Три жизни. жизнь первая. спорт

Никогда я не выигрывал крупных легкоатлетических соревнований, хотя серьезно занимался легкой атлетикой более десяти лет. Мои лучшие результаты в беге на средние дистанции чуть превышают теперешние нормативы первого спортивного разряда и только. Громкой спортивной биографии не получилось, и далеко не на  всех соревнованиях я входил в число призеров. Многие тренеры обещали мне громкую  спортивную славу, но так получилось, что из большого спорта я ушел, так и не войдя в него.

Однако бег дал мне очень много. Поэтому хочется рассказать молодым людям (а мне уже восьмой десяток) о том, какую роль сыграл и играет сейчас бег в моей жизни.

Лет десять назад я написал маленькую книжку под названием «За чем бежит последний?». Заголовок книжки получился тогда, когда в Москве, в Лужниках во время Олимпийских игр и во время финального забега на 5000 м я подслушал случайно такой диалог между маленьким мальчиком и его папой. Сын спрашивает: «Папа, папа, за чем бегут эти дяденьки?». Папа отвечает, что за медалями. Тогда второй вопрос сына: «А сколько всего медалей?». Папа отвечает, что медалей всего три. И последний вопрос ребенка: «А за чем бежит последний?».
 
В этой «Жизни первой» многое взято из той маленькой книги. Прочитав новую книгу до конца, многим станет ясно, что дают человеку регулярные занятия спортом, даже если это не спорт «высоких результатов». И вы, дорогие читатели, поймете, за чем бежал последний.

1.Новичок из 7 «б»

Осенью 1949 года я перешел в новую школу. Среди своих одноклассников я не выделялся ни ростом, ни физической силой, ни крепким здоровьем. На уроках физкультуры надо мной вечно смеялись и дразнили, так как ни подтянуться больше двух раз на перекладине, ни, тем более, сделать стойку на голове я не мог. Только когда мы начали бегать кроссы, то оказалось, что это у меня получается лучше, чем у других. В классе на удивление всем лишь один «признанный спортивный авторитет» бежал быстрее меня. Это не осталось незамеченным нашим учителем физкультуры, и он включил новичка в команду школы выступать в районных школьных соревнованиях, правда, в качестве запасного.

На стадион института физкультуры имени Лесгафта, где проводились районные соревнования, мы пришли всей командой задолго до начала. Народу было уже много, болельщики кричали кому-то, шумели, подбадривали бегущих. Было от чего растеряться, если учесть, что на настоящем стадионе я был в первый раз.
Начало наших соревнований задержалось, а забеги на 1000 м были последним номером программы. Стало уже темнеть, когда я вспомнил о времени и быстро побежал…домой (мама просила прийти пораньше), так и не дождавшись своего забега. Этим и закончилось мое первое «спортивное выступление».

В школе меня не очень ругали за «дезертирство», но когда стало известно, что команда школы заняла второе место, было обидно, что к этому я никакого отношения не имею.

2. Начало

После окончания седьмого класса я пошел учиться в техникум. Здесь спорт был на высоте, и спортивная работа поставлена хорошо. Очень много внимания уделял преподаватель Геннадий Федорович Бородаевский выявлению способных ребят на младших курсах. Нас буквально замучили различными и обязательными блицтурнирами, лыжными и легкоатлетическими кроссами.
 
Не мучался я только на легкоатлетических кроссах. Так получилось, что без всяких тренировок уже на первом кроссе на дистанцию 3000 м я выполнил норму третьего разряда. Радости не было конца, а с круглого значка с бегуном посередине, который мне вручили на спортивном вечере, я долго не спускал глаз.
Захотелось бежать быстрее, а для этого нужно было тренироваться. Геннадий Федорович посоветовал пойти в общество «Буревестник». Так я и сделал и попал к своему первому тренеру Валентину Сергеевичу Панферову.
 
Валентин Сергеевич был мастером спорта по марафонскому бегу. Рассуждал он примерно так: чтобы плавать – надо плавать, чтобы прыгать – надо прыгать, а чтобы бегать – надо бегать. И мы бегали. Бегали на Каменном острове, в ЦПКО, в парке Сосновка, на стадионе «Искра» и в других местах. Где мы только не «носились»! Это был и переменный бег (то быстро, то медленно), и темповой, и так называемый фартлек, когда кто-то из группы, не договариваясь ни с кем, вдруг делает ускорение, какое хочет, а все остальные должны за ним «тянуться». Потом через любой промежуток времени то же самое делает другой, потом третий и т.д. На тренировке такой «рваный бег» продолжается от получаса до двух часов. Это хорошая работа!

Во время тренировок тренер рассказывал нам о многих знаменитых бегунах: братьях Знаменских, И.С. Пожидаеве, Э. Затопеке, П. Нурми и других. Слушали его всегда очень внимательно. Валентин Сергеевич заставил нас полюбить бег, полюбить тренировки.

Тренировались мы тогда 2-3 раза в неделю. В группе всегда была доброжелательная товарищеская обстановка. Все тренировались с большим желанием, и пропуск тренировки или даже опоздание считалось чрезвычайным происшествием. Так закладывались в нас организованность, собранность, обязательность и чувство товарищества – качества, необходимые каждому спортсмену, и не только спортсмену, а и каждому человеку.

Самое удивительное сейчас то, что тогда, в начале 50-х, все занятия были бесплатными. Я мог бегать, играть в теннис, волейбол, футбол, заниматься греблей, парусом, горными лыжами – все было бесплатно. Тренеры, даже очень хорошие, получали за свою работу очень небольшие деньги, а способным ребятам спортивные общества помогали приобрести (выдавали) спортивную форму, иногда вывозили на сборы, где мы жили, питались и тренировались. Кстати, Валентин Сергеевич, когда понял, что тренироваться я буду регулярно, пришел ко мне домой, посмотрел, как я живу, как и чем питаюсь, а уж после этого стал нагружать меня на тренировках. Но с каким огромным энтузиазмом мы бегали! Мы не были наемниками, мы тренировались от души и для души. Сейчас мастера бегут значительно быстрее, чем мы в те времена. Но они бегут за деньги или за большие деньги, и я им не завидую. Нас не продавали в другие общества, не выставляли на трансфер, не сдавали в аренду. Мы тренировались, как хотели, бежали – как могли, но делали это сами. Это было здорово!

3.Первый успех

Осень и зима прошли в большой и кропотливой работе над техникой бега, выработкой скорости и выносливости. У меня получалось лучше, чем у многих в группе. Поэтому казалось, что незачем делать упражнения со штангой, набивным мячом и гантелями (как я потом жалел об этом!). Однако всю беговую работу я проделывал очень старательно и с большим желанием.

Весны мы ждали с нескрываемым волнением. Нам сказали, что вся группа будет выступать за «Буревестник» в юношеском первенстве Ленинграда. Вот, наконец, день старта. Бегу 500 м в первом забеге. Вызвали на старт, стою справа, далеко от бровки. Волнуюсь очень. Выстрел стартера, и все устремились вперед. Как пробежал первые 100 м по своей четвертой дорожке, как вошел в вираж и прошел его – не помню. Только слышал крик и шум стадиона и старался бежать быстрее. Ни советы тренера, ни его подсказки не помогли – я все забыл и ничего не слышал. А слушать-то было нужно. Со страху я всю дистанцию пробежал по четвертой дорожке, а надо было после первого виража перейти на первую (вот об этом мне и кричали). Сколько лишних метров прошел!

Забег я все-таки выиграл, а когда пробежали остальные участники, то оказалось, что я занял второе место по Ленинграду. В торжественной обстановке прямо на стадионе мне вручили грамоту, которую я бережно храню и сейчас. Радости не было границ. Меня даже не огорчило и то, что Валентин Сергеевич, радуясь в душе успеху, отругал меня за бег по четвертой дорожке. Ведь можно было быть и первым. А мне было почти все равно. Я - второй в городе! Это был первый успех.

4. Шоколадка

Тренерский совет города взял меня на заметку. Регулярные тренировки и желание бегать быстрее делали свое дело – результаты в беге на 800, 1000 и 1500 м стали улучшаться от соревнования к соревнованию. Трех тренировок в неделю стало мало, стал тренироваться 4-5 раз. По тем временам это было очень много.

И вот первая спортивная поездка в Москву на юношеское первенство ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов). Очень хотелось выполнить норму второго разряда. Чтобы легче бежалось вечером, несколько наиболее «опытных» ребят, и я в том числе, даже не стали обедать, а на обеденные талоны (питались мы в столовой по талонам) взяли шоколад и конфеты. Отдыхая в общежитии перед стартом, мы по конфетке, по конфетке за разговорами съели весь свой шоколадный запас и в ужасе поняли, что объелись. Не только бежать – ходить было тяжело. О хороших результатах можно было не думать.
Трудный бег получился на этот раз, но он добавил нам немножко опыта и позволил в будущем избежать подобных ошибок. Дорого обошлась эта шоколадка команде ленинградского «Буревестника».


5.С праздником!

Как обычно, 8 ноября на Зимнем стадионе в Ленинграде проводились показательные выступления легкоатлетов. Меня заявили для участия в этих соревнованиях, но бежать не хотелось. Во-первых, чувствовалась усталость от напряженного летнего сезона, а, во-вторых, праздник есть праздник, и у нас дома должна была собраться шумная компания студентов.

Соблазн был велик, и на стадион решено было не ходить. Компания пришла вовремя. Девочки накрыли нехитрый стол, ребята разлили вино по рюмкам, а мне на правах хозяина и тамады было дано право произнести первый тост. Я встал, поднял рюмку и совсем уже было открыл рот, чтобы начать говорить, как услышал стук в дверь. Удивленно обвел глазами стол – все в сборе, мы больше никого не ждали.
Дверь открылась, и без разрешения в комнату вошел…Валентин Сергеевич. Я мгновенно стал пунцовым, рука с рюмкой задрожала и медленно стала опускаться. Валентин Сергеевич быстро понял происходящее, поздравил всех с праздником, а мне сказал всего три слова: «Собирайся, такси внизу»,- и сразу вышел.

Из комнаты я вылетел через минуту. Переодеваться пришлось в машине по дороге на стадион. Мы вбежали в манеж в тот момент, когда участников бега на 800 м вызывали на старт. Еле успел надеть шиповки и отдышаться. Очевидно, «со страху» без всякой подготовки и разминки я сумел повторить свой лучший результат.
После забега состоялся крупный разговор с тренером. Не буду приводить здесь наш диалог, но больше нарушений режима у меня не было, как и не было ни одного случая неявки на соревнования. Этой своей обязательностью я обязан Валентину Сергеевичу, за что ему благодарен всю жизнь.

6.Бег надо выигрывать

Да, в этих словах вся простота и вся мудрость бега. Здесь годы тренировок, тысячи набеганных километров, разнообразная тактика на дистанции. Все подчинено одной цели – бег надо выиграть. Один из лучших средневиков Европы тех лет (к сожалению, не могу точно вспомнить кто, и поэтому не называю) в финальном забеге на 800 м в соревнованиях на первенство Европы 795 метров был лидером, а на «клетках» (последние 5 метров дистанции на беговых дорожках размечены через каждый метр и получаются клетки) троим проиграл и не получил никакой медали. После финиша он сказал: «Бежать надо не только ногами, но и головой».

Это блестяще доказал в Мельбурне В. Куц в забеге на 10000 м, ошеломив своей тактикой не только претендентов на олимпийское золото, но и всех зрителей. По словам очевидцев, В. Куц своим бегом буквально поднимал на ноги весь стадион. И недаром олимпиаду 1956 года называют олимпиадой Куца.

Мудрость бега приходит не сразу. По принципу: «Сила есть…» можно выиграть у заведомо слабых соперников, а вот в борьбе с равными все значительно сложнее.
Выступая в юношеских соревнованиях, я сравнительно легко их выигрывал. Но это был «бег ногами». Первая половина дистанции бежалась всегда быстро. Участники забега «тянулись» за лидером, а вторую половину дистанции все проходили с трудом. За счет большей выносливости (ведь я тренировался у мастера по марафону!) меня «хватало» до финиша. Взрослые и сильные учили меня уму-разуму. Очень запомнилось два забега.

Во Львове на зимнем юношеском первенстве СССР в сильнейшем забеге на 800 м я был после 700 м первым. Осталось пройти вираж и финиш. После виража слышу нарастающий шум трибун – понял, что догоняют. Решил увидеть соперника и на какое-то мгновение повернул голову направо. В это время меня обошли слева – не учел крутых виражей в небольшом манеже и того, что после поворота может вынести далеко от бровки. Большее, что я смог сделать, это догнать соперника. В результате при одинаковом времени у меня второе место (фотофиниша тогда еще не было). С тех пор я на беговой дорожке не оглядывался.

В другой раз в Киеве на первенстве Центрального Совета «Буревестника» шло острое соперничество за командную победу между москвичами и ленинградцами. Мне нужно было в беге на 800 м выполнить норматив второго разряда – 2 мин 03 с. Имея в активе результат 2.02, я особенно не волновался и приглядывался к соперникам. Один москвич мне понравился. Он был старше меня и производил впечатление «бывалого». Мы были в одном забеге и решили бежать вместе на результат 2.01-2.02. Такое время меня устраивало. После старта бегу вплотную за «своим» москвичом и чувствую, что бежим тихо. Но к своему сопернику я отнесся с доверием, а сам не всегда еще хорошо чувствовал темп бега. После первого круга тренер крикнул мне время: «63!», - и я пришел в ужас. На второй круг осталась ровно минута. Очень не хотелось подводить команду и я резко ушел вперед. Второй круг пробежал за 59,6 с, но чего мне это стоило! Это была тяжелая наука. Не знал я перед стартом, что «мой москвич» получил задание сделать так, чтобы я не выполнил норму второго разряда.

Очень много полезного в смысле тактики и техники бега дали мне тренеры ленинградского «Буревестника» В.В. Атаманов, В.Ф. Ингелевич, А.А. Цимот и лучшие спортсмены нашей команды: И. Зуев, Н. Хитров, В. Зиновьева, П. Солопова и другие. Они учили не только бегать, но и соблюдать режим, тренироваться в любую погоду. Общение с ними делало сильным, по-спортивному злым, мудрым, а участие в эстафетах (особенно в майских эстафетах по городу) делало всех дружными и сплоченными. Многим успехам в жизни я обязан спорту и своим спортивным наставникам. Они научили меня работать, терпеть, когда трудно, добиваться цели и не скисать при неудачах.

Естественно, далеко не все и не всегда было гладко и красиво. Это жизнь, а в жизни бывает всякое. У нас в группе среди бегунов была здоровая конкуренция, но никогда не было подлости. Тогда в спорте еще не «крутились» большие деньги, поэтому и подлости было меньше. Правда, случаи с неприятным душком все же бывали. Ну, например, я одно время тренировался с очень сильной спортсменкой. Мы были как бы спарринг-партнерами. На этом настоял мой (и ее) тренер. В результате девушка стала рекордсменкой СССР в беге на 400 м, а мои результаты остались тогда на уровне лучших женских достижений. Понял я эту «маленькую хитрость» тренера значительно позже.
 
Или вот еще один случай. Мы со своим другом Василием Степановым очень хорошо подготовились к началу нового летнего спортивного сезона. Ну а спортивные сезоны в те времена открывались различными кроссами. Наш тренер сказал нам, что, если мы на городском кроссе попадаем в тройку призеров, то едем за сборную Ленинграда на соревнования в Москву на кросс газеты «Правда». В те времена участие в таком соревновании было очень престижно во всех отношениях. На городском кроссе мы заняли второе и третье место, и оба на соревнования в Москву не попали. Наш тренер извинился перед нами (!) и сказал, что его обязали взять на кросс «Правды» других спортсменов. Бежали они примерно в нашу силу, тренировались у другого более известного (не говорю более хорошего) тренера, но городской кросс нам проиграли. Так что элементы несправедливости в спорте были заметны уже в начале 50-х годов прошлого века.

7.Бег – работа, отдых или удовольствие?

Мои друзья из техникума часто приходили на стадион поболеть. Увидев хороший забег, они говорили, что победитель не старался бежать быстро, а так, играючи проходя круг за кругом, финишировал и не очень торопился. Для него бег был удовольствием. И друзья не ошибались – победитель действительно получал от бега громадное удовольствие. Но чего стоит эта легкость бега на соревнованиях! Пытался доказать друзьям, что только по ошибке легкая атлетика называется легкой, а на самом деле это далеко не так – не поверили, хотя и задумались. Ведь, на самом деле, только внешне легко пробежать 1000 м быстрее, чем за 2 мин 30 с, марафон (42 км 195 м) – чуть больше, чем за 2 часа или прыгнуть в высоту на 230 см.

Пригласил своих друзей на тренировку. Вот здесь они увидели работу! Согласитесь, что пробежать 20 раз по 400 м (за 60-65 с каждые) через 200 м легкого бега, или 40 раз по 100 м быстро через 100 м легкого бега, или 10 раз по 1000 м (каждый километр быстрее 3 мин) отдыхом не назовешь. После такого бега еще минут 30 упражнения и все. И так 4-5 раз в неделю. Трудно? Конечно. Приходится терпеть, бежать «на зубах», но зато какое удовольствие получаешь от сознания, что ты выполнил эту работу, и твой пот на тренировках обернется поражающей всех легкостью бега на соревнованиях. Правда, «считать круги» на тренировках грустно и тяжело. Представьте себе, что говоришь партнеру: «Осталось 12 кругов, 11 кругов» и т.д. Тренируясь с оптимизмом и юмором, мы никогда не говорили, что бежим 19-й круг. Он у нас всегда был «предпоследний» - так было легче и веселее.

Ну а бег в лесу, разве это не отдых? Пробегаешь по лесу километр за километром, дышишь чистым воздухом, видишь лес, а иногда и его обитателей, во все сезоны года. Только так и можно, и нужно отдыхать. От такого бега всегда получаешь удовольствие и всегда отдохнешь в лесу при любой беговой работе.
Участие в соревнованиях это своего рода аккордная работа, которую нужно выполнить быстро и хорошо. Умение вовремя собраться, настроить себя на определенный результат или место, в забеге постараться перевыполнить план, составленный вместе с тренером, решать по ходу бега тактические задачи – вот что такое забег для опытного спортсмена. И как при любой работе, всегда получаешь удовлетворение от выполнения и перевыполнения своих планов.
Так что бег – и работа, и отдых, и удовольствие одновременно. А еще бег – это один из лучших и доступных всем способов проверить себя, свою волю, свою выносливость трудолюбие и все те качества, которые развивает и совершенствует в человеке бег.

8.Друг и тренер

Диплом об окончании техникума мне Геннадий Федорович вручил в поезде, когда мы ехали на соревнования в Харьков на первенство техникумов авиационной промышленности. Выступил я там неплохо, но не выиграл ни одной дистанции. Для команды пришлось впервые в жизни бежать 3000 м с препятствиями. Что это такое – словами не передать. Это надо прочувствовать. Придите на стадион, поставьте на дорожке 5 барьеров высотой по 1 м, причем один перед ямой с водой, длина которой около 4 метров, а глубина у самого барьера – около 75 см и пробегите всего семь с половиной кругов по дорожке. Тогда вы все узнаете о стипльчезе.
После возвращения в Ленинград нужно было решать, где учиться дальше. Можно было поступить в институт Лесгафта (принимали без экзаменов), институт связи, но я выбрал военную академию им. А.Ф. Можайского. Учеба в академии отнимала много времени, а чтобы бежать хорошо – нужно много тренироваться, а это тоже время. Проблема времени стала самой острой. Пришлось тренироваться одному, подстраиваясь под распорядок дня, да и то требовалась предельная собранность, организованность для того, чтобы все успеть. Успевал. За такую «выучку» я благодарен спорту и по сей день.

В одну из таких тренировок в одиночестве я познакомился с Василием Степановым. Раньше мы встречались только на соревнованиях. Он был чуть выносливее меня, а я чуть быстрее. Получился очень хороший дует. Вместе мы пробегали не один год, набегали не одну тысячу километров, помогали  друг другу на тренировках, на соревнованиях, дома. Зная свою занятость, мы назначали время тренировки, и не было случая, чтобы кто-то из нас подвел другого. Мы сами составляли планы тренировок, планировали результаты и шли к ним. Свою программу: бежать 800 м быстрее двух минут, 1500 м – быстрее четырех и 5000 м быстрее пятнадцати – каждый из нас выполнил. И сейчас, когда мы оба уже давно оставили серьезные занятия спортом, нас связывает крепкая дружба, проверенная временем и бегом.
За время учебы в академии было много различных соревнований. Я участвовал и в первенстве СССР, и в первенстве Вооруженных сил, но лучшего, чего смог добиться – это третьего места на первенстве Ленинграда среди взрослых. Не было возможности уделять спорту больше внимания, и результаты перестали расти, оставаясь около первого разряда. Вот оно начало конца моей «блистательной спортивной карьеры».

9.В одном забеге с Владимиром Куцем

На последних курсах в академии я серьезно занялся наукой, поэтому приходилось только поддерживать спортивную форму. На участие в крупных соревнованиях можно было даже и не рассчитывать, а в масштабе города и военного округа выступал регулярно и довольно успешно.

И вот, придя в парк Сосновку для участия в первенстве гарнизона по кроссу, рядом со своей фамилией в списке сильнейшего забега увидел фамилию: КУЦ В. Сначала решил, что это однофамилец, а потом вспомнил, что Куц в это время учился в военном институте физкультуры и выступал за свой вуз. Разминка перед забегом внесла полную ясность: бегу вместе с олимпийским чемпионом, вместе с самим Куцем! Я разволновался. Хотелось пробежать хорошо, но знал, что далек от своей лучшей формы.

На старте пятикилометровой дистанции мы стояли рядом. Верный своей тактике, В. Куц сразу ушел вперед. После первых двух километров В. Куца я уже не видел на дистанции и финишировал почти на минуту позже, пропустив вперед еще нескольких человек. Владимир Куц легко выиграл забег, показав почти мастерский результат. И хотя я не попал в призовую тройку, остался недоволен своим временем, я был счастлив: я бежал в одном забеге с Куцем! Далеко не каждому мастеру  так везет, как повезло мне на этом весеннем кроссе.

10.Папа, да-вай!

После окончания академии меня направили в Новосибирск. В военном городке с жильем было трудно, и мы с женой и маленькой дочкой снимали комнату за его пределами. Каждый день, идя с работы и на работу, мне приходилось проходить мимо пустующего стадиона. Очевидно, попал не в самую спортивную часть округа.
И душа и тело просили бега. Остался раз на стадионе, переоделся на скамеечке в спортивную форму и начал «считать круги». Болельщиков набежало много, а их традиционные советы: «Отдохни!», «Хорошо, первый идешь!», «Не торопись, сзади никого нет» и т.д., слышались через каждые 50-100 метров. Так под этот аккомпанемент и закончил я свою первую тренировку. Участвуя в различных соревнованиях, мне приходилось видеть и слышать не только таких, в общем-то беззубых, болельщиков, но все-таки большую часть тренировок я перенес со стадиона на тихие проселочные дороги.

Неустроенность быта, новые обязанности по службе, возможность сбора и обработки научного материала «закрутили» меня, и пришлось в 25 лет совсем перестать думать о большом спорте, о хороших результатах. Тренировки бросил резко, настолько резко, что сердце не выдержало перемены нагрузки. Пришлось взяться за валидол, снова начать бегать,  постепенно снижать интенсивность тренировок и уменьшить их количество с шести до одной в неделю. Эту спортивную форму я поддерживаю и сейчас.

Часто можно слышать, что разница между физкультурой и спортом заключается в том, что физкультурой мы занимаемся для здоровья, а спортом – за счет здоровья. Это не так. Спортсмен во всех отношениях здоровее физкультурника. Вот если спортсмен нарушает режим, не выполняет элементарных медицинских требований (вроде меня) – только тогда спорт идет ему во вред. Правда, в последние годы многие тренеры, работая со спортсменами-профессионалами (за деньги), стараются «выжать» из них максимум, не очень заботясь об их будущем.

Молва о чудаке-лейтенанте, который бегает то по стадиону, то по дорогам, быстро облетела небольшой гарнизон, но это не мешало мне тренироваться. Однажды (это было в начале марта) пришел я к своему замполиту с просьбой дать мне комнату. Объяснив положение с жильем в гарнизоне и рассказав о моих перспективах в получении жилплощади, замполит вдруг сказал:
-    Постой, это ты тот лейтенант, который бегает?
-   Я.
-   Так вот, слушай. У нас по традиции 2 мая открытие летнего спортивного сезона. В программе есть бег на 3 километра. Выиграешь – получишь комнату вне очереди.
-   Вы можете мне уже сейчас дать комнату, я обязательно выиграю, - сказал я довольно уверенно, хотя и не знал соперников.
-   Нет, погоди. Вот займешь первое место, тогда и приходи ко мне снова.
Вот такой диалог состоялся у меня с замполитом. До старта два месяца, цель ясна, надо работать.

И вот, наконец, май. Прекрасная солнечная погода, даже не верится, что 2 мая в Сибири может быть так тепло. Жена и дочь пошли, конечно, «болеть за папу». Во-первых, очень интересно, как это папа (с точки зрения четырехлетней дочери) будет бегать, ведь он уже большой. А, во-вторых, дочке надоело спать на чемоданах (в маленькой комнатке, которую мы снимали, иначе было не разместиться). Эту свою вполне удобную для ребенка постель, дочка образно называла «чемодан-кроватью». Мои надежные болельщики вдохновили меня. Осталось пробежать как можно лучше. Нужна победа!

Участников бега на 3 километра набралось около 20 человек – всего на один забег. Задача упрощалась: бег надо было выиграть. Начал бег очень осторожно и весь первый километр бежал в общей группе. За это время успел осмотреться, почувствовал, что быстрей никто бежать не может, и резко ушел вперед. Стадион загудел и уже гудел до конца забега.

Жена с дочкой стояли вблизи финиша, и тоненькое дочкино: «Папа, да-вай!» я слышал на каждом круге. И папа «дал». Поняв, что соперников нет, мне бежалось легко, свободно. Разрыв между мной и остальными все время увеличивался, а за 500 м до финиша я на круг обошел бегуна, бежавшего вторым.
Под крики и шум стадиона (такого бега, говорят, здесь раньше не видели) я финишировал, показав далеко не лучший свой результат. Уже сойдя с дорожки услышал, как сказали второму: «Последний круг».
Только на секунду подбежав к своим, я, даже не одеваясь, пошел искать замполита.
- А ты и верно хорошо бегаешь, - сказал он, протягивая руку и поздравляя меня.
- Я же говорил, что еще в марте Вы могли бы дать мне комнату.
- Что верно, то верно. Заходи завтра, поговорим.
В конце мая мы с друзьями справляли новоселье.

11.Бег помогает жить и работать

Служба в частях, возможность получать, обрабатывать и анализировать уникальный материал полностью захватили меня и отняли все свободное время. Поступил в заочную аспирантуру. Нужно было готовиться к кандидатским экзаменам, заниматься наукой, да и от служебных обязанностей меня никто не освобождал. А ведь еще семья, друзья и …бег. Счет времени шел буквально на минуты.

Конечно, самую разностороннюю помощь в работе над диссертацией оказывала мне жена, очень помог мой научный руководитель, помогали сотрудники, но в том, что со своей работой я справился в срок, «виноват» прежде всего БЕГ. И большое спасибо ему за это.

Успевал я в эти годы выступать и в соревнованиях по легкой атлетике, даже выиграл однажды первенство СибВО в беге на 1500 м. Однако, и вполне естественно, результаты стали ухудшаться, а бежать на соревнованиях в силу второго разряда не хотелось. Стал бегать только для себя, что продолжаю делать и по сей день.

После успешной защиты диссертации я был переведен на преподавательскую работу на военную кафедру одного из ленинградских институтов.Началась новая жизнь. Опыта преподавательской работы практически не было никакого, а до начала учебного года времени в обрез. И опять, уже в который раз, бег сослужил мне добрую службу. Организация труда, работа, работа и еще раз работа помогли мне встретить свой первый учебный год во всеоружии. К 1 сентября я был в «хорошей форме».

12.Ох уж эти студенты!

По существующим правилам мне как преподавателю дали для кураторства несколько учебных групп четвертого курса. Помимо обычной кураторской работы преподаватели нашей кафедры должны были обеспечивать участие студентов старших курсов в различных спортивно-общественных мероприятиях (кроссах, сдаче норм ГТО и т.д.).
И вот, говоря в одной группе о предстоящем легкоатлетическом кроссе, я неосторожно сказал: «Товарищи! Нам с вами придется принять участие в кроссе». Этого оказалось достаточно, чтобы меня «поймали». «Если Вы побежите вместе с нами – мы все придем на кросс», - сказал один из группы.
 
Стало тихо. Я задумался на несколько секунд: одна тренировка в неделю, сорок лет, но никто не знает, что раньше я неплохо бегал. Студенты, хитро улыбаясь, смотрели на меня и ждали. Помолчав еще немного, я ответил, что буду бежать и постараюсь половину группы «наказать». Группа зашумела, откровенно засмеялась и в день кросса все до одного человека пришли пробежать 1 километр и заодно посмотреть на позор преподавателя.

Кросс проходил в парке рядом с институтом. Я переоделся на кафедре в спортивный костюм, вышел в парк и немножко размялся. Когда во время разминки делал ускорения, студенты смотрели на меня удивленно – техника-то бега осталась. Еще больше они удивились, когда перед стартом я снял спортивный костюм и остался в трусах и майке с эмблемой сборной Ленинграда.Рассчитывать мне нужно было не на силу, а на опыт, на тактику, на бег в прошлом. Забег я выиграл с большим трудом, оторвавшись от второго всего на три секунды, а потом оказалось, что все мои «подопечные» пробежали хуже. В личном зачете по институту я занял десятое место. Позора преподавателя, которого так ждали мои студенты, не получилось. Ну как тут не сказать еще раз спасибо бегу!

13.Про допинг, травмы и большой спорт

С конца пятидесятых – начала шестидесятых годов прошлого века в спортивные результаты начинает вмешиваться химия, биология и другие науки примерно такого же профиля. Результат спортсмена стал зависеть не только от его физической и моральной (что очень важно!) подготовки, а от того, чем этого спортсмена перед стартом «напичкает» его тренер и врач. Допинг, безусловно, очень вреден для здоровья. Спортсмены знают об этом, но многие в погоне за результатом идут на все. Пожалуй, спортсменов, принимающих допинг, надо жалеть, а вот наказывать нужно тех дельцов от спорта, которые дали этот допинг спортсмену. Это было бы справедливо. Но принимать или нет «зелье» решает каждый спортсмен и решает за себя.

В середине пятидесятых годов допинг только-только начинали давать спортсменам. За свою спортивную карьеру я два раза бежал на допинге, не зная, и даже не догадываясь об этом. Однажды тренер попросил меня за час до старта проглотить какую-то большую пилюлю. Я проглотил, а соревнования из-за дождя перенесли на два часа позднее. Очевидно поэтому никакой реакции организма и никакого улучшения результатов в этот раз не было. Во второй раз пилюля (тоже пилюля!) была поменьше, а соревнования не переносили. Пожалуй, бежать было немножко легче, результат бега получился хороший, но после забега я «отходил» три дня – не мог ни есть, ни пить, ни тренироваться. С тех пор никаких пилюль я никогда не принимал, а мои результаты в беге – это то время, которое я был способен показать без всякой «химии».

Нельзя не сказать несколько слов о травмах. Травмы бывают у всех, кто серьезно занимается спортом. Даже в легкой атлетике, в беге, различных травм не избежать. Можно плохо размяться при холодной погоде, а потом потянуть или разорвать мышцу,  можно во время кросса не заметить на дистанции какую-нибудь коварную ямку, может кто-нибудь в забеге случайно или нарочно наступить на тебя шиповкой – и травма обеспечена. Травмы надо залечивать до конца. Это трудно, иногда – долго. Это выбивает из графика тренировок и подготовки к какому-нибудь важному старту. У молодых спортсменов травмы залечиваются достаточно быстро, и эти спортсмены снова «рвутся в бой». Но никакая травма не проходит бесследно. Со временем, иногда даже после окончания спортивной карьеры, травма обязательно даст о себе знать. Мне еще не было и двадцати лет, когда на дистанции кросса я не заметил одной коварной ямки. Финишировал кубарем, потом месяц не тренировался, и все прошло. А вот в 65 лет колено дало о себе знать. Только с помощью очень опытного хирурга-травматолога в городском физкультурном диспансере, Алексея Алексеевича Петрова, как его в шутку называют «специалистом по коленкам», мне удалось привести себя в порядок. Правда, даже теперь мое травмированное когда-то колено нет-нет дает о себе знать. Пробежки, даже легкий бег, стал для меня проблематичным.

Алексей Алексеевич любит говорить, что все наши болезни «от башки». С этим нельзя не согласиться. Психология, т.е. «башка» во всех делах имеет огромное значение. Вот поэтому нужно верить своему врачу, нужно верить в лекарства, которые ты принимаешь, нужно очень внимательно прислушиваться и «слушать себя». Наш организм часто лучше нас знает, что ему нужно.

Очень серьезно и внимательно нужно относиться к предлагаемым вам врачами операциям. С одной стороны, операция – это реальная и эффективная помощь, а с другой – самая большая травма. Найти здесь «золотую середину» очень непросто.
У меня с Алексеем Алексеевичем однажды состоялся интересный разговор. Мои домочадцы испугались чуть увеличенной у меня щитовидной железы, и заставили пройти полное медицинское обследование. В конце концов я попал на прием к профессору, «светиле» в этой области, который сказал, что мне нужна «срочная операция, а пока рак с вероятностью 15%». Операцию делать не хотелось, и я пошел к Алексею Алексеевичу. Все ему, специалисту по коленкам, рассказал, а потом у нас произошел вот такой диалог.
- Интересно, откуда он («светило») взял 15%, а не 14 или 16%?
-Не знаю.
-У тебя болит?
- Нет.
-Тебя беспокоит?
- Нет.
-Тебе это мешает?
-Нет.
-Щитовидка в размерах не увеличивается?
-Нет.
-Так зачем пришел?
Возразить на это мне было нечего. Вот теперь всем советую, прежде чем принимать ответственные и важные решения, ответьте на вопросы, которые мне задавал Алексей Алексеевич. Чуть позже я узнал, что у «светилы» был молодой врач-ординатор, которому для диссертации нужны были пациенты вроде меня. Вот так все просто.

И еще несколько слов о большом спорте. Известно, что выдающихся достижений в спорте, в науке, везде, добиваются фанатики. Это просто здорово, что есть такие люди. Для них спорт или наука – это вся их жизнь. А вот хорошо ли это для обычного человека? Пожалуй, нет. Лучше в спорте остановиться на результатах первого-второго разряда, а дальше – как пойдет. Спорт и так закалит вас, ваш характер. Для нормальной жизни этого достаточно. Остальное зависит от множества случайностей.

У большого спорта есть и еще одна проблема. Большой спорт, особенно сейчас, отнимает все, не только свободное, время. Поэтому очень часто многие «большие» спортсмены плохо или совсем не учатся, а значит, не имеют специальности. И когда настает время уходить из большого спорта, то эти «большие» спортсмены оказываются не у дел. Возраст 30-40 лет, образования нет, специальности тоже нет, а до пенсии еще далековато. Вот тут-то и начинаются проблемы морального и материального плана, с которыми часто бывает очень трудно справиться.
Все эти проблемы можно решить, но для этого нужна хорошо продуманная государственная политика. Беречь нужно тех, кто создает спортивную славу нашей страны. Вот тогда без допинга, при минимуме травм у спортсменов будут выдающиеся результаты. Пусть так и будет!

14.Ветераны, на старт!

Никогда я не выигрывал соревнований крупнее городского масштаба, хотя серьезно занимался легкой атлетикой более десяти лет. Но, как и тысячи других спортсменов, я очень благодарен бегу за свои успехи в жизни, в науке, во всем.
И если через десяток лет я услышу команду: «Ветераны, на старт!» - быть мне на беговой дорожке снова.Вот для чего и за чем бежал последний.

15.Суп по-московски

Вспомнил еще одну интересную спортивную историю, а так как хронологической последовательности я не придерживаюсь, то написал ее в самом конце. Правда, не исключено, что после нее появится и еще что-нибудь.

В 1953 году я в первый раз поехал со сборной ленинградского «Буревестника» на соревнования в Москву. Жизнь была тяжелая, но в Москве кормили нас в столовой по талонам вполне прилично. А история была вот какая.
 
В те годы у многих не было ни еды, ни одежды, ни посуды. Поэтому посетители столовых потихонечку таскали к себе домой кто тарелку, кто вилку, кто ложку. Работники столовых боролись с этим злом как могли. Всех деталей не знаю, но в столовой, где нас кормили, с хищением столовых ложек придумали очень интересный способ борьбы – в каждой ложке (не в ручке, а именно в самой ложке) была просверлена небольшая дырочка. Теперь ее не украдешь – зачем дома дырявая ложка? А как есть суп?!
 
Суп из ложки течет, а съесть его хочется. Что делать? Мы всей командой долго решали эту проблему и наконец додумались. Приходилось брать хлебный мякиш, затыкать им дырку и так есть суп до тех пор, пока случайно не съедалась эта «затычка». Ну а после того, как ее съел, делаешь новую, и так до пустой тарелки. Вот и все. Так мы научились есть суп по-московски.

16.В погоне за рекордами

И еще одна интересная история. Один мой приятель и соперник на беговой дорожке спросил у своего тренера о том, какие упражнения нужно делать на тренировках, чтобы быстрее росли результаты. На свой вопрос он получил неожиданный ответ: нужно делать те упражнения, которые меньше всего хочется. И теперь твердо знаю, что тренер был абсолютно прав.

17.Шиповки рекордсмена

В середине пятидесятых годов со спортивной формой было трудно. Спортивные костюмы нам еще выдавали, а вот с шиповками было сложно. Нам, спортсменам, часто приходилось, особенно на тренировках, бегать в старых шиповках. Поэтому, одев шипы, мы перевязывали их бинтами, чтобы не потерять шипы во время бега. Получалось даже красиво: черные туфли с белой полосой – почти такие же, как носила сборная Союза. А нам, рекордсменам «местного значения» шиповки выдавались не такие, а бинты мы сами покупали в аптеке. Но с каким интересом и желанием мы бегали, и все на одном энтузиазме, а не за деньги, как сейчас.

18.День эстафет

В середине пятидесятых годов в Ленинграде было много массовых соревнований по легкой атлетике. Это и открытие летнего сезона в начале мая, Кольцевая и Звёздная эстафеты по городу, легкоатлетические пробеги Пушкин – Ленинград, Удельная – Ленинград, кросс имени Себейкина в ЦПКО. И было в Ленинграде ещё одно спортивное мероприятие – День эстафет. Эти соревнования проводились на стадионе «Спартак» в Удельном парке, где сейчас находится спортивная база футбольного клуба «Зенит». Эстафеты были самые разные, начиная от классических 4х100 и 4х400 метров, шведских эстафет 400х300х200х100 и 800х400х200х100, а «коронным» номером программы была эстафета 10х1000. Всегда на этих соревнованиях было очень интересно, и часто участники показывали свои лучшие результаты в беге.

Вот о таком Дне эстафет в 1954 году я и хочу рассказать. В том году я закончил Ленинградский авиационный техникум и работал техником на одном из авиационных заводов в Ленинграде. Сейчас это один из заводов объединения «Ленинец». Бежал я тогда уже хорошо. Мои результаты в беге на 800 и 1500 метров были на уровне сборной города, но когда дело доходило до всесоюзных или международных соревнований вместо меня ехали другие ребята, имея такие же результаты, как и у меня (а то и чуть хуже). Было обидно. Может быть у моего тренера не было «нужного веса» в ленинградской лёгкой атлетике или ещё что-нибудь, но на крупные соревнования я ездил не очень часто. Мои друзья-соперники на беговой дорожке были в таком же положении – в городскую элиту бегунов – средневиков мы не входили.

И вот мы решили о себе заявить во весь голос. На эстафету 10х1000 от моего авиационного завода, о котором раньше в спортивных кругах и не слышали, была подана заявка на участие. В команде из десяти человек на заводе работал я один, а остальные были мои друзья, находившиеся в опале у спорткомитета города. В опале-то в опале, но мы все перворазрядники, и у всех результаты в беге на уровне сборной города.

Все команды бежали в одном забеге. На первых двух этапах мы были третьими, а на третьем этапе я вышел вперёд, и наша команда выиграла забег, обогнав второго примерно на сто метров. А бежали команды СКИФ (спортивный клуб института физкультуры), «Динамо», «Буревестник», СКА и ещё ряд сильных коллективов. Победила команда завода п/я 433. Кто такие?

Мы своего добились – нас заметили, нас стали намного чаще привлекать на спортивные сборы и на крупные соревнования. Ну а заводскую команду, естественно, сняли с соревнований за многочисленную «липу». Первое место досталось тому, кто финишировал вторым. Другого мы и не ждали. Вот такая была история.

19.На помощь колхозникам

В середине пятидесятых годов сборная команда ленинградского «Буревестника» поехала в Ростов-на-Дону на всесоюзные соревнования своего общества. А там же, в Ростове, примерно через месяц должно было состояться первенство СССР по легкой атлетике. Десятка полтора спортсменов из сборной Ленинграда, и я в том числе, попали в сборную «Буревестника» и остались в Ростове до первенства СССР. Мы много тренировались, но все равно было много свободного времени. Что делать? И вот что мы придумали. Все происходило в конце августа, когда уже созрели все фрукты и овощи.  Наша сборная написала письмо председателю ближайшего колхоза и предложила свои услуги по прополке арбузной бахчи. Ответ пришел быстро, но он нас обескуражил. Нам сказали спасибо, но в работе отказали, так как арбузная бахча не пропалывается. А жаль! Мы бы ее «хорошо пропололи». Правда и так мы объедались очень вкусными арбузами.




Рецензии
Очень интересный, поучительный и просто хороший рассказ.
С добрыми пожеланиями,

Сергей Богаткин   02.06.2021 11:58     Заявить о нарушении