Иван Бесталанный поучительная сказка

Давно это было или совсем недавно, только стояла поблизости от Дремучего леса деревенька одна. Народ в деревне был простой, трудолюбивый и работящий: каждый с малых лет был какому-нибудь умению обучен – каждый своим делом на совесть занимался. Лишь Иван Бесталанный ничего не делал, с утра до вечера баклуши бил. Надоело всей деревне одного Ивана задарма кормить, да и выгнали они его за околицу. Пошёл Иван куда глаза глядят.

Долго ли, коротко ли шёл, да только привела его тропинка прямо к дому бабы-Яги. А Яга будто знала, что Иван к ней в гости придёт, сидит на крылечке его поджидаючи.

- Будь здорова, бабушка! – поклонился ей в пояс Иван.

- Здравствуй, Ванюша! Куда путь держишь: дела пытаешь – иль от дела лытаешь? – спрашивает Яга.

- Нет у меня никакого дела, - признался Иван. – Наукам не обучился - лень мне книжки умные читать, ремеслу тоже не обучен – нет у меня таланта мастерить. Видать, Судьба у меня такая!

- А ты не спеши, Ванюша, всё на судьбинушку свою валить – сначала попытайся жизнь в свои руки взять! – усмехнулась Яга. – Выбирай, Ваня, кем хочешь быть – в того и превращу тебя!

- Ух, ты! Это же я кем хочешь, могу стать? – обрадовался Иван. – Тогда преврати меня в царя!

- Это можно, - согласилась Яга. – Только придётся тебе с другими царями переговоры вести, за порядком в царстве следить, да на войну, коли супостат нападёт, войско водить.

- Ну, уж нет, не хочу быть царём! – передумал Иван. – Нет у меня талантов беседы умные вести, да войско в поход водить – скучно мне это. Сделай меня лучше купцом, буду лавку с продавцами держать: продавцы за меня товаром будут торговать, а я на лавочке сидеть, да чай попивать.

- Можно и купцом, - не перечит Яга. – Только купец должен уметь в товарах разбираться: что купить выгодно – а что продать. Денежки счёт любят, потому тебе и в счёте разбираться придётся. Осилишь?

- Нет, не хочу! – вновь отказался Иван. – Не люблю я считать, скучно мне. Сделай тогда меня волшебником-чародеем.

- Чародейство, это хорошо! – кивнула Яга. – Только смотри, Ваня, не перепутай ничего! Будешь заклинания читать – ни одну букву не пропусти, а станешь зелье варить – внимательно травки собирай, не то сам себя в чудище зачаруешь.

- Не хочу быть волшебником! – испугался Иван. – Скучно это, всякие буквы учить, да травы изучать. Преврати меня в кого-то такого, чтоб ничего делать не надо было!

- Так в кого ж тебя превратить, Ванюша? – удивилась Яга. – Камень придорожный – и тот не просто так стоит: муравьям тень даёт, путнику – привал, старику – опора в наклоне, а солдату и вместо подушки может послужить.

Опечалился Иван. Не думал он прежде, что всё на свете какую-нибудь пользу другим может сослужить.

- Что же мне теперь делать? Я ведь совсем-совсем ничегошеньки не умею! – пригорюнился Ваня. - Я только чай пить люблю, да ещё пироги с ягодами, и на речном берегу на свистульке играть.

- На какой свистульке, Ванюша? – спрашивает Яга.

- Да на обычной, - отмахнулся Иван, – которую из камыша делают.

- А сделай-ка ты мне эту свистульку, да покажи, как на ней играть, - просит Яга.

Сходил Иван к Заветному озеру, попросил у Водяного разрешения набрать камыша для свистулек, да и сел на крылечке Яги забаву мастерить. Много свистулек нарезал Ваня из камыша!

- А где ты такому ремеслу научился? – расспрашивает его Яга.

- Да какое же это ремесло? Забава одна! - вновь отмахивается Иван. – Нет у меня к ремеслу талантов, бесталанный я.

- Так талант, Ванюша, тем и отличается, что для тебя всё в радость и в охотку делается, как забава – а другим тяжело даётся, для них это целая наука.

- Это что же получается, вырезать свистульки и есть мой талант? – опешил Иван.

- Он самый, - улыбается Яга. – Бери-ка ты, Ванюша, все свои свистульки, что из озёрного камыша нарезал, да неси их себе в деревню. Там и увидишь, пригодится твой талант людям, али нет.

Собрал Иван камышовые свистульки, да и вернулся скоренько в свою деревню. Идёт Ваня по улице, да на свистульке играет-наигрывает. Сбежалась к нему вся деревня, и стар, и млад. Все хотят Ванюшины свистульки посмотреть, каждый себе просит такую же сделать. И вроде как вся деревня умела свистульки резать – а у Ивана совсем по-другому музыка играла, не так как-то, наособицу.

Вскоре во всех окрестных деревнях свистульки стали только у Ивана заказывать. А перед городской ярмаркой купцы Ванины свистульки телегами закупали – и все до единой на площади распродавали. Не таким уж и бесталанным оказался Иван!

Потому как не бывает на белом свете человека без таланта – у каждого свой особенный дар имеется.


Рецензии
Спасибо, Анжелика-моревна! Интересно, паря. как! С удовольствием прочитал. Люблю я сказки. Ещё А. С. Пушкин сказал: "Что за прелесть эти сказки!"
С уважением к Вам, Моё сокровище!
Георгий Петрович Мединцев.

Георгий Мединцев   09.06.2021 21:09     Заявить о нарушении