НЯНЯ

Тихим ранним августовским утром я вышла на прогулку со своими внуками .Лёгкий ветерок приятно ласкал кожу,бело-розовые флоксы ,пышно цветущие в цветниках у старых пятиэтажек, источали восхитительный , нежный  аромат с длинным шлейфом ,а небо было такого насыщенного синего цвета,каким оно бывает ,только в ясные солнечные дни. Мы направились на излюбленную тенистую площадку ,напоминающую маленький уютный скверик.
  Присев на деревянную скамью под старой раскидистой липой,я принялась подкачивать маленького уснувшего принца и отгонять от него залётных комаров,
легкомысленно направляющихся к коляске.
  Старший внук уже нашёл себе достойную компанию и с головой ушёл в мальчишеские хулиганские дела.

-Здравствуйте!-прозвучал приятный женский голос совсем рядом.
-Доброе утро!-ответила я ,обернувшись.
На скамью присаживалась пожилая ухоженная женщина очень приятной наружности.Волнистые волосы красивого седого оттенка были аккуратно забраны за уши и лежали послушно,чуть выше линии плеч.Дымчатые стёкла очков ,будто специально были подобраны под цвет волос.Платье на женщине было приятного сливочного цвета,рукава и подол украшала замысловатая вышивка ришелье .Приветливый взгляд серых глаз и чуть приподнятые уголки губ(что редко бывает в столь почтенном возрасте)выдавали в ней человека добродушного.
-Сколько Вашему малышу?-спросила она.
-Восемь месяцев.
-А старшенькому четыре?
-Да.Но все дают пять.Удивительно,что Вы не ошиблись.
-У меня опыт.Я педагог.Всю жизнь с детьми,-ответила женщина и взгляд её потеплел,изменился,стал глубоким...
Я поняла,что сейчас она далеко от этого места.

-У меня два образования,-начала она свой рассказ,-медицинское и педагогическое.Сначала я работала медсестрой в больнице.Но с моим характером там очень трудно.Я слишком близко к сердцу принимаю чужую боль.
И работу санитарок на себя взваливала,и чужие смены брала,если не выходил кто на работу,и жалела всех больных очень,и домой потом несла с собой все слёзы и переживания. Муж посмотрел,посмотрел на меня и сказал,чтобы меняла работу.Я решила устроиться по второму образованию воспитателем в детский сад и очень быстро поняла, что это моё.Детей я люблю очень! И своих и чужих.Помните?Раньше в ясли с восьми месяцев отдавали! Нет.Конечно,Вы не  помните.Вы молодая.А я очень хорошо помню! Принесут вот таких вот малышат,как Ваш ,а они за мамочкой плачут...Возьмёшь на руки,прижмёшь к себе,пригреешь-он и успокаивается.И привыкает быстро-быстро! А уж как сама к ним прикипаешь,когда с такого раннего заботишься!
    Женщина замолчала и задумалась...
-А как же зарплата,ответственность? Детишек ведь в группе много.И раньше и сейчас педагогов хорошей зарплатой не баловали.
-Что Вы ! Я про деньги вообще не думала! Забота о материальном благополучии семьи полностью лежала на плечах моего мужа. Я думала о правильном развитии деток,изучала новые педагогические методики,
разучивала с малышами стишки,придумывала игры,читала им сказки ,рисовала,лепила,вырезала с ними вместе и знакомила с начальной грамотой.Я купалась в детской наивности и непосредственности ! Я наслаждалась результатами своего труда.Я всем сердцем обожала свою работу!
-Как же это здорово,когда работа по-душе!
-Да! Вы правы! Любимая семья и любимая работа-счастье! Но всё когда -то кончается...
   Женщина вздохнула и продолжила:
-Мне было сорок восемь лет.До пенсии оставалось ещё семь.Была уверенность в завтрашнем дне,спокойствие за будущее детей.И сын и дочь поступили в педагогические институты и там же нашли свои половинки.Все поселились в нашей квартире.Жили мирно,дружно,
весело.Казалось,так будет всегда...
   И вдруг жизнь разделилась на до и после.Как гром ,среди ясного неба -диагноз мужа. Онкология.
Больница,операция,химия...Хуже и хуже...А на дворе девяностые! Зарплата восемьдесят рублей и ту задерживают,мужу на лекарства  постоянно нужны средства,студентов полный дом,холодильник пустой...
Что делать? Как жить? Дети порывались бросить учёбу и пойти работать.А куда? Челноками?И остаться неучами?
Я категорически не позволила. А сама ночами не сплю-не знаю что предпринять.
   И что Вы думаете? Помощь пришла оттуда,откуда я её никак не ожидала получить.Мама одного из малышей подошла ко мне и спросила-не хочу ли я поработать няней у её очень хороших знакомых.Люди очень обеспеченные-деньгами не обидят.
  Я была просто в замешательстве! Столько слышала о надменности новоявленных миллионеров ,их заносчивости,пренебрежении к тем,кто ниже рангом(в их понимании),о капризном характере их отпрысков ,что испытать всё это на себе совсем не хотелось.Да.Зарплата в саду была смешная,но уважение я чувствовала всегда и от коллег и от родителей.И детки меня любили.
   Но в моей ситуации было не до капризов.Нужно было действовать.
  Следующим утром я взяла все свои документы и поехала по указанному адресу.Жили мои работодатели в элитном высотном доме на центральной улице города.
   Когда я вошла к ним в квартиру и увидела их лица,мои сомнения улетучились мгновенно.Это были открытые красивые люди:приветливые,радушные,солнечные.
Максим и Ирина поговорили со мной,разузнали всё о моей жизни и работе,просмотрели документы,санитарную книжку,съездили со мной вместе ко мне домой,чтобы посмотреть как я живу (жилище многое может сказать о чистоплотности человека,его вредных привычках).Мне очень понравилось,что они так ответственно относятся к выбору няни для ребёнка.Так и должно быть.Когда они поняли ,что я подхожу им по всем параметрам,Максим взял мою трудовую и устроил в свою фирму,чтобы не прерывался мой трудовой стаж.Ко мне приставили машину с водителем и назначили жалование в размере одной тысячи двухсот рублей.И я ,дура,ещё в чём-то сомневалась! Жалование,кстати,повышали ежемесячно.
   Моего подопечного звали Никитка.Это был замечательный мальчишка:подвижный,добрый,
ласковый и очень восприимчивый к любой новой информации.В его очаровательную головку можно было втолковать много полезного и нужного.Его родители,
бабушки и дедушки были с головой погружены в семейный бизнес.Время было такое-чужим  людям не доверишь.Бизнес -леди -бабушка иногда заглядывала в детскую и ,облегчённо вздыхая говорила: «Когда он с Вами,Вера Андреевна-я спокойна.»И убегала по своим неотложным делам.Родителей малыш видел ,только по-утрам.Весь день они в бегах,в суете,а вечером приходили,когда он уже спал и падали от усталости.
   А я с Никитой всегда рядом.Мы с ним то в сквер на прогулку,то в парк...А у нас то Игры,то занятия,то разговоры,то сказки,то поделки...
Мы так с ним подружились,что утром,когда я приезжала,то слышала ещё за дверью как он нетерпеливо прыгает,ожидая,когда откроется замок.Он бросался ко мне на шею,широко улыбаясь и кричал: «Няня! Я хочу приклеиться к тебе как жвачка и никогда не отлипать!»
Я полюбила его всем сердцем.И он однажды тоже признался мне в любви.Он сказал: «Няня,я так тебя люблю,что ,когда я вырасту,я обязательно на тебе женюсь!»
   Мы рассмеялись.
-А муж?-спросила я .-Он вылечился?
-Нет.К сожалению,никакие деньги не смогли вернуть ему здоровье.Он угас очень быстро...Больше замуж я не вышла.Дети жили своей жизнью,строили отношения,
карьеру...А я погрузилась в мир маленького доброго мальчика,который так искренне привязался ко мне.И родители его относились ко мне с таким уважением,с такой заботой! Разве могла я когда-то подумать,что побываю за границей? И в мыслях такого не было! А с ними я весь мир посмотрела,всю Европу объездила,все курорты!Они меня от себя не отпускали.И баловали
всячески ,и одаривали...
  Работая у этой чудесной пары,я поняла одну вещь.Это неправда,что деньги портят людей! Хороших людей деньги не портят.Напротив-они становятся щедрее и больше способны сочувствовать чужой беде и в них больше готовности помочь.Деньги портят плохих людей.Тех,в ком изначально скрыта червоточинка.
Знаете,есть такое выражение:когда выпьешь в весёлом расположении духа,становится ещё веселее,а ,когда в подавленном настроении-становится ещё хуже? Вот!
Это то же самое.

   Сейчас Никита звонит мне ,чуть не каждый день! Представляете? Спросит как дела,как здоровье,не надо ли чего,просто поговорит со мной о том,о сём...Ну кто я ему? Чужой человек!
    Глаза Веры Андреевны увлажнились...
-Ну что Вы!-возразила я-Ну какой же Вы чужой?Вы ему самая родная!
   Женщина улыбнулась.
-Да.Да...
-Сколько же было мальчику,когда Ваши услуги уже не понадобились?
  -Никитка стал уже совсем взрослым парнем,ему было пятнадцать,когда я надумала уйти уже из этой прекрасной,так полюбившейся мне семьи.Но не тут-то было. Ириша,с загадочной улыбкой сообщила мне,что через несколько месяцев,у меня будет новая подопечная.Она ждала девочку!

     Вскорости всё закрутилось по-новой.Новая жизнь,
новая радость,новые эмоции! Милая ,нежная,хрупкая малышка -Анечка ,озарила дом светом ,наполнила нежным голоском ,добавила суеты и конечно же в корне поменяла мои планы.Вы спросите-а как же мои собственные внуки?
Да.Они у меня уже появились.Но дети справлялись ,а я не хотела им мешать.Они тоже были педагоги и неплохие.К тому же материальная помощь,которую я могла им оказывать ,работая у Максима с Ириной ,была вовсе не
лишней,учитывая зарплаты учителей и воспитателей-бюджетников.

    С Анечкой у нас было взаимопонимание полное.Я понимала,что она хочет,ещё до того,как она научилась говорить,а она понимала что я думаю,ещё до того,как я это произнесу в слух.Анечка была умненькой ,развитой девочкой.Она очень любила стихи и моментально их заучивала наизусть.Кстати,к поэзии более развит интерес в детстве именно у девочек.И память у них лучше гораздо.А у мальчишек склонность к точным наукам.
     Я кивнула,подтвердив сказанное,вспомнив длинные стихи,рассказываемые дочерью в два года и категорическое нежелание старшего внука выучить,хотя бы пару строк простейшего стихотворения.
-Исключения бывают-продолжила Вера Андреевна,-но редко.

   Я слушала с интересом эту приятную во всех отношениях интеллигентную пожилую женщину,которую назвать бабушкой,даже заочно,язык не поворачивается и думала о том как повезло этим детям из богатой семьи,что встретился и задержался в их жизни такой вот человек.Такая вот няня.То ,что даётся нам в детстве,остаётся в нас на всю жизнь и греет потом,и защищает,и помогает.Такие вот люди -огоньки наших детских лет,помогающие отыскать правильный путь во взрослом бушующем океане жизни...

-Ещё десять лет практически каждый день я ездила в этот гостеприимный дом,я колесила по свету в обнимку с Анюткой,я слушала рассказы Никиты о первой любви и о первых успехах в институте,а потом и бизнесе.Я уже любила их всех как своих детей и внуков.И дело не в деньгах.Отношение.Отношение ко мне было таким бережным,таким тонким и уважительным,какое в идеале и должно быть к педагогу.Везде.Везде и всегда.
Вы смотрели фильм «Училка»?
-Да-ответила я-с Купченко в главной роли.Я смотрела и первую и вторую часть.Не могла оторваться.Я впитывала в себя каждое слово,сказанное ею подросткам и потом,в другой серии боевикам.Глубокие,правильные слова.Только дошло до всех,лишь в экстремальной ситуации!
-Вот!

  Моя собеседница замолчала,задумавшись.Я поняла,что она не хочет уходить от темы своих воспоминаний и не любит осуждать кого бы то ни было.Это ещё прибавило ей достоинств в моих глазах.

-Под одну гребёнку нельзя.Есть и сейчас дети,любящие учителей своих,помнящие о них,понимающие их слово и ценящие его.Не может не быть!-эмоционально произнесла няня.

-Подросла Анечка и Вы покинули Максима с Ириной?
Вера Андреевна рассмеялась.
-Когда Анечке было десять и я стала подумывать об увольнении,Ирочка сказала мне,что она беременна и на  этот  раз им точно без меня не обойтись!Представляете?
-Такое впечатление,что пара ,чтобы удержать Вас ,каждый раз предъявляла самый главный козырь,побить который было невозможно.Они ,чувствуя Ваше чемоданное настроение ,готовили Вам новый фронт деятельности,который Вы не в силах были игнорировать!
-Да!Да!-рассмеялась женщина.

-Через неделю после родов Ирочка вышла на работу,а я взяла на себя все заботы о Мишеньке.На работе ей все твердили:
-Как можно оставить новорожденного на няню?
-Вера Андреевна смотрит за ним лучше,чем я-отвечала она.

-Малыш был чудесный!-продолжила няня свой рассказ-
Прекрасно ел,отлично спал,великолепно набирал вес.
А ведь мне уже тогда было семьдесят три года!Но я молодела рядом с ним и совершенно не ощущала свой возраст! Я была счастлива,что полезна и что мои знания и умения попадают в благодатную почву и прорастают в ней ,давая сочные,многообещающие ростки.Я видела этот результат и это наполняло мое сердце радостью и светом.Вы спросите : а своим внукам Вы дали что-то?
Научили чему-нибудь? Я не знаю в чём тут секрет,но наши собственные дети не воспринимают информацию от нас так как должно.Они не хотят обучаться у мамы с папой,им мешают родственные узы.Я для своих детей нанимала педагогов,хотя могла сама дать им знания.И они потом также,не смотря на свою образованность,вынуждены были обращаться к посторонним людям.
Бабушки,дедушки,мамы,папы не те люди,которые должны прививать знания.Ну,может,какие-то поверхностные.Не более того.
Сейчас вообще с этим нет проблем. Равивающие группы,кружки,детские клубы и много чего ещё ...Мои внуки уже взрослые,разъехались по городам,у них свои семьи,правнуков пока нет.
-Вы живёте одна?
-Да.Я проработала у Ани с Максимом тридцать лет. Я купила на заработанные у них деньги трёхкомнатные квартиры себе,дочери и сыну,ещё и отложила на старость. Они бы и сейчас рады были,если бы я продолжала к ним приезжать.Но зрение уже не то,ноги не те.Не могу себе позволить.Когда нет здоровья-присматривать за детьми безответственно,я такого никогда не допущу.
-Вы продолжаете общаться?
-Что Вы! Конечно! Они заезжают за мной,когда отправляются в свой загородный дом и я живу там с ними недельку -другую в своё удовольствие:плаваю в большом прозрачном бассейне,уплетаю свежие фрукты,читая книги в увитой виноградной лозой беседке,слушаю Анюткины рассказы о непростой девичьей жизни и сложном выборе и отбиваюсь от предложений Мишутки съесть ещё чего-нибудь вкусненького.

  Она улыбалась.Она и сейчас была с ними,с теми добрыми ,хорошими людьми,которым она так была нужна,а они нужны были ей. От неё исходил какой-то тёплый свет,а голос её хотелось слушать и слушать...

  Зазвонил телефон.Вера Андреевна взглянула на экран и довольно улыбаясь,шепнула мне,нажимая кнопку:
-Никитка звонит....


06.08.2020г.


Рецензии