Перестрелки советских и китайских пограничников

С разрешения Леонида Багрова газета «Совершенно секретно» публикует отрывки из книги «Река – моё призвание».
№10/387, 7 октября 2016. Фото: Л.В.Багров на Амуре

Перестрелки советских и китайских пограничников
Теперь о моих контактах с Юрием Владимировичем Андроповым. В июне 1976 года я, в ранге первого замминистра речного флота РСФСР, исполнял обязанности министра во время его длительной болезни. По субботам мы, как правило, работали на своих постах и, если не случалось аварий или иных ЧП, после обеда уезжали на отдых. В одну из суббот, около одиннадцати часов утра, раздался звонок из приёмной председателя КГБ Юрия Андропова с предложением прибыть к 12:00 к нему на беседу. Повестка – на месте, никаких документов не требуется. Я, конечно, заволновался, проверил в спецотделе, нет ли просроченных или неисполненных документов. В здании на Лубянке меня встретили и проводили в приёмную. Только там я, кстати, узнал, что из окна приёмной председателя КГБ СССР были видны окна кабинета министра речного флота.

Из-за закрытой двери кабинета Андропова были слышны громкие голоса, видимо, там обсуждалась какая-то серьёзная проблема. Минут через десять меня пригласили в кабинет председателя. Высокий худой человек в очках встал из-за стола и, подойдя ко мне, громко сказал собравшимся: «Всё, прекращаем дебаты. Вот пришёл сугубо гражданский человек, сведущий в своём деле. Сейчас я вкратце изложу ему суть вопроса, и как он скажет, так и "порешим». Признаться, я оробел, и не напрасно: выслушав Юрия Владимировича, я понял, что дело очень серьёзное.

Суть вопроса состояла в следующем: стрелять ли в китайцев, самовольно, без согласования с советской стороной, снимающих красные бакены и береговые знаки у правого, китайского, берега реки Амур (по-китайски – Хэйлунцзян). По действовавшему с 1945 года соглашению, плавучая и береговая обстановка судового хода и с левого, и с правого берега реки обслуживалась советскими речниками-путейцами. Так как Китай в те годы располагал на Амуре только малотоннажными судами с небольшой осадкой, китайцам не нужны были буи, бакены и створные знаки, ограждавшие глубоководные фарватеры, поэтому в какой-то момент китайцы решили снимать их в одностороннем порядке. Наши путейцы из Амурского БУПа тут же всё восстанавливали, иначе барже-буксирные составы, состоящие из мощных толкачей и большегрузных барж, не могли бы безаварийно завозить грузы на Сахалин и в другие районы Севера и Хабаровского края.

Операции по восстановлению путевой обстановки проводились под прикрытием пограничных судов Амурской военной флотилии, имели место и перестрелки советских и китайских пограничников.

Руководство погранвойск настаивало на жёстких мерах. В случае новых попыток китайцев снять наши знаки судоходной обстановки предлагалось дать им решительный отпор, вплоть до стрельбы на поражение. Соответствующие главки МИД поддерживали пограничников, мотивируя свою позицию необходимостью завоза грузов на Сахалин для развития угольной и нефтедобывающей промышленности. Именно эту тему и обсуждали два генерала КГБ, командующий погранвойсками, высокопоставленный работник МИД и представитель Хабаровского края. Как я понял, Андропов был их оппонентом, так как опасался военного конфликта. Он приводил свои аргументы, но, видимо, не мог убедить военных. Я, конечно, тоже не хотел, чтобы речной флот стал первопричиной военного конфликта с Китаем, и стал лихорадочно соображать, как лучше и убедительнее аргументировать свою позицию.

То, что Юрий Андропов был профессиональным судоводителем и успешно закончил Рыбинский речной техником, было известно и мне, и всем участникам обсуждения. Из практики обстановки судовых ходов я знал, что для экономии средств на прямолинейных участках рек иногда выставлялись бакены только правого или только левого берега с указанием не удаляться от кромки судового хода на 30–50 метров. Это обеспечивало безопасный проход судов по данному участку водного пути. Поэтому я и предложил увеличить вдвое число левобережных знаков с требованием каждому судоводителю обеспечить удаление от левобережной кромки судового хода не более чем на 50 метров, что позволяло обходиться вообще без правобережных красных бакенов. В итоге вопрос о защите плавучих знаков со стороны китайской кромки судового хода отпадал за ненадобностью.

Внимательно выслушав меня, Юрий Владимирович Андропов воскликнул: «Ну вот, что я вам говорил! Можно решить эту проблему и без стрельбы. А теперь пойдёмте чай пить», – и вызвал дежурного офицера.

Ещё раз с проблемами речного флота Андропову пришлось столкнуться в период расследования катастрофы теплохода «Александр Суворов», произошедшей 5 июня 1983 года в городе Ульяновске.


Рецензии