Последняя гавань Белого флота ч. 4

Картина заслуженного российского художника-мариниста Сергея Варленовича ПЕН - Последний спуск Андреевского флага на корабле русской эскадры в Бизерте.

17 февраля ледоколы вернулись в Бизерту. На переходе из Наварина эсминец «Цериго» оторвался от своего буксировщика - ледокола «Джигит». Последний из-за неисправности механизмов не смог вновь взять его на буксир. «Джигиту» пришлось уйти на Мальту, а оттуда - в порт назначения. «Цериго» же прибыл в Бизерту на буксире французского корабля «Риносеро». Вместе с этой группой кораблей пришло и нефтеналивное судно «Баку». Тремя днями ранее своим ходом (так написано в документах, хотя, маловероятно) из Константинополя прибыл «бывший линейный корабль» (по терминологии того времени), а в действительности - превращенный в блокшив старый эскадренный броненосец «Георгий Победоносец». Во время перехода на нём произошел несчастный случай. 13 февраля, во - время качки самопроизвольно отдались (выскочили из креплений) найтовы (тросы) стрел на фок-мачте. Размахами стрел были убиты два офицера - старший штурман лейтенант А.П. Ставицкий и армейский капитан А. Нестеров, исполнявший должность боцмана. Сброшенный с мостика командир корабля получил контузию. Погибших похоронили на кладбище Сиди-Абдалла близ Бизерты, открыв скорбный счёт русскому некрополю в этом североафриканском порту. Итак, к середине февраля русские корабли сосредоточились в Бизерте. Впереди было четыре года нелёгкой, но славной жизни на чужбине... По прибытии в базу французские власти категорически запретили экипажам кораблей сообщение с берегом. Сторожевые корабли бывших союзников, круглосуточно несли дозорную службу вокруг русской эскадры. Берег усиленно охранялся сенегальскими стрелками. Почти месяц продолжалось это безобразие, пока экипажам всё же разрешили сообщение с берегом.

Задача французских властей сводилась к обеспечению минимума расходов на содержание эскадры и в то же время сохранению боеготовности кораблей и их последующей консервации. А.А. Ширинская-Манштейн вспоминала: «Прибывшие корабли со всеми находящимися на них офицерами, матросами и гражданскими лицами посадили на карантин. Вот что писал об этом капитан 1-го ранга Владимир фон Берг: ярко-жёлтые флаги взвились на мачтах. Французский карантин покрыл русские суда. Никто не смел съехать на берег, никто не смел подойти к нам. Что за болезнь была на эскадре? Оспа, тиф или чума? Нет! Не того опасались французы: от тифа и чумы есть прививка. Мы прибыли из страны ужасной болезни - красной духовной заразы. И вот этой заразы, пуще другой, боялись французы». Более точная причина: как и в Галлиполи, Лемносе правительство Франции хотело, как можно скорее избавиться от Русской армии. Ибо правящие круги Антанты под давлением еврейских банкиров Уолл-стрита вступили в тайное соглашение с большевиками о торговле и сотрудничестве (это была главная причина нэпа в 1921 г.). В оплату снабжения эвакуировавшейся Русской армии французы конфисковали все ценности, вывезенные Врангелем из Крыма, личные счета офицеров в иностранных банках, и, разумеется, приглянувшиеся суда, как в Константинополе, так и в Бизерте. В счёт этого русских людей снабжали провиантом со складов французской армии. Часть снабжения осуществлялась стараниями американского и французского Красного Креста. Со временем количество пайков и их размеры начали сокращаться, а ассортимент - ухудшаться. Ген. П.Н. Врангель вскоре понял, что остатки русского флота так и сгинут на чужбине, потому попытался решить вопрос о переводе хотя бы части кораблей в Варну (Болгария).

Однако безрезультатно. Условие жизни, созданные для русских в Тунисе, мало чем отличались от тех, что установились в спецлагерях в Галлиполи, на о. Лемнос и т.д. Приказом французского вице-адмирала Даррье порядок их схода в город был строго регламентирован. Довольно быстро полнейшее бесправие, скудный паёк и безработица стали постоянными спутниками для более чем 6 тыс. русских, обосновавшихся Тунисе. Основанная финикийцами задолго до Карфагена в начале IX в. до нашей эры, Бизерта сыграла важную роль в истории, прежде всего, благодаря своему уникальному географическому положению. Ни одно судно, пересекавшее Средиземное море с запада на восток или с востока на запад не могло, да и не стремилось миновать гостеприимную гавань. Старый порт надежно укрывал гостей от непогоды, с какими бы намерениями они не посещали это уголок. Каждый народ давал городу свое название - Гиппон, Акра, Диаритус, Бензерт, Бизерт, Бизерта. Как и большинство городов Средиземноморья, Бизерта пережила множество войн. Финикийцы, пунийцы, ливийцы, варвары, арабы, испанцы, турки, французы - все оставили след в её культуре, образе жизни и даже в цвете кожи её коренных жителей. В 1895 г. порт Бизерты на севере Туниса был открыт для международной торговли, и в том же году он перешёл во владение ВМФ Франции. И опять, как уже много раз в своей истории, Бизерта возродилась для новой, деятельной жизни. Окончательно к середине февраля 1921 г. в тунисском порту Бизерта оказалось два линкора «Генерал Алексеев» и «Георгий Победоносец», крейсер «Генерал Корнилов», вспомогательный крейсер «Алмаз», 10 эскадренных миноносцев, 3 подводные лодки, 12 канонерских лодок, более 20 катеров, 9 плавбатарей и других меньших судов, а также корпус танкера «Баку» (недостроенный).

Половина из них позже была продана. Новый командующий эскадрой контр-адмирал М.А. Беренс и начштаба контр-адмирал А.И. Тихменев старались сделать всё возможное, чтобы сохранить дисциплину и некоторую боеспособность кораблей. Моряки собственными силами пытались ремонтировать корабли. В 1921 г. и в первой половине 1922 г. французы обеспечили доковый ремонт девяти эсминцев, всех подлодок, линкора «Генерал Алексеев», крейсера «Генерал Корнилов». Однако выходить в море – хотя бы для практики – экипажи не имели права, корабли продолжали стоять на приколе. Иные из них, как бывший линкор «Георгий Победоносец», постепенно превращались в семейные общежития для офицеров эскадры. Единственным судном, совершавшим «походы» по Бизертскому озеру, была парусно-паровая баркентина «Моряк» (бывшая «Великая княгиня Ксения Александровна», в 1917 г. переименована в «Свободу»). Восстановленное силами гардемаринов, судно послужило плавучей школой Морского корпуса, который разместился в старинном французском форте Джебель-Кебир и начал функционировать с 13 января 1921 г. Морской корпус был создан Петром I в 1701 г. сначала в Москве под названием Школа математических наук и навигации, а затем в Петербурге уже как чисто морское училище. Его слушателей именовали гардемарины. Со временем учебное заведение получило имя Морского корпуса. Почти лишённый средств и учебных пособий, он, подобно нашим военным училищам, охранял в юношах веру, бодрость, дисциплину и сознание долга. Под руководством директора училища адмирала А. Герасимова программы занятий были преобразованы для подготовки воспитанников в высшие учебные заведения во Франции и в других странах.

Директор, говоря о своих подопечных, подчеркивал, что они «готовились стать полезными деятелями для возрождения России». До конца дней продолжал Александр Михайлович переписку со многими из своих воспитанников, сохранив в их сердцах благодарную память. Семьи и лица, могущие найти себе работу, были высажены в нескольких км от Бизерты, также в укреплении Джебель-Кебир. В 1921 г. эмигрантам разрешили вернуться в Россию. Поверив в искренность «новой» власти, из Туниса отбыла значительная группа моряков. «Возвращенцы» в Советской России попадали под так называемые фильтрационные комиссии, в которых «изымали» (арестовывали) офицеров из дворян, высшей интеллигенции, а также из состава Морской академии. Так, в течение нескольких дней были составлены списки чинов, служивших в Морском ведомстве до 1917 г. – всего 977 чел. Из них были арестованы более 300. «Чистки» продолжались и в последующие годы. С июля 1921 г. Франция начала прибирать к рукам русские корабли. 4 числа была продана плавмастерская «Кронштадт». Оснащённая по последнему слову тогдашней техники, она вошла в строй французского флота под названием «Вулкан». 16 февраля 1924 г. ледокол «Илья Муромец» превратился в минный заградитель ВМС Франции «Поллукс». Подобная судьба постигла и пришедшие в апреле 1923 г. из Стамбула транспорты «Вера и «Крым», портовые суда «Бельбек», «Баклан», «Керчь», «Днепровец» и др. Теплоход-танкер «Баку», вступивший в строй, также поднял французский триколор и стал именоваться «Лаурой». В соглашении между Врангелем и французами оговаривалось, что за счёт продажи части судов эмигранты, жившие в тяжелейших условиях, будут получать компенсацию.

Но всё это осталось на бумаге. Тем не менее, несмотря на фактическое растаскивание флота, русские моряки не теряли надежду ещё послужить Отечеству. Руководство эскадры всячески поддерживало моряков, которые продолжали чётко нести налаженную службу. Строго соблюдался корабельный распорядок, проводились учения и работы по уходу за техникой. Морской корпус, возглавляемый вице-адмиралом А.М. Герасимовым, переведённый в лагерь Сфаят, сделал пять выпусков. Многие молодые офицеры продолжали учёбу в созданном на линкоре «Генерал Алексеев» артиллерийском классе и в классе подводного плавания при дивизионе подлодок. Уровень преподавания в них был достаточно высок, как и в школе для детей, открытой на «Георгии Победоносце», где преподавали адмиралы, генералы, ученые. Там дети получали полный гимназический курс, такой же, как в России. На борту подлодки «Утка», по инициативе её командира капитана 2 ранга и историка флота Н.А. Монастырёва, группой энтузиастов литографским способом выпускался (с 1921 по 1923 гг.) журнал «Морской сборник». Он был одним из трёх одноимённых журналов, издававшихся в 20-е годы в Советской России и за рубежом («Морской сборник» - старейший журнал России, издаётся с 1848 г. по н/вр.). Примечательно, что из Советской России на адрес эскадры пересылался журнал «Красный флот» в обмен на Бизертинский «Морской сборник». Свой ежемесячный журнал в течение 4-х месяцев в 1922 г. издавали и гардемарины Морского корпуса. Помимо этого, русская эскадра сохраняла культурный уровень своей жизни: читали лекции на самые разные темы, ставили самодеятельные спектакли, создали хор, библиотеку.

Продолжение следует в части  5                http://proza.ru/2021/03/18/1419               


Рецензии