Андреевский флаг

Андреевский флаг
( Европейская толерантность)

             "C нами Бог и Андреевский флаг!"
             ( Из текста песни.)


      Господь наградил моего старшего помощника Фиму Иванова капитанской внешностью. Наглым взглядом и пышными усами. Ростом тоже не обидел.

      С Фимой я провел четыре года. Так сложилось - два месяца своего контракта Фима работал со мной, а остальные два с другим капитаном. И так из года в год.
      Уезжая в отпуск, я говорил Фиме:
      - Как же хорошо, как легко на душе. Завтра уеду, а эта наглая небритая   физиономия останется здесь.
      - Наглая небритая морда? - уточнял Фима.
      - Нет. Физиономия.
      Огорчать Фиму мне не хотелось.

      У Фимы тоже было хорошо на душе -  меня менял капитан, при котором Фима ровным счетом ни черта не делал. Поэтому в свои пятьдесят лет так и оставался старшим помощником капитана.

      С похмелья Фима носил темные очки, прятал наглые глаза. Носил постоянно -  не старпом, а Джеймс Бонд какой-то.   
      Лоцмана, входя на ходовой мостик, за капитана принимали Фиму и с приветствиями устремлялись к нему, минуя меня. Потом извинялись за конфуз.

      Во время маневров я держал Фиму на управлении рулем, двигателем и носовым подруливающим устройством. Оставаясь совершенным разгильдяем, здесь Фима был молодцом. За четыре года совместной службы ни разу не перепутал команды, все исполнял быстро и точно. Даже с похмелья. За это я ценил своего старшего помощника.
      Лоцмана, покидая ходовой мостик, хлопали Фиму по плечу:
      - Спасибо, чиф. Отличная работа!
 
      На пути к британскому порту Силлос я получил указание  выжать из нашей "Celtic Freedom" все -  требовалось подойти раньше другого судна. Подошедший первым и встанет первым под погрузку.
      - С нами Бог и Андреевский флаг!- сказал Фима.
      Это означало, что первыми мы не придем и отдохнем у причала, пока первого будут грузить. Флаг у нас, впрочем, был Багамский.

      Так и вышло. Я подходил с юга и миль за десять до рейда Силлоса отметил на экране радара судно, спешившее с запада. Их капитан имел то же указание и старался вовсю.
      Честь багамского офицера не позволила мне убавить ход. Я честно выжимал из судна все, на что оно было способно и встал на якорь на десять минут позже конкурента.
      На вечернюю полную воду оба судна завели в порт. Победителя под погрузку, а меня ждать очереди.

      Судовой агент пообещал быть утром и попросил заглянуть в его контору. Забрать Грузовой план для одобрения капитаном и принятию к исполнению. Офис находился у выхода из порта.
      Фима, как старший помощник и грузовой офицер, увязался за мной. Так и ходил  хвостом, почуяв выпивку.

      Изучать Грузовой план на улице, под моросящим дождем, показалось неудобным. Вернуться на судно показалось еще глупее. Чего мы там не видели?
      Фима кивнул на вывеску бара неподалеку - вот где будет удобнее всего.

      Мы уселись за барную стойку. После стаканчика виски Грузовой план был принят без замечаний.
      Закончив служебные дела, я остался за стойкой поболтать с хозяйкой, а Фима, с бокалом пива в руке, пошел искать общения с гражданами Соединенного Королевства.
      Фима подходил к столикам, хлопал бокалом по столешнице и весело смотрел на притихших посетителей. Посетители втягивали головы в плечи и потихоньку покидали заведение. Знаменитая европейская толерантность. В Петербурге давно бы въехали по морде.
      - Ноги его не будет в моем пабе,- улыбнулась хозяйка и пригласила за столик в зале, угостить за счет заведения. Фима пристроился рядом, ему тоже подали стаканчик. И, оказалось, зря.
      Выйдя из паба, Фима забыл приличия и принялся мочиться под уличным фонарем. Мало того, услышав замечание, забыл субординацию и ответил матерно.
      Это было слишком. Я бросил грубияна у фонаря и отправился на судно один. До ворот порта метров двести, не потеряется. А по дороге подумает над своим поведением.

      Прошло полчаса, Фима не появлялся.
      "И это человек с высшим морским образованием...- закипало во мне,- ...отец троих детей...житель Санкт-Петербурга... элита нации...потомок Почетного гражданина... купца 1-й гильдии!"

      Я перебрал в памяти Фимины достоинства, но не успокоился.
      В каюту заглянул 2-й помощник. Тоже элита нации, у меня их вся команда.
      - Старпом потерялся,- поделился я огорчением,- Что делать?
      - Искать,- подсказал 2-й помощник.
      Мы надели рабочие желтые куртки со светоотражающими полосами и отправились к выходу из порта.

      Фима нашелся там же, где был оставлен. Фима спал за рулем микроавтобуса, руки лежали на руле, из уголка губ на щетину стекала слюна. Вокруг с мобильником у уха бегал хозяин автомобиля.
      - Не надо полицию,- остановил я парня.- он, вероятно, просто укрылся от дождя. Или перепутал ваш автомобиль с такси. Мы сейчас заберем его.
      - Нет,- отрезал британец,- Он пытался завести двигатель!
       Как мало нужно, что бы взорвать хваленую британскую невозмутимость. В Петербурге, впрочем, давно бы въехали по морде.
       - Зачем же вы оставили ключ в замке?- укорил я,- Да и не завел же.
       Мы выволокли Фиму из микроавтобуса и прислонили с фонарному  столбу.
       - Поздно,- начал остывать хозяин микроавтобуса,- полиция уже выехала.

       К месту подлетел полицейский автомобиль с двумя полицейскими в таких же сигнальных желтых куртках, как у нас со 2-м помощником.    
       "...попытка угона... управление в нетрезвом состоянии…",- замелькало в голове. Положение оценивалось как безнадежное.
       Дождь усилился, хозяин микроавтобуса достал из багажника и надел такую же желтую куртку.

       Я окинул взглядом всю нашу компанию, собранную Фимой под уличным фонарем. Все в одинаковых куртках. Братья-близнецы, выпущенные мамой погулять.
       Только спящий у столба Фима, в своей черной куртке,сохранял индивидуальность и выглядел изгоем. Сердце мое сжалось. Не отдам им Фиму.
 
       - Я капитан судна. Это мой старший помощник. Думаю, заблудился в городе.
       - Заблудился?- полицейские взглянули на ворота порта и улыбнулись:
       - Где и с кем он так напился?
       Я пожал плечами, вопрос показался бестактным. Какая разница - с кем.
       - Парень пытался найти такси и что-то перепутал,- продолжал я нести ахинею,- случилось недоразумение.
       - Если недоразумение, пускай уходят,- подключился вдруг хозяин микроавтобуса.

       Опять европейская толерантность. Презумпция невиновности и христианские ценности. По морде не бьют.
       - Ладно,- решил старший полицейский,- Но не оставляйте его тут.
       "Да они тут все такие!"- ахнул я.- "Даже полицейские!"
       - Ни в коем случае!- заверил я офицера.

        С утра мне было тревожно. Полиция могла оповестить агента, а тот судовладельца. Последствия могли быть самыми непредсказуемыми. Я ждал продолжения и оно последовало.
        К борту подъехал полицейский автомобиль, на борт поднялись трое парней. Старший представился начальником полиции этого городка.

        - У вас проблемы, капитан?- спросил старший.
        Все трое улыбались, что обнадеживало.
        - Нет.
        - А вчера?
        - Вчера мы были близки к проблемам,- признался я,- Но недоразумение разрешилось.
        - Позовите старшего помощника.
        Фима уселся перед начальником полиции и шмыгнул носом.
        Полицейский с любопытством разглядывал Фиму. Оба немного помолчали, не зная, что сказать. 
        - Больше не будешь так себя вести?- спросил, наконец, начальник полиции.
        - Никогда в жизни!- выдохнул Фима и снял темные очки.
        Лицо полицейского просветлело. Вот, оказывается, зачем они приехали. Вот что хотелось знать и не давало покоя  начальнику полиции этого городка.
        - Его должны были доставить к нам,- полицейский перестал улыбаться и взглянул на меня,- потом до года тюремного заключения.
        Я тоже перестал улыбаться. Фима же, мне показалось, сейчас заплачет, глаза точно заблестели.
        Даже я растрогался, что уж говорить об англичанах.
        - Капитан,- нашел решение начальник полиции,- загрузите его работой. Что бы у него ни на что не осталось времени.

        Полицейский посмотрел на меня стальным полицейским взглядом.
        И я не оплошал, ответил таким же, капитанским:
        - Так и сделаю. Сдохнет на работе.

        Ребята покинули судно и я дал волю чувствам:
        - В жизни не выйду с тобой в город. Напился! Хотел уехать на чужом автомобиле! Куда уехать?
        - Бить будете, папаша?- Фима шмыгнул носом и надел темные очки.
        - И все опять, как с гуся вода. Почему тебе так везет?
        Фима уже выглядел, как всегда. Веселым и наглым.
        - Потому что с нами Бог и Андреевский флаг!

        Я решил, что этот разгильдяй засиделся в старших помощниках и отправил на Фиму рекомендацию на должность капитана. Рекомендация сработала и через месяц Фима принял у меня судно.
        - Так хорошо на душе,- поделился я с Фимой.- Завтра уеду и больше никогда не увижу эту наглую небритую физиономию.

       
        Мое решение расстаться с Фимой дорого обошлось судовладельцу. Направляясь из Турции в Ливан, Фима проложил курс в 3-х милях от Сирийского побережья (побыстрей доехать). А нужно было, по случаю войны в тех местах, минимум в 30-ти.
        В районе Тартуса к судну подлетел сторожевой корабль и приказал Фиме  остановиться, в противном случае Фиму пообещали утопить. И даже навели на ходовой мостик крупнокалиберный пулемет, прямо на Фиму.
        Судно было досмотрено на предмет военной контрабанды. С Фимы получено обещание никогда так себя не вести. Разумеется, Фима шмыгнул носом и пообещал. И подписал все, что от него потребовали.

        Директор Компании, узнав сумму штрафа, потерял всякую толерантность и предложил Фиме компенсировать сумму из зарплаты. Год поработать бесплатно, для продолжения успешного сотрудничества. На этом капитанская карьера Фимы закончилась.
        Но, оказалось, только в этой Компании. Ведь с Фимой Бог и Андреевский флаг.

        Какие замысловатые сюжеты складывает иногда судьба. И как тесен мир. Лет пять спустя я работал в германской Компании и мой "RMS Wedau'" зашел в Силлос.  Первым на борт прибыл полицейский, поздороваться и забрать Судовую роль.
        Визит озадачил моего старпома: полиция никогда не приходит без повода.
        - В этом городке  проблемы приходят с судна, стоящего в порту.
        Я рассказал давнюю историю, как когда-то мой старший помощник решил, немного выпив, покататься на чужом микроавтобусе.

        Еще через месяц я уходил в отпуск и сменить меня явился, вы не поверите, Фима Иванов.
        - Капитан Иванов строг и требователен, - нагнал я страху на своего старпома. - Не оплошай.
        Таким капитан Иванов и прибыл на борт. Сходу сделал старшему помощнику несколько замечаний и, обозначив строгость, решил разрядить атмосферу шуткой:
        - Cледующий порт в Англии? Покатаемся на каком-нибудь джипе.
        Фима подмигнул мне.
        - Или микроавтобусе.
        Старпом выронил транспортир и уставился на меня с открытым ртом:
        "Тот самый?"
        Я приложил палец к губам, умоляя не развивать тему.

        Фима сработался с моим старпомом и они без особых проблем завершили контракт. По другому и быть не могло. С Фимой Бог и Андреевский флаг.
      
    
   

    
      
               
   
   
    
    
      

    
   
   
   
 

   
   
    

    
   

    
      
               
   
   
    
    
      

    


Рецензии
На одном дыхании. Сразу вспомнились рассказы брата, который в конце семидесятых ходил судовым врачом. Словно параллельный мир, но такой классный мир!

Георгий Русин   29.07.2021 20:10     Заявить о нарушении