Как читать классику, советы читателю

Каждый из нас хотя бы раз в жизни брал в руки книгу, причем не только, чтобы посмотреть иллюстрации, но и затем, чтобы понять, что хотел сказать своим произведением нам, читателям, автор. Увы, но большинство людей так и не станет никогда вдумчивым читателем и чтение любого литературного произведения для них, будь то сказки, рассказа, стихотворения и т. д., превращается в скучное занятие. Почему это происходит? Наверное потому, что первая книга зачастую попадает в руки ребенка, как новая игрушка и само чтение так не становится для него процессом познания чего-то нового, неизведанного. Этот маленький человек не стремится к чтению, чтобы самостоятельно открыть для себя что-то новое, а просто в какой -то момент ему пора идти в школу, где надо уметь читать. И волшебный мир чтения, как поиска новых знаний, эмоций так и не открывается для него.
 Правда, есть довольно большой пласт читателей, как потребителей развлекательной литературы. Их очень много, как и много произведений соответствующего жанра. Это детективы, любовные романы, юмор ниже пояса и так далее. Такую литературу люди читают, чтобы развлечься, ни о чем не думать. В этом случае книгу чаще всего берут в руки, чтобы убить время, отвлечься от насущных проблем.
 Еще один пласт книг и читателей, причем тоже довольно значительный, это читатели специальной научно-популярной литературы, крайне важной для профессионалов различных отраслей знаний, от технической до кулинарной. Здесь свои законы чтения и о них мы здесь говорить не будем.
 Классическую литературу изучают или, как часто говорят - проходят в школе, поэтому нам пора перейти к понятию классики художественной литературы, как таковой, и к тому, как нам отличить ее от того, что заполоняет полки книжных магазинов, литературы любителей-графоманов (кстати, зачастую считающихся известными поэтами, писателями). Это сделать несложно относительно тех авторов, которых уже нет среди нас. Весь читающий мир давно признал Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Л.Н. Толстого, Достоевского. Чехова, Горького, поэтов Серебряного века, Булгакова, Набокова и еще ряд авторов, как великих классиков русской литературы. Почему именно их? В первую очередь, за признание их творчества не только современниками, но и потомками ни одного из последующих поколений. Но почему Шекспира, Толстого, Бальзака, Сервантеса читали и будут читать и переводить на другие языки, еще долгие и долгие годы, а, может быть века и тысячелетия?
  Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. В произведениях классиков мировой литературы всегда можно найти ответ почти на любой жизненный вопрос читателя, герои произведений испытывают то, что в своей судьбе приходилось пережить каждому из нас. Или придется испытать, что тоже немаловажно. 
 Другим отличительным признаком великой литературы является ее многослойность, разноплановость и неоднозначность. Это дает нам, читателям, стать соавторами произведения, присвоить его, придав ему тот смысл, который только нам понятен. Правда, это, по-настоящему, возможно тогда, когда мы поняли авторский смысл произведения, что бывает сделать совсем непросто.
 Наконец, каждому незаурядному литературному шедевру всегда присуща интересная литературная форма. В результате возникает соединение, своеобразный симбиоз глубины и многозначности содержания произведения и красоты его формы. Эмоциональное воздействие такого литературного шедевра на нас всегда настолько глубоко, насколько мы вообще способны воспринимать прекрасное.
 Как же научиться читать классическое литературное произведение? Заранее должен предупредить, что это процесс долгий и весьма непростой. На него уходят годы и продолжается он всю нашу читательскую жизнь. Постараюсь сформулировать основные этапы, через которые прошел сам, как читатель классики и через которые провел своих учеников. Сразу оговорюсь, что возможны и иные пути чтения и познания классики.
 Перед первым прочтением того или иного всеми призванного литературного шедевра я рекомендую найти и прочитать все, что известно о том времени, в котором жил и творил его автор. Максимально, насколько это возможно, познакомиться с его биографией. Это даст нам, его читателям, окунуться в его эпоху, почувствовать время, в которое он жил и творил. Без этой нашей подготовительной работы оценить, да и полноценно понять и прочувствовать дух произведения будет непросто, может быть даже невозможно.
 И вот вы открываете книгу и погружаетесь в чтение. Первое, я бы сказал, в черновое прочтение. Пусть в этот момент в вашей руке будет карандаш, он поможет вам выделить наиболее запомнившиеся места в тексте, основные авторские мысли, оригинальные идеи, все, что вам показалось необычным, может быть даже незнакомым и не очень понятным. Потом легче будет найти это место в книге. Если читаете текст в электронном виде, то перенесите эти фрагменты в свой блокнот с той же целью.
И так вы прочитали произведение и составили свое первое мнение о нем. Не спешите делиться своим первым впечатлением с окружающими вас людьми. Попробуйте ответить для себя на главные вопросы о прочитанном рассказе, повести, романе: “Поняли ли вы, что хотел сказать этим произведением нам автор? Согласны ли вы с авторской позицией? Какие чувства вызвала у вас эта книга?”
Иногда, чтобы ответить на эти вопросы вам нужно будет вернуться к каким-то наиболее важным местам произведения. Здесь вам и помогут ваши записи, а может быть и закладки, сделанные заранее. Может быть вам трудно будет сразу сформулировать и обосновать свою точку зрения.
Ничего страшного в этом нет. Просто в этот период времени вы можете не обладать еще большими знаниями и эмоциональным опытом, чтобы понять до конца прочитанное. Помните, что иногда на это уходит вся жизнь. Если эта книга оставит след в вашем сознании, памяти, вы будете возвращаться к ней неоднократно, чтобы снова и снова открыть в ней и в себе что-то новое. И это прекрасно. С каждым новым прочтением вы будете расти духовно, а ни этого ли и хотел автор? И разве не для этого и пишется художественная литература?
Школьное прочтение классики, как правило, требует от ученика написания сочинения - эссе на заданную тему по тому или иному произведению. Не буду пересказывать хорошо известные требования к трехчастной форме этой работы. Она нужна, как закрепление в самостоятельно написанном тексте тех мыслей, которые у вас возникли и оформились при прочтении. Не избегайте и не бойтесь писать сочинения. Эта работа научит вас формулировать в письменном виде то, что сложилось в результате вашей мыслительной деятельности.
Хороших вам книг и больших эмоций при прочтении классики!
 


Рецензии