Учительница глава 9 Выбор

  Как я писала в восьмой главе, моя судьба немного изменилась. Вышла замуж, уехала в Томск, родила сынишку, но вынуждена вернуться обратно домой. Сын успел переболеть пневмонией. Часто болел. Врач настоятельно порекомендовала уехать из Сибири в среднюю полосу. И вот я снова получила направление в свою любимую школу. Сына решила забрать с собой, хотя мама с отцом настаивали на том, чтобы оставить его с ними. Но как? Не было места в яслях, родители работали. А его с кем? Да и не хотелось мне расставаться с сынишкой даже на минуточку. Он со мной и я спокойна.
    Прошло несколько лет после моего отъезда, и в селе уже построили новую, более просторную школу, а старую сделали домом Учителя. И мне выделили квартиру в этом доме. Квартира-это громко сказано. Небольшая комнатка с печкой. Кухня-закуток, отделенный от комнаты перегородкой. А из кухни сразу выход в общий коридор. Вот и всё. Но меня всё устраивало. Нужно только сделать легкий косметический ремонт, освежить комнату.
Мои верные друзья не оставили меня в одиночестве  с моими заботами. В один из вечеров собрались и все дружно принялись за дело.  Кто-то варил клей из крахмала, кто-то разрезал новые обои, кто-то отрывал от стены старые...Работа кипела!
Сынишку забрала соседка, чтобы не мешал.
Когда комната была обклеена, побелили печку. К полночи все сделали. Командовал всем мой верный друг-Ваня Крючков. Пока меня не было в селе, он успел отслужить армию. Да и другие ребята тоже. Но все вернулись домой, теперь работали на заводах в городе. Кто шоферил. Параллельно некоторые учились в техникуме, институте.
А потом за моим круглым столом пили чай, рассказывали, как жили эти годы, вспоминали службу в армии. В общем, было о чем поговорить. Расходились поздно, на дворе была глухая ночь.
 Был заказан, а потом привезен шифоньер. Он был красивый, светлой полировки, трехстворчатый. И был украшением всей комнаты.
Кровать была узкая, сынишке со мной спать было тесно и плохо. Временно стала укладывать его в шифоньер, вниз. Места там  было много. Дверцы не прикрывала, чтобы был хороший доступ воздуха. Затем нам подарили детскую кроватку.
И всё бы было замечательно, но в селе не было яслей и детского сада.
Сейчас, по истечении многих лет, вспоминаю, как оставляла его одного-мурашки по телу.
Ему было  два года. Приходилось просить соседку, бабушку, которая смотрела своих внуков, пока дочь-учительница была в школе. Школа была рядом, в двух минутах ходьбы. Сынишка еще спал, а я бежала на первый урок. Дверь не закрывала, чтобы соседка могла заглядывать. А когда сын просыпался, она на короткое время забирала к себе. У нее самой было трое внуков.
Приходилось просить кого-то из девочек восьмиклассниц сбегать, посмотреть, как он там.
Однажды прямо в школу пришла сельская жительница с моим сынишкой. Она рассказала, что ребенок шел по железнодорожному пути. Как он туда дошел? Почему никто не видел, как он вышел из дома... Страшно и подумать, что могло бы быть.
Другой случай напугал меня не меньше первого. Он оставался один. Соседка присматривала, заглядывая в комнату. Малыш был спокойный, любил долго играть со своими любимыми игрушками. Особенно машинками, которых было множество. Все дарили. И в этот раз он возился с машинкой.  Но через некоторое время бабушка услышала крик . (Хорошо, что стены тонкие. Всё слышно). Когда она прибежала, то увидела, как Олежка на стуле висит вниз головой, а его ножки застряли в спинке стула.
Уже посинел. Она высвободила его и забрала с собой. Когда она мне рассказала, я была в отчаянии. Просто не знала, что делать.
Его все понемногу присматривали: И соседи, и часто к себе брала Зоя, пионервожатая, которая вышла замуж и имела своего ребенка, и девочки-ученицы...Но это все урывками.
Часто приходилось брать его в школу. Пока я на уроке, он в учительской под присмотром кого-нибудь. Вечером сидел со взрослыми на уроке, рисовал.
Его все любили, все возились с ним. Но постоянного пригляда все-таки не было.
На выходные ездили с ним в город, к родителям.
Как-то приехали из города, заходим в комнату и слышим какую-то возню.  Ситцевый коврик, что отделял кровать от стенки, ходит ходуном. Ничего не могу понять. Отодвигаю кровать. Коврик свисает до самого пола, а за ним что-то происходит. Такое впечатление, что кошки дерутся. Я взяла веник и ударила по коврику. Вмиг никого не стало. Приподняв его, увидела дыру на обоях. Обои приклеены на бревна. А между бревнами раздолье для мышей и крыс. Вот они и вышли, пока нас дома не было.
И в последствии, ночью просыпаюсь от шороха. Выхожу на кухню, включу свет и вижу картину: На поленьях дров, что лежат за печкой, по стойке смирно стоят несколько огромных крыс. Не убегают, а стоят. Я их не гоняла. Бесполезно. Дом старый, бревенчатый. Даже коты не спасали. Приходилось мириться с такими квартирантами. Но они не мешали. Днем не видно, только ночью выходили на охоту за пищей.  Положу им кусочки хлеба, тогда сразу убегают и ночью тишина.
Сын их не боялся, хотя не раз видел.
Недавно спросила сына, взрослого человека:
-Сын, а ты боишься крыс?
-А я их только на картинке видел.
Не помнит. Пришлось рассказать. Удивился, что такое было. Было.
Были и смешные случаи.
Присела около печки. Бросаю дрова в печь. Сын рядом. Подняла голову и вижу, как он поднял над моей головой огромное полено. Еще миг и была бы на моей голове шишка. Это называется, хотел маме помочь.
Первое художественное произведение его хорошо запомнила. Вышла из комнаты на минуту. Захожу и вижу, что на его кроватке, покрытой белоснежным покрывалом, сынок рисует виртуозный узор из золы, которую достает из печки. (благо, что печь холодная). Вот где нужен был бы фотоаппарат. Лицо, руки, одежда-всё в золе.
Эти звоночки звенели и беспокоили  всё сильней и настойчивей. Что делать?
Учебный год завершен. Впереди лето. Нужно было что-то решать.
Верным решение может только одно-уезжать в город. Устраивать сына в детский сад. Скоро муж приедет из Томска, когда закончится срок договора на военном заводе, устроится на работу в городе. Надо уезжать.
Жаль было расставаться с любимой школой, с таким прекрасным коллективом, с друзьями, но рисковать жизнью ребенка я не имела права.
И мы уехали. Но встречи с друзьями продолжались. Они приезжали в гости. Созванивались.
Сколько лет прошло, но как же мне не хватает этой теплоты, этого чувства дружбы, настоящей, которая не забывается.
Пусть у вас все будет хорошо, мои друзья. Пусть не будет огорчений, обид, одиночества. И пусть воспоминания о нашей молодости греют ваши сердца.


Рецензии
Луина, прочитала со вниманием о работе молодой учительницы в сельской школе. Позавидовала дружбе с учениками, их уважению к учителю и последующему вниманию. В городской большой школе, где около тысячи учеников, всё не так. Там больше разобщённости между классами, между учениками и учителем. Хотя были и стенгазеты, и праздники, и спектакли. А сейчас в школе много инструкций, мало эмоций и много отчётов. Вам повезло работать в дружном коллективе. Вам добрые пожелания.

Зинаида Малыгина 2   07.08.2021 19:43     Заявить о нарушении
Зинаида, это было давно. В мои годы и в городской школе была жизнь. И учитель был образцом, его уважали дети. А теперь из учителя сделали обслуживающий персонал, не более. Да и дети стали совсем другими. Интернет сделал свое дело. Он деформировал ученика настолько, что изменить что-либо невозможно. Всего Вам светлого.

Луана Кузнецова   08.08.2021 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.