Речник Андропов

С разрешения Леонида Багрова газета «Совершенно секретно» публикует отрывки из книги «Река – моё призвание».
№10/387, 7 октября 2016. Фото: Торжества по случаю присвоения пассажирскому лайнеру имени «Юрий Андропов»

Штурман-судоводитель торгового флота СССР
Моя работа на речном транспорте связана и с именем этого выдающегося человека, чья жизнь, к огромному сожалению, оборвалась всего через 15 месяцев после избрания главой Советского государства. Юрий Владимирович Андропов остался в памяти подавляющего большинства советских людей как умный, жёсткий, но справедливый лидер. Мы все были уверены тогда, что после потрясений и разболтанности периода Л.;И.Брежнева и К.;У.Черненко порядок в стране будет наведён. Убеждён и я, что, пробудь он на своём посту ещё несколько лет, и советский строй был бы сохранён, партия под руководством настоящего лидера-патриота, я бы сказал, современного Дзержинского, смогла бы, очистив корпус своего корабля от «ракушек» и «прилипал», восстановить свой авторитет в глазах народа. Но, видимо, не всем в правящей тогда элите нужен был порядок, и на вершине государственной пирамиды оказался Михаил Горбачёв с его перестройкой. В конечном итоге это привело страну к катастрофе, и при полном попустительстве ельцинской команды способствовало приходу к власти российской мафии.

Я искренне считаю, что мне очень повезло, что я познакомился с этим великим человеком. Велик он, по-моему, тем, что пошёл на огромный риск, начав борьбу с полностью связанной круговой порукой системой управления, за которую цеплялись наши тогдашние руководители, которые, в силу своего преклонного возраста, отвергали необходимость реформ хозяйственной системы. К ним в этот период своей деятельности относились, с моей точки зрения, А.;П.Кириленко, М.;А.Суслов, В.;В.Гришин, В.;И.Устинов, В.;В.Щербицкий, Д.;А.Кунаев и другие, а также зарубежная «гвардия» Эрик Хонеккер, Густав Гусак, Янош Кадор, Тодор Живков, Эдвард Герек.

Авторитет Юрия Владимировича Андропова в народе и правительственных кругах был огромен, что и позволило ему пойти ва-банк. Будучи настоящим патриотом и бесстрашным коммунистом, он понимал, что без реформ общество так называемого развитого социализма, в том виде, в котором оно тогда существовало, не только дискредитирует вполне жизнеспособную систему хозяйствования и советский строй, у которых были не только недостатки, но и достоинства, но и неизбежно приведёт к падению великого СССР. Это лично моя точка зрения, и я никому её не навязываю.

Речники всегда гордились тем, что путёвку в жизнь и первые трудовые шаги Юрий Андропов получил в их рядах: сначала окончил Рыбинский речной техникум, получив квалификацию и диплом штурмана-судоводителя, а затем прошёл трудовую школу на грузо-пассажирском пароходе «Механик», работавшем на линии Рыбинск – Тверь. Уроки работы во флотском экипаже, обязательность добросовестного и безотказного исполнения судовых ролей пришлись ему по душе, и впоследствии он с удовольствием вспоминал: «…А вот боцман у нас в экипаже требовал исполнения расписания по тревогам безоговорочно».

Хочу познакомить читателей с некоторыми документами периода обучения Юрия Андропова в Рыбинском речном техникуме (1932–1936 годы), в числе которых:
• заявление о приёме в техникум речного судоходства от 22.03.1932г.;
• ответ секретаря учебной части т. Замолъ от 11.04.1932г. №С-112;
• сообщение капитана т/х «Яков Свердлов» т. Тазова о причинах задержки до 25 сентября 1933 года работавшего штурвальным на пароходе «Яков Свердлов» студентаI курса Андропова Ю.В.;
• характеристика, данная т. Андропову Юрию Владимировичу капитаном т/х «Механик» т. Бусинским, за период его работы в штате команды парохода «Механик» в навигацию 1935 года;
• протокол заседания особой квалификационной комиссии от 6 апреля 1936 года о присвоении квалификации окончившим полный курс обучения по судоводительской специальности и получении диплома на звание штурманаI разряда речного и озёрного торгового флота СССР.

Пароход «Механик»
От помощника киномеханика Андропова Юрия Владимировича
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять меня в техникум речного судоходства на отделение судоводительское или судостроительное. В настоящее время я работаю помощником киномеханика. Рабочий стаж имею двухгодичный. Отца я лишился, когда мне было два года. Отец работал телеграфистом на железной дороге. Мать умерла год назад. В настоящее время я живу у отчима и работаю при железнодорожном клубе на станции Моздок.
Прошу ввиду большого расстояния точно сообщить то время, когда я должен буду прибыть в техникум. Прошу также обеспечить меня общежитием и стипендией, так как средств к дальнейшему существованию не имею. Соответствующие документы прилагаю.
Мой адрес: станция Моздок Северо-Кавказской железной дороги.
При сем прилагаю марок почтовых для ответа.
Подпись 22.03.32г.

Товарищу Андропову Юрию Владимировичу
Рыбинский речной техникум сообщает, что Вы приняты без испытаний на I курс судоводительского отделения. Предлагают Вам явиться в техникум для направления на предварительную летнюю плавательскую практику 25 апреля сего года, захватив с собой постельные принадлежности.
С-112 Секретарь учебной части Заметь 11.04.32г._______

В Рыбинский речной техникум водного транспорта
Сообщаю, что студент I курса судоводительского отделения т. Андропов Юрий Владимирович, работающий штурвальным на пароходе «Яков Свердлов», по Вашему вызову не мог явиться вовремя, так как пароход работал в аренде Унжлеса в городе Горьком. Не имея достаточного штата команды, я не мог выполнять работы по спасению лесоматериала (приказ Наркомвода) и поэтому задержал такового до прибытия судна в Рыбинск 25 сентября 1953 года.
Капитан п/х «Яков Свердлов» Тазов 25.08.33г.

Характеристика
Дана настоящая товарищу Андропову Юрию Владимировичу в том, что он, будучи назначен Рыбинским техникумом на вверенный мне п/х «Механик» практикантом, вполне оправдал своё назначение и через короткий срок был мною зачислен в штат команды на должность III помощника капитана, где проявил удивительную способность к судовождению, интересуясь каждой мелочью. Дневные вахты вахтенного начальника нёс вполне самостоятельно с большим знанием своего дела.

Кроме успехов в судовождении товарищ АндроповЮ. В. имеет большие достижения и по хозяйственной линии и все возложенные на него задания исполнялись им вполне добросовестно. Особенно надо отметить черту ту, что он в каждом деле пользовался симпатией команды. За все время пребывания товарища АндроповаЮ. В. на пароходе «Механик» таковой не имел ни одного выговора или замечания ни по одной линии.
Капитан п/х «Механик» Бусинский

ПРОТОКОЛ №3 заключительного заседания особой квалификационной комиссии по Рыбинскому речному техникуму по выпуску группы судоводителей набора 1932 года от 6 апреля 1936 года

СЛУШАЛИ: Итоги выпускных испытаний по дисциплинам, вынесенным на квалификационную комиссию.
ПОСТАНОВИЛИ:
Считать окончившими с оценкой «отлично»:
т. КоротковаП.П.
Б) Считать окончившими с оценкой «хорошо»:
т. АндроповаЮ.В.
т. КочеринаБ.И.
т. СкороходоваИ.И.
т. СорокинаА.С.
т. ФетисоваА.Н.
Считать окончившими с оценкой «посредственно»: (14 человек)

СЛУШАЛИ: О присвоении квалификации окончившим полный курс обучения по судоводительской специальности.
ПОСТАНОВИЛИ: Присвоить право на получение Диплома на звание штурмана I разряда речного и озёрного торгового флота СССР т. АндроповуЮ. В., т. ЖарковуВ. П.
Председатель особой квалификационной комиссии


Рецензии