Фукурокудзю
Фукурокудзю и по сей день очень популярен в Японии, и не только из-за настольной игры, в которой нужно выбивать сложенные в стопку разноцветные диски, стараясь при этом не уронить божка, но сначала хотелось бы напомнить про сундук, в котором птица, в птице заяц, в зайце яйцо, а в яйце игла, на кончике которой спрятана смерть Кащея. Известно, что такой оригинальный способ бессмертия, точнее сказать символизм, взят из жизни, о чем можно прочесть у Пришвина: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца: кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, — раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зеленое, и под самый конец выскочит почему-то всегда желтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше…» (Курымушка, Кащеева щель). Раньше, да и сейчас можно найти подобные пасхальные яички, претерпевшие сильную модернизацию в 19 веке, когда в Российской империи пошла мода на все японское. Дело в том, что все «семь богов счастья» вкладывались один в другого, а этот самый Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой. Увидев это, токарь Василий Звездочкин позаимствовал идею, наполнив ее рекурсивным содержанием на русской почве, изобразив вместо богов с длиннющими лбами русских баб в платочках, которые под именем матрешки продаются на Арбате и во всех дьюти фри, как исконное воплощение русской культуры и даже «загадочной русской души», что, конечно же, выдумки махровых «патриотов», которых хватает в каждой стране.
На родстве матрешек и японской культуры был даже снят советско-японский художественный фильм «Маленький беглец» (1966г.), в котором японский мальчик получает в подарок от гастролировавшего в Японии Юрия Никулина сувенирный набор матрешек и, в поисках отца, бежит от дяди алкоголика в СССР, преодолев длинный путь от Дальнего Востока до Москвы и Ленинграда, то и дело, сталкиваясь с трудностями (его постоянно ловят, снимают с поезда, никто не понимает японского и теде). Он верит в «волшебность» фигурок и при каждой следующей проблеме загадывает у одной из семи кукол желание. В конце концов, он вновь встречается с Никулиным и находит лечащегося в СССР отца. Фильм, конечно, слабый, много нестыковок и ляпов, но заложенная идея прекрасна – все мы жители одной земли, и нет никакого смысла в разделяющих нас границах. Один придумал, дополнил другой, воспел третий, а восхитились все. Сотворчество, а не бессмысленная изоляция и желание хвалить только свой огород путь к совершенству
Может и не так скоро, как хотелось бы, но когда-нибудь все изменится. На смену иссушающему разум эгоизму придет желание дарить добро, и не будет никакой разницы, кто, где и когда сотворил то, что стало достоянием всех жителей нашей маленькой планеты. Лишь в этом случае у человеческой цивилизации есть шанс добраться до той ступени развития, когда бесконечно далекие сегодня звезды, можно будет увидеть невооруженным взглядом…
Свидетельство о публикации №220080701210