От Ленинграда до Петербурга. 5. После школы

        Наконец школа была окончена, сданы семь выпускных экзаменов, а затем - четыре вступительных в Университет. Почему Катя выбрала филфак?  Она прилично знала математику и физику, но плавала по черчению, и все чертежи  ей делал папа. В их семье никто не занимался литературой, но отговаривать от выбора не стали.
        Вероятно, определяющую роль сыграл преподаватель литературы в старших классах -Иосиф Михайлович Долинский. В школу он пришел недавно, поэтому нисколько не походил на школьного учителя ни внешне, ни в общении  с учениками. Он носил модную бородку, голову венчала серебряная шевелюра, черты лица тонкие, ироничная улыбка. Костюмов не признавал, только вельветовый пиджак и джинсы. Урок проводил без всякой методики, в виде свободной беседы, мог даже  усесться на парту. В каждом его движении сквозило изящество. Но при всей внешней привлекательности и глубоких знаниях предмета он ни в ком не зародил чувства влюбленности. К нему даже приблизиться было страшно из-за его постоянных шуточек, особых словечек, требовательности и убийственной иронии. Он никогда не ругал тех, кто не приготовился, а только скажет: " Ну, Иванов, тебе это , конечно, не надоть, чтоб работать в ГАНДЕРОБЕ. И в библиОтеку ты тоже ходить не будешь. Может, тебя ОСЛОБОНИТЬ от литературы?" Но после этой тирады в журнал не забывал поставить "единицу". В чем же была заслуга этого трудного человека? Он научил добывать знания самостоятельно из самых разных источников. Часто задания выходили за пределы программы. Сначала показалось странным, а потом привыкли ходить по воскресеньям в Публичную библиотеку, работать с научной литературой. Помимо этого он знал историю кино, посещал кинофестивали а также не пропускал серьезных выставок. И они  именно тогда привыкли стоять в огромных очередях в Эрмитаж, например, на выставку Пикассо. Однако Катя все-таки набралась смелоси, чтоб узнать его мнение. Она единственная в классе имела "5" по литературе и спросила, куда бы он посоветовал поступать, на журналистику или на филфак. Он однозначно назвал филфак, особенно не вдаваясь в объяснения. Только добавил, что с этим образованием всегда можно работать и журналистом. Школьные учителя его недолюбливали.
   В последние два года Катя стала часто ходить в театр. Все театральное она любила с раннего детства, когда надевала мамины вещи и разыгрывала для себя представление. Потом её хотели отдать в кружок хореографии, но  её рост был слишком высок. Это Катю  нисколько не расстроило, она поступила в кружок художественного слова, который скоро бросила. Пробовала поступить во Дворец пионеров в драмкружок. Там был конкурс, как в Театральный институт. Короче говоря, она поняла, что на сцене ей мешает скованность и оставила  свои попытки. Но с этих пор Катя стала заядлой театралкой. Надо сказать, что в конец 60 - начало 70 годов - это время расцвета ленинградских театров.
Незабываемое впечатление произвел спектакль " Горе от ума" на сцене БДТ. Татьяна Доронина в роли Софьи и Кирилл Лавров в роли Молчалина создали сложные, запоминающиеся характеры. Молчалин был совсем не глуп, он вел свою продуманную игру и в чем-то был даже страшен. Жизнь показала, что именно такие Молчалины "блаженствуют на свете", холодные, расчетливые, жестокие. В том спектакле Чацкого играл Владимир Рецептер, и Кате он очень понравился своей пылкостью, открытостью, одиночеством.
       Другим спектаклем, запомнившемся на всю жизнь, для Кати стал " Дон Жуан" на сцене театра Комедии. Постановка Николая Акимова восхищала зрительно, цветовое решение костюмов было безукоризненно - сочетание более светлого и темного тона одного цвета. Яркий восток, чопорная Англия, роскошная Россия в сочетании с остроумием главного героя покоряли. После этого Катя отыскала книгу Байрона, читала её прямо на занятиях, забывая обо всем, громко хохотала, чем вызывала недоуменные взгляды. Случилось это прямо на лекции в университете. Проходило занятие в кабинете биологии, где недалеко от доски стоял скелет. Лектор писал на доске название книг и авторов, давал короткие пояснения. Катя слышит слова " А он раньше заведовал этим кабинетом" и смотрит на скелет, одно связалось с другим (поскольку она читала, а не слушала), и Катя громко расхохоталась такому увековечиванию памяти.
        Был еще один замечательный спектакль, увиденный в старших классах. - это "Сирано  де Бержерак" на сцене театра Ленинского комсомола. Авторам удалось трогательно передать историю любви.
Конечно, Катя понимала, что вся художественная литература написана про нас, будь то античное произведение или трагедия Шекспира или новая повесть в журнале "Юность".
     Кстати, Шекспировский "Гамлет" тоже в это время вошел в её жизнь. Когда она увидела фильм  Г.Козинцева (смотрели его вместе с подругой), то долго не могла ничего сказать. Понятно, что был восторг, но хотелось удержать в памяти каждую мизансцену, выражение лица, интонацию главного героя. Катя понимала, что глубина этого произведения ей еще не доступна, поэтому она молчала. Но никакая другая постановка не вызывала уже  такого потрясения.
В старших классах у Кати не было ни минуты свободного времени. Во-первых, много задавали, во-вторых, с Ритой записались на курсы немецкого языка, в третьих, раз в неделю - кино, благо кинотеатр был рядом, раз в четверть - театр. Были освоены курсы бальных танцев, причем ходили всем классом. Еще ежедневная вечерняя прогулка, дни рождения, праздники. Все это нисколько не утомляло, потому что дорожили дружбой. Не было пьянства, наркотиков, девчонки не курили. Были влюбленности, очень романтичные. Вероятно, рядом было и другое, но оно доносилось глухо из других компаний. Каково же было их удивление, когда их приличные ребята после выпускного вечера напились, пошли в женское общежитие и были избиты, а Вовка пострадал больше всех - ему пробили голову и он мучился всю жизнь от этой травмы.

Продолжение:
http://proza.ru/2020/08/07/1469


Рецензии