Знай свое дело

История эта произошла много лет назад. В одном городке торговал мастер с подмастерьями мебелью и нужными вещами по хозяйству из дерева. С любовью, с пониманием и выдумкой подходили к лесине люди. Сделанные ими изделия служили долго и поражали филигранностью. Брал мастер по труду и совести, а об обмане не помышлял.


Время шло, рос городок, стали купцы да торговцы товары иностранные привозить и продавать. Потянулся люд к вещичкам, прежде невиданным. Тогда смекнул один лавочник, как на этом можно больше барышей заработать. Мысль не нова: «продавай негодный товар дёшево, а там уж "нуждающиеся" сами возвратятся за другой покупкой». Решил на доверчивости подзаработать. Заграницу тот мужчина не выезжал, по той простой причине, что не знал, где она находится. Ездил он по городам и селам, при этом скупал старьё и продавал его по низкой цене. Сыны и дочери земли русской радовались «удачной» покупке. Проходило немного времени, и правда раскрывалась, но уже поздно было жалеть. Мошенник успевал покинуть город, оставалось себя ругать, да кому приятно этим заниматься.


Приехал тот плут в N-городок, где и произошло то, о чём я вам хочу рассказать. Поставил лавку рядом с мастерской столяра, разложил товар и ждёт покупателей. Те и поспешили к нему. Приходят, покупают, а пройдоха радуется, в голове прибыль подсчитывает. Дни проходят, торговля идёт. Заглянул в лавку Иван — младший подмастерье искусника. Пробежался глазами по товару, оценил и ушёл. Приходит в мастерскую и рассказывает:


— Посмотрел я на товар и могу сказать, что негодные вещи продаёт сосед наш.


— Иван, а тебе что за дело до чужой торговли? — поинтересовался мастер Фёдор Прохоров, поглаживая бороду.


— Любопытно стало, в чём успех этого человека, только за этим и заглянул к нему.


— Узнал? — усмехнулся Фёдор.


— Кроме дешевизны нет ничего стоящего, — махнул рукой Иван.


— Не наше то дело, кто и как деньги свои зарабатывает, — наставительно произнёс старший плотник.


— Такие люди, как тот "частушечник", живут по правилу: «Недостаток совести обычно компенсируется денежным достатком», — вставил слово второй мастер Илья.


— Тогда окружающим нужно глаза раскрыть на обман! — уверенно и темпераментно заявил младший ученик.


Фёдор Прохоров выдохнул, вспоминая, как сам в молодости был горяч и пытался за правду стоять, да жизнь поломала ему бока и оставила неприятные воспоминания как урок.


— А что из того выйдет, если ты правду скажешь? Никто не услышит тебя. Только слова чужие, сказанные насмешливо, ранят порой очень глубоко. Делай на совесть дело, в остальное не вмешивайся, Иван, — по-доброму посоветовал учитель, желая, чтобы этот неокрепший ребёнок не влез в неприятности.


Юноша обдумал услышанное и решил поступить так, как взрослые ему посоветовали. У них жизненного опыта гораздо больше, чем у него, так что и слушаться их нужно.


Время идёт. Мастер с учениками работают, денежку трудовую имеют. Тут «сосед» их собрался в короткий срок и исчез. Иван с другими подмастерьями решили в народе побыть и послушать, кто и что говорит об его исчезновении. И выяснили они, что обман стал раскрываться. Не оправдал товар себя, скоропортящимся оказался. Народ в расстройство впал, а после оного настало время для злости. Наслушались ученики всевозможных проклятий в адрес корыстолюбца. Вернулись в мастерскую, рассказали Фёдору Прохорову обо всём.


— И что вы из этого поняли? — поинтересовался учитель, а у самого глаза смеются, губы чуть в улыбку не расплываются.


— Люби дело и не обманывай людей, — произнёс Лёша и прицокнул языком.


— Дёшево не значит качественно, — выдал Митя и постучал костяшками пальцев по рабочему столу, который сам сделал.


— Человек должен быть внимателен к тому, что приобретает, — сказал Павел, садясь за рабочее место.


Слово вставил до этого молчавший Степан:


— Совесть и порядочность глазами не видны, но их отсутствие бросается в глаза.


— Стали людишки корыстные да хитрые в торговле появляться, о себе радеют, — начал Сеня. — Но земля наша не только таких на себе носит. Каждый поступает согласно собственной совести.


— Хорошо сказано, — похвалил Фёдор Прохоров ученика и подвёл итог выше сказанному одним предложением: — Умный человек всё без исключения видит, примечает, да на чужих ошибках уму и разуму набирается.


Рецензии