало 40 человек. Они почтили вставанием память члена-сотрудника общества о.Чудецкого, так зверски убитого, и выразили вдове покойного глубокое сожаление о постигшей  потере дорогого супруга .
    26 мая в Александро-Невской Кукийской церкви прошла соборная торжественная   заупокойная служба, которую совершили Экзарх  Грузии Павел и Епископ  Горийский  Александр  в  сослужении  со всем духовенством Тифлиса.
    Перед прощанием, по прочтению разрешительной молитвы, Первосвятитель Грузинского Экзархата Преосвященный Владыко Павел сказал  надгробную  речь о мученической кончине в Бозе  почившего, и обрисовал его личность и деятельность.  Не мог он не сказать о  семинаристе, так зверски убившего своего учителя, о причинах такого поведения и  о среде, которая способствовала трагедии. Полная речь была опубликована в газете »Кавказ».В заключение Архиепископ Павел призвал к молитве об упокоении души достойного деятеля и труженика на педагогическом и церковном поприще. Мир душе твоей! Церковь наполнилась плачем многих, знавших почившего и пришедших отдать ему последний христианский долг. 
     После прощания гроб был вынесен на руках священников. Его обнесли вокруг церкви  до места вечного упокоения -  могилы,  вырытой в ограде церкви напротив алтаря, рядом с могилой недавно похороненного настоятеля этой церкви П.И. Ковалевского. За гробом шли вдова и родственники усопшего.
       Похороны почтили своим присутствием: его сиятельство  Главноначальствующий на Кавказе, Кн. А.М.Дондуков-Корсаков, попечитель Кавказского  учебного  округа К.П. Яновский, и.д. Тифлисского губернатора князь Г.Д.Шервашидзе и др. На похороны пришли воспитанники старших классов  учебных  заведений Министерства  просвещении  и много публики.
      Во многих  церквях и  епархиях  по всей России прошли панихиды. 28 мая  в 1 час дня в Тифлисском Кафедральном Сионском соборе причтом собора была совершена панихида  по  погибшем  ректоре, священнике, протоиерее П.И. Чудецком.
      Прощальная речь Экзарха Грузии Павла, произнесенная  им  при погребении священнослужителя, неожиданно привела к возмущению местного общества, вызвала антиимперские выступления и разные политические обвинения.

       Фрагменты этой речи мы представляем: 
 «Мирен почивший наш брат. Но, для нас, братья и сестры, мученическая кончина его - страшное событие, достойное горьких слов и горького плача. Плачьте горькими слезами все честные, добрые люди! Плачьте вы, жена и сродники, потерявшие бесценное сокровище и преданного  покровителя и друга… Плачьте вы, доблестные деятели нашего края! Из среды вашей злодейскою рукою исторгнута великая нравственная сила…  Но плачьте не плачем уныния, а освежающим плачем. С новой силой каждый проходите возложенное на него служение,  совершайте предлежащий вам подвиг.
    Не жертвы злодейств заслуживают наибольшего плача, а та среда, из которой выходят злодеи. Да плачут отцы и матери нашего края, что в среде нашей являются дети со зверскими наклонностями, не смягченные добрым семейным влиянием, не поддающиеся доброму влиянию школы, и в то же время,  увлекающиеся ложными, вредными нынешними  влияниями. Да плачут о том, что испорченные люди могут делаться даже служителями алтаря, лукаво восхищая пастырское служение. Великое зло  для края такие люди. Одно утешение, что  Бог и твердая власть края  обуздают зло.
     Плачьте и убойтесь прещения (наказания) Господня и вы, сочувствующие злодеяниям, даже подстрекающие к ним. Вас первыми постигнет зло, которое вы готовите и причиняете другим! Господь сказал: «все, взявшие меч, мечом погибнут».  Подстрекающие других к убийству, и извиняющие убийц готовят убийц для себя  самих и навлекают на себя кары:  и земные, и небесные. И правосудие земное часто находит их и карает, а правосудие небесное,  несомненно, покарает».
     На похоронах была разная публика. Большая часть услышала в речи то, что было сказано. Некоторые услышали то, что хотели бы услышать. Поэтому  слова  «среда и край», «подстрекающие и извиняющие» расценили как, «проклятие  страны и его народа».  И  молниеносно  разнесся  слух о том, что Экзарх Грузии Павел « проклял их страну и его народ».
     В июне 1886 года  слух «о проклятии грузинского народа и его страны» дошел  до села Квишхети, где  с  1884 года  в стесненных условиях  проживал с семьей  Д. И. Кипиани.  На похоронах он не был, речи не слышал, газеты «Кавказ» от 26 мая не читал, но  увлеченный  « невероятною молвою о произнесенном проклятии над страной»  6 июня пишет письмо Его Преосвященному Архиепископу Павлу и предлагает «опозорившему неотложно удалиться из  опозоренного края». На «непонятное письмо»  9 июня  пришел ответ от Экзарха со ссылкой на газету »Кавказ» №139, где опубликована речь. Что же касается слухов, то он посчитал ниже своего достоинства давать какие-либо разъяснения.
      О случившемся  20  июня Главноначальствующий  на Кавказе Кн. Дондуков-Корсаков,  справедливо возмущенный  поступком дворянского лица,   отсылает эти два письма обер-прокурору Святейшего Синода  К.П. Победоносцеву.
     Кто же этот человек, который посчитал возможным  от имени  грузинского народа  (не понимая, что это позволительно только «Мы, Император Всероссийский и т.д.»?!) выступить с надуманными  обвинениями столь представительного лица.
     Дмитрий Иванович Кипиани родился  в 1807  году в  деревне Мерет (рядом с Гори), там, где священником ранее служил отец убийцы Яков Лагиев. Семья Кипиани была незнатного бедного княжеского рода  из  деревни  Абаши и получила дворянское звание в Российской Империи. В 1832 году Дмитрий окончил Тифлисский Пажеский корпус и работал учителем в училище. Тогда же принял участие в заговоре б. князей  против российской царской власти, был выслан в Вологду, где и обучился русскому языку. В 1837 году он вернулся на Кавказ  и занимал различные должности в канцелярии Наместника на Кавказе, в 1856 г. временно занимал должность директора канцелярии наместника, а в 1857 году  был назначен членом Совета Главного управления Закавказского края.   
    С 1859 года в течение  девяти лет, будучи управляющим владетелей  Мигрельского дома, состоял в сложных взаимоотношения с князьями Дадиани. В 1861 году во время проведения реформы по отмене крепостного права возражал против получения крестьянами земли, настаивая на том, чтобы они ее  арендовали. В 1862 году прекратил государственную службу. Несмотря на протесты крупных феодалов-князей, дважды  избирался на общественную должность предводителя дворянства Тифлисской губернии (1864-1870), где служил без вознаграждения, но согласно положения, получил чин д.с.с. В 1875 -1879 г.г. был   городским  головой Тифлиса. 
    С 1880 года находился  в Петербурге, ожидая  исполнения  обещания М.Т. Лорис-Меликова  »пристроить»  его на государственную службу. Но так и не  дождавшись,   12 июня 1882 года вернулся в Тифлис. Больше на государственной службе не состоял, чем был очень обижен. С 1879 года - предводитель дворянства Кутаисской губернии. Основатель общества за распространение грамотности среди грузин. Написал грамматику грузинского языка и активно защищал грузинский язык и культуру.
   Государь Император  Всероссийский Александр III не мог забыть покушения и убийство  в 1881 году своего отца  и  повелел  судить убийцу военным судом с применением законов  военного времени.  Дело Лагиева  вели окружной прокурор Анатолий Ильич Чайковский ( брат известного композитора Петра Ильича) и  следователь по особо важным делам Русанов. 
  Лагиева  обвиняли в предумышленном убийстве. Вопрос о  факте и его  виновности   был очевиден  – убийца схвачен на месте преступления, в присутствии многих свидетелей. 16 июня состоялся  открытый суд. В зале присутствовало много учеников из местного населения, которые прямо  сочувствовали преступнику и злорадствовали по поводу смерти ректора. В таких условиях суд разрешил некоторым свидетелям (священнику А.  Манжелей,  помощнику Н.Матахадзе и Павлу Бурженадзе) не участвовать в судебных заседаниях, удовлетворившись их письменными показаниями. 
    Суд не принял доводы адвоката, присяжного поверенного Е.М. Туркевича (которого пригласил подсудимый), что он совершил преступление в состоянии «раздражения».   
    Согласно   имперских законов, убийце, достигнувшему 21 год,  грозила смертная казнь. Утверждение Лагиева, что ему 19 лет, не  имело подтверждения. Подлинный возраст из-за отсутствия достоверных документов также  не был установлен. Обстановке=а в суде была такова, что судья побоялся вынести ему казнь. Решили  признать возраст убийцы в 20 с половиной лет и  приговорили к 20 годам каторги. Приговор представили  на усмотрение Командующего войсками Кавказского военного округа, который определил ему каторгу в Сибири.
     По слухам, при помощи своих  сотоварищей, Лагиев  бежал из мест  заключения на лодке и успел добраться до какого-то иностранного судна, перевезшего его в Америку. Там он изменил имя и фамилию,  и стал Томом Коксом. Сначала он работал на ферме, изучал английский и слушал лекции в университете,  затем  получил   гражданство в Сан-Франциско.
     Д.И. Кипиани  отказался принести  извинения, и  был официально обвинен в клевете. Пришлось обращаться  к министру внутренних дел с просьбой о высылке Кипиани, чтобы «дерзость эта не прошла безнаказанной и  не ободрила других ».    Высочайшим указом от 4 августа 1886 года Кипиани был сослан в Ставрополь и  27 октября 1886 года он покинул Грузию.
     В ночь на 25 октября 1887 г. Кипиани  был убит в Симферополе. По официальной версии, его убили два грабителя- рецидивиста,  проникшими к нему ночью в спальню  с целью ограбления. 26 апреля 2007 года   Синод Грузинской Православной Церкви причислил Димитрия Кипиани к лику святых, как мученика, пострадавшего за отечество. В  Хашури  есть его музей,  но по сведениям очевидцев,  находится в плачевном состоянии. 
     Во  всей истории воспитания юношества, на то время, это был первый случай  убийства священнослужителя,  но  не последний…  Экзарх Павел говорил:» Пусть  о. Чудецкий  будет последней жертвой злодейской руки, чтобы Господь смягчил и исправил сердца людей, склонных к делам кровавым..».
   Не смягчил и  не исправил… Вскоре поступило сообщение о выходке негодного 18-летнего ученика Огургетского духовного училища, который напал на смотрителя училища и избил его до крови палкой по голове. Директор Тифлисского местного училища Маров из-за постоянных угроз постоянно ходил с пистолетом и  вместе с попечителем округа Яновским мечтал о скорейшем оставлении службы в этом »райском» крае.
     Стал   жертвой  и  Экзарх Грузии  Павел. Во время посещения Тифлисской духовной семинарии  на него бросился с ножом семинарист и тяжело ранил в легкие.  На этот раз  о случившемся газеты не писали, но утаить  было невозможно. В апреле 1887 года   приняли  решение перевести Архиепископа в другое место.  С 29 сентября 1887 года он стал Архиепископом Казанским и Свияжским.
     Это был беспристрастный, в делах церкви непоколебимый, строгий, но справедливый и доступный администратор, не допускавший протекции, пристрастия и лести. Проявляя строгость к нарушителям своих обязанностей, он никогда не оставлял их на произвол судьбы, и оказывал поддержку невинной семье. Протоиерей о. Павел был нестяжательным и бескорыстным,  щедрым к неимущим и бедным. Ранение легких не прошло без последствий, мучили  тяжелые боли. В середине апреля 1892 года он заболел воспалением легких и 25 апреля, с чтением молитвы Богоматери,  скончался.
    За долгие годы служения Александра Ивановича Юницкого  в Баку было всякое , но в этом мусульманском крае никогда не было убийств священнослужителей и известных русских, как это постоянно происходило грузинами и армянами в христианском грузинском крае. 
  Мало вероятно, что могила П.И.Чудецкого сохранилась в ограде Кукийской Александро-Невской церкви.Не сохранилась его фотография( в отличие от убийцы и его защитника),не причислили его к лику святых.
     Хотелось бы, чтобы его дух нашел упокоение в любимой им Украине.  А мы помянем  его добрым словом...

Р.S . А может был прав,слывший не очень умным,Император Павел I?

ФОТО: Кукийская Александро-Невская церковь. Тбилиси






 
 


Рецензии