Золотопромышленники с верой в душе

Автор -составитель Наполова Е. В.

История освоения земель дальневосточных богата и многогранна. Разными судьбами попадали люди на этот величественный и суровый край. Отважных исследователей вела тяга к открытиям новых земель. Кто-то попал сюда по программе заселения новых территорий, присоединённых к государству Российскому, кто-то — в качестве  ссыльных переселенцев. Миссионеры приезжали в эти края, неся свет просвящения коренным его жителям.
Несмотря на все трудности первопроходцев и суровый климат, люди полюбили эту землю, богатую бескрайними лесами, глубокими озёрами и чистыми реками. Постепенно переселенцы обживались и пускали корни, устраивали быт, старались наладить сельское хозяйство, рыболовный и пушной промысел.
Особое в место в этом ряду занимала добыча полезных ископаемых, преимущественно золота. И к концу XIX — началу XX веков именно добыча золота стала ведущей отраслью промышленности Дальнего Востока. Золотодобытчики внесли неоценимый вклад в развитие региона.
Мне бы хотелось рассказать лишь о некоторых известных меценатах-золотопромышленниках, которые заслуживают уважения и благодарности потомков за самоотверженный труд, положенный на освоение нашего региона и его процветание. Эти благородные люди внесли огромный вклад в развитие культурной жизни в этих некогда необжитых землях.
Они строили православные церкви, школы, больницы, занимались просвещением коренных народов и сохранением культурного наследия.
Иннокентий Михайлович Сибиряков
Некогда этот замечательный сын Отечества заставил говорить о себе всю Россию. Но, к глубокому сожалению, после революции его имя было незаслуженно забыто. И неудивительно. Потомственный золотопромышленник, миллионер, близкий знакомый многих выдающихся литераторов и учёных России второй половины XIX века, щедрый благотворитель и меценат, он в расцвете лет раздаёт всё свое состояние на нужды благотворительных заведений и Православной Церкви, принимает монашеский постриг и скрывается в молитвенную тишину Святой Афонской горы. О людях с такой судьбой в безбожное лихолетье не вспоминали.
Родился Иннокентий Сибиряков  в Иркутске, 30 октября (по церковному календарю) 1860 года в семье купца I-й гильдии, потомственного почётного гражданина (было и такое сословие в дореволюционной России) Михаила Александровича Сибирякова. Мать Иннокентия Михайловича, Варвара Константиновна, происходила из купеческой семьи Трапезниковых. Иркутские купеческие роды Сибиряковых и Трапезниковых были известны всей Сибири. Основными источниками дохода этих семей были золотопромышленность и пароходство.
Семья Сибиряковых ведет свое начало от Афанасия Сибирякова, известного с XVII века, выходца из Устюжского уезда Архангельской губернии. Характерными чертами как Сибиряковых, так и Трапезниковых были их церковное благочестие и благотворительность. Представители, как той, так и другой семей щедро жертвовали на строительство и благолепие иркутских храмов. Были они и попечителями различных богоугодных заведений.
Отец И. М. Сибирякова — Михаил Александрович — считается первооткрывателем золотых месторождений в бассейне реки Бодайбо, входящих в Ленский золотоносный район, и основателем города Бодайбо, важного центра золотодобычи России и в наши дни [Шорохова, 2005]
Яков Давыдович Фризер
В среде сибирского купечества не последнее место занимал баргузинский купец Яков Давыдович Фризер. Сын сосланного на поселение в Сибирь еврея стал крупным золотопромышленником, «выдающимся по богатству», как его характеризовали местные власти, меценатом, общественным деятелем, чья известность перешагнула границы Сибири.
Его отец, Ицко Абрамович Фризер, после отбытия срока поселения в Илгинской волости Верхоленского уезда Иркутской губернии был причислен в крестьяне Читканской волости Баргузинского уезда Забайкальской области, где жило много ссыльных евреев. Близость Нерчинской каторги, удалённость от больших городов и китайской границы делали уезд в глазах властей идеальным местом для еврейской ссылки.
Позже семье Фризеров удалось переехать в Баргузин. Развитие этого, маленького таёжного городка, состоявшего из одноэтажных бревенчатых домишек, пошло в гору после начала интенсивных золоторазработок в 60-х годах XIX века.
Первоначальный капитал будущий купец первой гильдии сколотил с помощью развозной торговли. Но настоящее богатство ему принесла золотопромышленность.
На рубеже XIX–XX вв. Яков Фризер был самым крупным золотопромышленником в Забайкалье. На двух его приисках — Фризеровском и Рифовском — работало более 300 человек, и золота добывалось немногим меньше, чем на всех 16 приисках Витимканского участка [Кальмина, 2009].
На своих приисках он стремился улучшить условия для рабочих: выступал за обязательное страхование, доказывая целесообразность этого шага, на Королонских приисках построил больницу (единственную на всю систему Баргузинских приисков) которой заведовал постоянно живущий здесь врач [Кальмина, 2009].
Фризер был очень чуток к религиозным потребностям рабочих и весьма щепетилен в вопросах чужой веры. На Королонских приисках он построил православную церковь, за что Епископ Забайкальский представил его к званию потомственного почетного гражданина [Кальмина, 2009]. Во всей Баргузинской тайге единственная православная церковь, где могли молиться русские рабочие, была построена иудеем Фризером. Он же платил жалованье священнику.
Фризер был известен своей благотворительной деятельностью не только в Баргузинском уезде, но и вообще в Иркутской губернии и Якутской области. Пожертвования в пользу бедных, на нужды образования были приняты в сибирской купеческой среде. Яков Фризер внёс деньги на строительство каменного здания библиотеки и музея в Якутске, в 1898г. пожертвовал 1600 руб. на постройку училища в Баргузине, за что был награждён серебряной медалью «За усердие». Спустя несколько лет для возведения нового здания училища он пожертвовал ещё 1000 рублей. Кроме того, для оборудования ремесленного класса выделил училищу 1000 руб., на общественную библиотеку, и ещё 500 и 300 руб. — обществу вспомоществования учащимся. Пожертвовал он и 1000 руб. для выдачи беспроцентных ссуд нуждающимся. Фризер был, пожалуй, самым уважаемым человеком в Баргузине [Кальмина, 2009]
Дмитрий Егорович Бенардаки
Его жизнь была поистине удивительной и благородной. Он вошёл в историю не только, как первый российский миллионер [Афанасьев, 2006; с.12], но, в первую очередь, как патриот России. Дмитрий Егорович приложил немало усилий для развития промышленности, науки, был ценителем искусства, помогал многим, в то время никому не известным, а позже ставшими великими писателям, поэтам и художникам.
Дмитрий Егорович прекрасно понимал насколько важно сохранять и развивать культуру, повышать грамотность среди рабочего люда. Для этого он щедро жертвовал средства на строительство храмов и школ, приютов. Как отмечали современники, для Бернардаки благотворительность была одной из основных забот.
Созданная им Верхне-Амурская компания в короткое время стала крупнейшим золотодобывающим предприятием России. И заметная доля от всей её прибыли шла на благотворительность.
Именно за благотворительность император Александр II пожаловал Дмитрию Егоровичу звание потомственного дворянина [Афанасьев, 2006; с.33].
Не забывал он и о своей прародине — Греции. В Афинах на его деньги были построены Национальный музей, Национальная библиотека, православная церковь при русской дипломатической миссии. Бенардаки щедро поддерживал единственный на Афоне русский Свято-Пантелеимонов монастырь. За эти заслуги греческое правительство удостоило своего великого российского земляка звания почётного гражданина Греции [Афанасьев, 2006; с.37].
Скончался Д. Бернардаки от сердечного приступа 28 мая 1870 г. в Висбадене, в Германии. Учитывая его большие заслуги перед Россией, Император Александр II лично встречал на Николаевском вокзале поезд, доставивший гроб с забальзамированным телом в Санкт-Петербург. Он же разрешил похоронить дворянина Д. Е. Бернардаки в постоенной им же Греческой посольской церкви [Афанасьев, 2006; с.39].
В 1962 году в Ленинграде эта црковь по приказу властей была разрушена. Под местом, где находился алтарь, рабочие обнаружили гранитную плиту. Под плитой — металлический гроб. Внутри металлического гроба обнаружился деревянный. А в нём — мумифицированное мужское тело в богатой одежде. Тело Бенардаки ещё сутки находилось под открытым небом, пока его не отправили в 1-й городской судебно-медицинский морг [Афанасьев, 2006; с.12]...
Только в 2010 г. были проведены работы по идентификации найденных останков. Экспертиза показала, что они, с большой степенью вероятности, являются останками выдающегося российского деятеля XIX века Димитрия Егоровича Бернардаки. Эти останки были перезахоронены в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга. 20 сентября 2011 года на месте захоронения был торжественно открыт памятник [Афанасьев, 2018; с.60].

Михаил Георгиевич Титов — амурский золотопромышленник. Благодаря своему трудолюбию и развитой предпринимательской жилке, он смог из простого казака стать купцом 1-й гильдии. И известным меценатом, новатором по техническому оснащению и внедрению машин в производство вместо ручного труда.
Именно М. Г. Титов стал первым, кто на своих приисках, в частности, Урканском, запустил в эксплуатацию экскаватор. Известно, например, что за предоставленные на Амурско-Приморской выставке моделей золотопромывочных машин он был удостоен серебряной медали «Общества для содействия промышленности и торговле» [Афанасьев, 2018; с.113].
Михаил Григорьевич широко известен как меценат и попечитель храмов, школ, больниц. Его стараниями построена Урканская больница для рабочих на 16 коек, кроме инфекционного отделения имела две палаты, мужскую и женскую, ванную и тёплый туалет. Все заботы по содержанию больницы так же взял на себя Титов [?].
Забота о рабочих была всегда была одной из главных задач для Михаила Григорьевича. «На руднике Титова шайка хунхузов обложила данью китайских артельщиков. Потребовали от них к определённому времени принести 2 000 рублей и золота. Кто не сдаст — убьют. Титов со служащими внезапно арестовал 18 хунхузов. Нашли у них больше фунта* (*русский фунт равен 409,51241 г — ред.)  золота, кольца, серьги, книги и печать на китайском языке. Титов организовал отряд из десяти запасных казаков. Платит им по 75 рублей в месяц (жалованье школьного учителя — около 50 рублей в месяц)» [Кобзарь, 2019].
Михаил Григорьевич щедро пожертвовал на строительство и содержания храмов. Так известно, что, пожертвовав 2500 рублей на постройку нового кафедрального собора и 500 руб. на архиерейскую церковь, в 1903 году он был удостоен архипастырской благодарности.
В 1904 году началось строительство на его деньги и на его родине, в станице Заудинской, Михайло-Архангельской церкви, освящённой в 1906 году. Затем Титов пожертвовал 100 рублей на Покровскую церковь (1906 г.), а в 1907 году получил благословение архипастыря за пожертвования Албазинской и Урканской церквям и был принят в братство Пресвятой Богородицы [Афанасьев, 2018; с.113]…
О постройке урканского храма в честь святого Пророка Ильи, хотелось бы рассказать подробнее. Ведь большую часть жизни Михаил Григорьевич вместе с семьёй прожил в Уркане. Стремление Титова построить в Уркане храм и при храме образовательную школю было очень велико.
Будучи сам человеком одарённым, он прекрасно понимал какую пользу принесёт образование и духовно нравственное воспитание. Первое его прошение о строительстве храма от 3 декабря 1903 года [РГИА ДВ. Оп.1 Д.2782. Л.4] было отклонено правящим архиереем. Рекомендовано построить простой собственный дом.
Однако уже через полгода, 12 июня 1903 г., Титов напраляет ещё одно прошение епископу Приамурскому и Благовещенскому Никодиму  (Бокову) о постройке деревянного храма в Уркане. Представлял прошение благовещенский купец Козьма  Григорьевич Новосёлов. В этом прощении подробно изложены намерения золотопромышленника и причины их вызвавшие.
«Представляя на благословение Вашего Преосвященства план с копией на постройку деревянной церкви доверителем  Г<осподином> Титовым на Урканском Руднике отстоящей от пристани Джалинды Амурской области в 120 верстах* (*ок. 130 км — ред.) в направлении к северу и от часовни на Васильевском стане приблизительно в 30 вёрст* (*32 км — ред.), имею честь донести Вашему Преосвященству, что кроме приискового рабочего люда обитают и инородцы, как-то: якуты, орочёны и тунгусы числом от 100 до 120 человек.
Кроме того, на самом Урканском Руднике на месте постройки храма находится следующее число православных рабочих: мужчин 335, женщин 118, детей 100 чел., и, наконец непросвещённых светом Христова учения китайских и корейский рабочих до 500 человек. Считаю долгом также доложить Вашему Преосвященству, что на Урканском Руднике Г<осподина> Титова имеется школа Министерства Народного Просвещения, в которой обучаются дети рабочих и служащих: мальчиков 22 и девочек 15, и для которой желательно иметь законоучителя священника.
Докладывая о вышеизложенном и испрашивая Вашего Архипастырского благословения на построение храма во имя Св. Ильи Пророка, ходатайствую об учреждении при воздвигнутом храме также и постоянного причта из оного миссионера иеромонаха и иподьякона псаломщика с годовым окладом жалования от управления приисками первому 1200 р. и второму 600 рублей в год.
Приготовить квартиры с отоплением и освещением и исправно получать содержание из приискового амбара по общей для всех смете утвержденный Горным Управлением, при условии быть иеромонаху преподавателем Воскресной школы Закона Божия, а псаломщику помощником учителя» [РГИА ДВ. Оп.1 Д.2782. Л.4].
На прошение 14 июня 1903 г.последовала резолюция Его Преосвященства  следующего содержания.
«...Так как если в окрестностях приисков М. Г. Титова действительно есть инородцы православной веры, то устроение всей местности храма является весьма желательным и представляющимся случаем следует поспешно воспользоваться, что предлагаются весьма выгодные условия относительно содержания причта в связи дороговизны содержания всей местности. Относительно предлагаемых условий содержания причта потребовать от М. Г. Титова нотариального вышеизложенного исполнения сих обязательств» [РГИА ДВ. Оп.1 Д.2782. Л.5].
К постройке храма Михаил Григорьевич подошёл основательно, не поскупился на лучшие материалы, и в довольно быстрый срок церковь была поставлена. Храм получился большой и добротный. Об этом свидетельствует акт, представленный в консисторию проверяющим инженером и урядниками амурского казачьего войска.
«1904 года августа 29 дня я, гражданский инженер В. И. Саплица, в присутствии нижеподписавшихся лиц осматривал церковь на прииске «Урканский Рудник» Амурской области, выстроенную золотопромышленником купцом 1-ой гильдии М. Г. Титовым на собственные средства. При осмотре оказалось: церковь выстроена посреди стана Урканского Рудника, обнесена оградой, ограда выкрашена; разрывается от жилых и нежилых строений... Стены церкви срублены на сплошном каменном фундаменте, алтарём своим она обращена на восток, колокольня у главного входа. Вся церковь и колокольня крыта железом. Над главной церковью сделано пять главок, над алтарём одна. Для входа молящимся в церковь сделаны два боковых и один главный входы с крыльцами и фронтонами над ними. По фасадам западному и южному отступлений не сделано: все карнизы, двери, окна, фронтоны обшиты как показано в проекте, утверждённом на сей предмет. Дождевые сливы у всех главок и домовых труб крыши сделаны тщательно, течи в ненастье не будет.
...Совершать богослужение в ней нет препятствий, так как она выстроена согласно всем правилам строительного искусства и статьям Устава Строительного. Вышеизложенное постановить записать в сей акт, что и свидетельствую своей подписью Гражданин Инженер В. И. Саплица»... [РГИА ДВ. Оп.1Д.2782. Л.5.]
Так же Михаил Григорьевич позаботился о богатом убранстве храма. Из самой Москвы был заказан для урканской церкви иконостас и прочая потребная утварь. Об этом имеется запись доверенного К. Новосёлова от 8 апреля 1904 г.:
«Почтительнейше прошу Ваше Преосвященство разрешить доверителю моему Купцу М. Г. Титову перевести из города Москвы Иконостас и церковную утварь весом до 300 пудов по железной дороге малой скорости до Стретенска, купленная им в Москве у фабриканта П. Р. Александрова для Урканской Церкви во имя Св. Пророка Ильи»[РГИА ДВ. Оп.1 Д.2782. Л.6]...
Таким образом, православный храм на Уркане был возведён и благоустроен всего за один год.
К сожалению, до наших дней сохранилась лишь одна фотография этого великолепного шестиглавого храма.
Умер почётный гражданин и золотопромышленик Михаил Григорьевич Титов в 1911 году. А построенную им Пророко-Ильинскую церковь постигла участь большинства православных храмов России во время послереволюционной борьбы с религией. Примерно в 1930-м году храм разграбили и разобрали. Уцелевшие брёвна увезли в Соловьёвск, где из них построили первый «культурный центр» — клуб, названный именем Н. К. Крупской, гражданской жены пролетарского вождя. Это здание простояло до 1970 года.
После того, как был построен новый Дом культуры, старое здание разобрали, а бревна зарыли в землю. На этом месте при Доме культуры сейчас располагается аллея.
Из личных бесед с жителями Уркана удалось узнать следующее.
Любовь Викторовна Чечелева, учитель физики Урканской средней школы, записала воспоминание старожила Владимира Ниловича Минченко.
«Примерно в 32 году, когда рушили храм, бабушка взяла меня за руку и мы с ней побежали к церкви. Мы видели, как рухнул на землю обрезанный колокол, как разбирали храм. Бабушка всё плакала и крестилась.
Через какое-то время, вспоминал Владимир Нилович, мужики делали турник для детской площадки на месте храма. Вкапывая столбы, они наткнулись на гроб. Выкопали его и вскрыли. В гробу оказалось тело Михаила Григорьевича Титова. Я хорошо помню этот момент. Титов был совсем как живой, в синем сюртук из хорошего судна. Борода у него была хорошая.
В гробу мужики нашли бутылку водки. Это она там с 1911 года пролежала. Тут же её и выпили»...
О том, что обнаружили именно тело Титова свидетельствует и воспоминание Людмилы Николаевны Кайгородовой, также записанное Л. В. Чечелевой.
«Церковь стояла в парке ветеранов, к 1932 году её вывезли в Соловьевск, а в парке остались памятники умершим. На месте церкви сделали площадку детскую, где дети играли. Во время строительства турника раскопали могилу Титова. Гроб раскрывали, в гробу был человек, бородка выросла»...
Светлана Романовна Судакова, которая 49 лет преподавала химию и биологию в Урканской школе, в личной беседе поведала, что хорошо помнит рассказы местных жителей, как при сооружении детской площадки на месте бывшего храма был выкопан, а затем вскрыт гроб Титова. Онн лежал в синем костюме, и рядом была бутылка водки, которую копатели выпили там же. Что стало с телом не известно.
Согласно архивным данным, на церковном кладбище Пророко-Ильинской церкви были похоронены и двое детей Титова. В августе 1905 г. умер и был похоронен в церковной ограде Пророко-Ильинской Урканской церкви годовалый Михаил Титов. А в 1910 г., за год до смерти самого Михаила Григорьевича, рядом с маленьким Мишей похоронят свою дочь Нину, не достигшую двухлетнего возраста [Кривошеева, 2019; с. 51-52].
Конечно, не только завершение жизни, но и её начало фиксировалось в метрических книгах Пророко-Ильинской церкви. Среди записей о рождении и крещении есть и такая, что «у Веры (дочери Михаила Григорьевича — авт.) и Иоанна Стуковых 13 ноября 1905 родится сын, а 7 декабря 1905 он будет наречён именем Виталий. Восприемниками выступят благовещенской 1-й гильдии купец Михаил Григориев Титов и дочь его Надежда» [Кривошеева, 2019; с. 51].
Но завершилась история этого храма, как и история одного замечательного человека, оставившего след в истории золотодобычи Приамурья.

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их, в первую очередь, со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным призрением.
Меценатство всегда считалось одним из самых благородных дел среди дворянства. Меценаты имели большой вес в обществе и в политической сфере.
«Купцы первой гильдии в случае 100-летия существования их семейного дела могли получить потомственное дворянство. За особо важные заслуги купцы награждались орденами и медалями, пользовались преимуществами, связанными с этими отличиями, до 1892 г. могли получать гражданские чины.
Каждые три года купечество из своей среды избирало кандидатов в органы городского самоуправления. Существовала определенная градация — из купцов первой гильдии избирались городские головы, заседатели совестных судов и приказов общественного призрения, торговые депутаты и церковные старосты. Купцы второй гильдии становились бургомистрами и ратманами, а купцы третьей гильдии избирались градскими старостами, членами Шестигласной думы, в которой заседали представители разных сословий» [Кривошеева, 2019; с. 46-47].
Активное возрождение благотворительности в России началось в 1990-х годах. Золотопромышленники, конечно же, не остались в стороне.
Продолжает благородные традиции меценатов-золотопромышленников и акционерное общество «Прииск Соловьёвский». Благодаря генеральному директору Фёдору Валентиновичу Сидорову АО «Прииск Соловьёвский» играет огромную роль в экономическом и духовно-нравственном развитии региона. И благодаря ему и общесту «Прииск Соловьевский» в Соловьёвске появился храм в честь святого великомученика и Победоносца Георгия.

Источники:
1. Афанасьев П. Ю. Люди золота. Благовещенск: РИО, 2006. 248 с., илл.
2. Афанасьев П. Ю. Золотые имена Соловьёвска. Благовещенск: П. Ю. Афанасьев, 1018. 288 с., илл.
3. Кальмина Л. В. Сибирский золотопромышленник меценат Яков Фризер//Вопросы истории. 2003. №3. С.142-144. URL: URL: http://novomeysky.genealogia.ru/mose/stat/kalmina.htm
4. Кобзарь Валентина. Добыча золота была двигателем экономики Приамурья//Моя Мадонна. 5 июня 2019 г. №?
5. Кривошеева Е. Н. Метрическая книга. Власть золота//Первые Аносовский чтения. М-лы межрегион. науч.-практич. конф. 29-31 июля 2019 г. с. Джалинда. М.: Перо, 2019. С.46-54.
6. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф.757. Оп.? Д.2782. 14 л.
7. Шорохова Т. С. Благотворитель Иннокентий Сибиряков. СПб. Санкт-Петербургский государственный университет, 2005. URL:


Рецензии