Другой мир. Один на один с росомахой. Часть 2

Если прошлая встреча с лисой прошла в тёплой и дружественной атмосфере, то про свидание с росомахой такого не скажешь. На первый взгляд, это обычное хищное животное. Симпатичным и даже милым оно кажется, если смотришь на зверя сквозь клетку, прогуливаясь с детьми по зоопарку. Но когда сталкиваешься с ним нос к носу, в тундре, на его территории, где на десятки километров нет ни души, и перочинный нож — самое грозное твоё оружие, начинаешь смотреть на мир под другим углом.

Непрошенный гость

Первое знакомство с опасным хищником выглядело, как познание окружающего мира двухлетним ребёнком. Ни разу до этого случая мне не доводилось видеть росомаху ни в кино, ни тем более живьём. Произошло это неожиданно зимой, днём во время работы. А точнее, когда наступило время, идти на перекур. Операторная находилась в пятидесяти метрах от скважин. Напарник отдыхал с ночной смены (в те годы, мы ещё работали вдвоём). Закончив ряд дел, я двинулся к жилью.
Не пройдя и десяти шагов, я почувствовал на себе чей-то взгляд и инстинктивно замедлил ход. Впереди, слева, в метрах 20-ти высилась гряда спрессованного снега, искусственно выстроенная бульдозером. Моё, не очень хорошее зрение стало медленно, слева на право, как перископ сканировать верхний участок снежной горы. И вдруг (я вздрогнул от неожиданности) наткнулось на светло-коричневую собачью морду, торчащую из-за бугра, и буквально сверлившую меня своим любопытным, гипнотизирующим взглядом!
«Стоп! — мысленно сказал я себе. — Откуда тут собаки?» (Дорога, ведущая от промысла к моему кусту, всего одна. Дальше только тупик. Да и, по моим сведениям, никаких бродячих животных на базе нет.) Размеры пса, судя по голове, были не маленькие. В целом, напоминал среднеазиатскую овчарку, но нижняя челюсть поражала своей мощностью. Пасть приоткрыта. Зверский оскал обнажал ряд длиннющих, белых клыков. Цепкий взор устремлён в мою сторону. «К бою готов!» — говорил весь его вид.
Думать было некогда. Клубок мыслей вихрем пронёсся в подсознании: «Добежать обратно, и спрятаться в замерном устройстве? — не успеть. Нож в кармане куртки? — бесполезное оружие против таких зубов. Значит, только вперёд!» Я плавно наклонился к земле и сделал вид, что беру что-то в руку. Выпрямился и сделал резкий выпад рукой в сторону непрошенного гостя, имитируя бросок камня.
Способ, разгоняющий диких собак, освоенный в детстве, сработал идеально. Чудище выпрыгнуло из-за пригорка, в два-три прыжка преодолело расстояние в 10 метров и растворилось за ледяным торосом. Едва ли, за эти две с половиной секунды я успел хорошенько его разглядеть, но то, что удалось увидеть, кроме как чудищем не назовёшь. Его передние лапы были немного короче задних, наверно поэтому траектория прыжков казалась волнообразной, но вместе с тем необычайно грациозной. Тёмно-коричневый мех, со светлыми вставками по бокам переливался, играя в такт его скачкам.
Немного постояв в лёгком оцепенении, но больше не от страха, а от недоумения, я продолжил свой путь. Мне никак не удавалось взять в толк: что за странное животное посетило наш край? Ну не мутант же это, в конце концов!
В течение всего дня, данный вопрос никак не выходил из головы. После обеда головоломка наконец-то разрешилась. Позвонив и описав по телефону внешность «нарушителя спокойствия» одному из своих знакомых охотников, я получил исчерпывающий ответ.
— Санёк, вы чего там? Мусор не сжигаете?
— А при чём тут мусор?
— Да при том, что твоя странная собака-мутант ни что иное, как росомаха. Вы там повнимательнее ходите, особенно по темноте! И обязательно сожгите помойку. Зверюга чует запах за много километров.
Кивая, я поддакивал в трубку, а сам стыдливо думал о том, что мы с коллегой действительно копим мусор в двухсотлитровой бочке из-под химии почти до краёв и редко сжигаем его.
Короткий рассказ друга не на шутку встревожил меня. Не знаю, испугался ли мой товарищ по работе, но после моего подробного пересказа дневного происшествия он той же ночью сделал себе заточку, с которой с тех пор не расставался. И его можно было понять. Работать ночью одному при свете всего лишь трёх прожекторов, освещавших далеко не всё, было небезопасно. Работы, проводимые ранее им одним, теперь мы выполняли вдвоём и только днём.
Позже, порывшись в интернете в поисках информации о росомахе, я сделал для себя открытие: зверь этот, из-за своего скрытного образа жизни оказался самым неизученным на планете. Древние индейцы Северной Америки поклонялись ему и приписывали магические свойства (мне сразу вспомнился тот тяжёлый, давящий взгляд). До сих пор учёные не знают наверняка, какова роль росомахи в экологической цепи.
Случаев нападения на человека официально не зарегистрировано, но по источникам «сарафанного радио», у меня совсем другие сведения. Со слов моего родственника, в 1980 году в районе посёлка «Чикшино» пропал местный охотник на медведей. Тогда не было «МЧС», поиском занималось «МВД». Искали долго, недели две. И если бы не помощь местных следопытов, то неизвестно, чем бы всё закончилось. В итоге нашли только останки, прикопанные именно росомахой. Исходя из оставленных следов, такой вывод сделали опытные охотники, помогавшие поисковому отряду.

Ещё одно рандеву

Вторая встреча с таинственным животным состоялась через пять лет. Но кажется, всё это время росомахи незримо присутствовали здесь. Зимой не раз наткнёшься на их свежие следы. На снегу размером с ладонь хорошо заметен отпечаток лапы, а рядом с ним виднеются, раза в два длиннее, полоски от когтей. Да и в процессе работы иногда мелькнёт вдруг нечто, что улавливаешь лишь боковым зрением и думаешь потом: «Наверно показалось».
В 2016-ом лето стояло необычайно тёплое. Казалось, живность, какая только существует в тундре, вылезла наружу, и понимая краткосрочность райского мгновенья, пыталась насладиться жизнью и принести своему роду, как можно больше потомства. Даже низкорослая болотная трава превратилась в высокие, непроходимые джунгли.
2-ое августа. Вахта перевалила за половину. Всё шло своим чередом. По-прежнему днём от оводов, а вечером от комаров некуда было деться. Москитные сетки на дверях и окнах не спасали. Кошка рвала их, выходя каждый раз на охоту. Благо кормить её, не было нужды. Полёвок уродилось столько, что в борьбу с ней, за право охотиться на моей территории, вступили две совы. То выписывая круги, то пикируя, а иногда с большой высоты сваливаясь в штопор, при этом пронзительно крича, эти воздушные асы пытались прогнать охотницу из семейства кошачьих. В ответ — ноль эмоций. Ксюша даже не повела хвостом, не то что носом. Ей было глубоко плевать на сов, мошкара и слепни — вот настоящая беда.
На кусту всё было спокойно. Приближалось время обеда, но есть в такую жару не хотелось. Перед тем, как зайти в операторную, справа на песчаной отсыпке, примерно в 50-ти метрах краем глаза я заметил какое-то движение. Присмотрелся как следует. «Вот те раз!» — само по себе вырвалось с языка. Это ж мой давнишний друг — росомаха! «А вот тебе и два!» — сразу вспомнилась шутка из какого-то анекдота, когда я увидел ещё одного хищника, выскочившего из зарослей кустарника навстречу первому.
Почувствовав дозу адреналина в своей крови, я резко метнулся в балок за телефоном, в надежде запечатлеть происходящее на камеру. Схватив мобильник, далеко не отходя от двери, я принялся снимать. Сразу выяснилось, что в данной модели смартфона у фотокамеры нет увеличения. Мысленно я начал ругать себя за неподготовленность к такому важному и редкому событию. И всё же продолжал сьёмку, надеясь на возможность приблизить кадр при воспроизведении на компьютере.
В это время парочка росомах (возможно самка с самцом), нарезвившись на разогретом солнцем песке, снова скрылась в высокой траве. Я уже было собрался закругляться, как вдруг всё моё тело дёрнулось от резкого испуга, как когда-то, при первой встрече с этой помесью лисы и медведя! В 6-7ми шагах от меня, из болотной осоки, совсем близко вынырнула уже третья звериная голова росомахи и настырно уставилась на меня! Честно скажу, присев на корточки, я занервничал, одновременно пытаясь рассчитать расстояние до двери в операторную и время, за которое успею в неё заскочить.
Учитывая, что этот зверь спокойно отбирает добычу у стаи волков и загоняет медведя на дерево, можно только представить, какие чувства должен испытывать человек. Но как раз об этом я и не думал. Продолжая снимать, я был прикован к её глубоким, чёрным глазам, в которых читались и любопытство, и печаль, и холодная уверенность, и какая-то древняя магия. Казалось, в эти секунды между нами установилась телепатическая связь, длившаяся целую вечность. Вряд ли такое забудется.
Наконец, таинственный зверь развернулся назад и плавно, не чувствуя ни малейшей угрозы с моей стороны, не спеша побрёл восвояси. Встав в полный рост, как будто проснувшись от летаргического сна, я долгим взглядом провожал, уходившую вглубь тундры росомаху.

© Александр Мотора 08. Марта 2018


Рецензии