Очарованье простотой

Унылая пора! Очей очарованье!
         
      Пройдя через множество заблуждений и ошибок,  ученые открывают законы природы, сущность которых оказывается, хотя и неожиданной, но простой и убедительной. Однако в научном сообществе, вслед за этими открытиями, очень часто возникает высокомерие и гордыня, которые, отнюдь, не указывают на присутствие там большого знания, а как раз наоборот. Чем более напыщенно выражено изучаемое явление, тем менее содержательно представлена его сущность, а его простота так и вовсе теряется. Простота не может говорить сама за себя, она «молчит», а её молчаливое присутствие заполняется говорением многочисленных научных авторитетов и интерпретаторов. Рациональные научные и околонаучные рассуждения часто очаровывают большинство и кажутся привлекательными, наглядными и внешне осязательными в применении. Но из-за этого шумного говорения и делания, а, по сути, из-за несовершенства и неразвитости отношений между людьми простота остается мало понятной и недоступной всем. За запутанностью человеческих отношений, их замысловатой эмоциональной «архитектурой», утрачивается содержание самых разных явлений и, главное, скрывается фундаментальная связь между ними.   
 
        Между тем, простота отношений между людьми свидетельствует о душевном созвучии и взаимопонимании, которые проистекают из их опыта общения и сотрудничества. Близкие по духу люди не нуждаются в длительных объяснениях и рассуждениях о том, что  путь к простоте всего должен быть прямым и непосредственным. Касается ли это облика человека или его отношений со всем миром, простота являет собой присутствие фундаментальной связи со сложностью всего. Всё сложное в своей первооснове просто, ибо простота – основа бытия. Исходная подлинная простота – самая суть и мироздания, и человека. Простота – это гармоничное выражение сущности всего, потому что она абсолютно суверенна, независима ни от кого и ни от чего. Суверенность простоты лежит в основе единой меры всему: своей самодостаточности, а в человеке – уникальности, единственности его чувств, мыслей, идей. Сложность и мироздания, и отношений между людьми зависит от их творцов, но простота просто есть и ни от кого не зависит. Простота абсолютна, а сложность всего и всюду относительна. Всё зависит от этой простоты, но сама она абсолютно суверенна.

      От начала своей истории человек занят поисками абсолютной простоты в глубинах сложного.  Однако, проникая туда всё глубже и глубже, он неизбежно заблуждается, потому что абсолютно простое при этом погружении оставляет на поверхности бытия. Сложность всего неисчерпаема, а простота в её глубине скрыта за множеством явлений, их внешне хаотичном взаимопревращении. Поэтому, чем глубже человек погружается в многообразие сложного, тем труднее ему обнаружить там искомую простоту. Простота скрыта в хаотичности, хаосе, вероятностном движении всего. Устремившись на самое дно бытия, в мир вероятностных процессов, и увязнув там, человек рано или поздно осознает то, что за искомой простотой, тайной бытия совсем необязательно было погружаться так глубоко. Ученых, одержимых поисками простоты в глубинах только сложного, ждет  разочарование. Как заметил один мудрый человек: «Ступив на самое дно, он услышал, как снизу стучат!».
   
     Современная наука дошла до границы своей применимости, когда не кажется, а так и есть - «снизу стучат»… Остается всего лишь прислушаться и понять, что стук этот идет не снизу, а сверху, от простоты, оставленной давно на поверхности бытия. Наука проделала колоссальный путь в познании мира, но, как и природа, требует обновления, которое должно прийти через очарование простотой окружающего мира. Это может случиться в соответствии с мыслью Д.И.Менделеева о науке, способной «на дно не опираясь, достигать твердых берегов действительности и охватывать весь видимый мир». Очарование простотой мира, где мы живем, может и должно прийти на смену задержавшимся сверх меры эйнштейновским драмам идей об устройстве мироздания. Этот жанр творчества в науке себя исчерпал и, завершая целую эпоху, должен стать историей, о которой  с известной иронией будут вспоминать и говорить …   

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


Рецензии