Граница на замке

Наверное, за давностью лет уже можно рассказать об этом маленьком приключении.  Я же вспоминаю о забавном эпизоде всякий раз как пересекаю российско-норвежскую границу.  А дело было в начале нулевых.  Группу мурманских учителей немецкого языка отправили на семинар в Норвегию.  Предполагалось, что российские и норвежские учителя обменяются опытом, повысят свою квалификацию под руководством референтов из Германии.  Руководителем российской делегации назначили меня, тогда еще малоопытного, но мотивированного преподавателя университета. Особо не сопротивлялась, качества организатора имелись, с людьми общаться тоже умею. Слегка настораживало, что учителя по возрасту приходились ровесниками моей мамы. Но коллеги у меня общительные, дружелюбные, поэтому особых проблем в этом не видела.


Поездку планировали три стороны. Функционеры от образования Норвегии, Германии и России вели длительные переговоры, все выступали за активное профессиональное сотрудничество, никаких препятствий и проблем не было. Но сначала надо было решить несколько организационных вопросов. Сошлись на том, что мурманский водитель доставит нас до границы, а встретит автобус из приграничного Киркенеса, куда мы, собственно говоря, и должны были отправиться.

В назначенное время все собрались на Привокзальной площади Мурманска. Видавший виды маленький автобус марки «а-ля рафик» ожидал нас на остановке, водитель приветливо распахнул двери, призывая не судить о характеристиках его подопечного по внешнему виду. Коллеги были рады встречи с друг другом.  За приветствиями и обменом последними новостями незаметно покинули Мурманск, помахав на прощание Кольскому заливу сквозь дождливые окошки. Залив же не спешил с нами расставаться, красиво извивался параллельно дороге, стараясь не отставать от автобуса, изредка исчезая за графитными сопками, потом снова показывался, призывая на чужбине не забывать красоту Кольского полуострова. Старый «рафик» нас не подвел -  бойко катил по ухабам федеральной трассы, взяв курс на Норвегию. Разговоры стихли. Каждый думал о своем…

Дорога серой лентой то петляла, то медленно тянулась, а иногда резко поднималась вверх, позволяя оценить открывающийся сверху ландшафт. Справа и слева нас окружала тундра, успевшая к концу осени потерять свой пестрый наряд. Мхи и лишайники приобрели коричнево-рыжий оттенок, готовились к встрече с зимой. Суровый северный ветер уже принес сюда арктические холода, и даже однажды пытался проникнуть к нам в автобус сквозь щели неплотно прикрытой двери, но потерпел неудачу и исчез, растворившись в теплоте салона…  По пути забрали коллегу из приграничного Никеля. Вскоре показался КПП. Наш водитель торопился, ему хотелось до полуночи вернуться в Мурманск, мы же находились в предвкушении: через несколько часов в гостинице должен был состояться праздничный ужин с коллегами.

Пограничник проверил паспорта и попросил оставаться в автобусе, пока за нами не приедут. До часа «Икс» оставалось несколько мгновений. Минут через сорок настроение в автобусе заметно поменялось, никто не разговаривал, все пристально всматривались вдаль, пытаясь увидеть на противоположной стороне, за шлагбаумом, вожделенный автобус, у меня же в голове все чаще всплывала мелодия о тучах, которые на границе ходят хмуро. Пропеть ее вслух ее не решалась. Сидеть было уже невмоготу, все замерзли и проголодались. Не помню, какие аргументы мне понадобились, чтобы убедить начальника смены КПП угостить нашу группу чаем, но они сработали.  За «Липтоном» в желтом «Тефале» (до сих пор помню цвет чайника) узнали, что у нас остается не так уж много времени, чтобы решить свою проблему, поскольку пропускной пункт закрывается на ночь и нам предстоит покинуть территорию.  Выражение «граница на замке» грозилась из фигуры речи стать реальностью. Напомню, что действие происходило сразу после миллениума, мобильные телефоны еще только входили в обиход, а у нас их попросту не было. Связаться с кем-то не представлялось возможным. Вид у нас был несколько растерянный, предстояло принимать какое-то решение, возвращаться в Мурманск не хотелось. Нам все-таки разрешили сделать один звонок.  Опять повезло, а может быть вновь сработали чудеса риторики. Мне кажется, что второе. Помните, я говорила вам, что общаться с людьми умею? Не буду раскрывать всех секретов (решение проблемы заслуживает отдельного рассказа). Воспользуюсь случаем и еще раз поблагодарю человека, который реально нам помог. Для начала решили проблему с ночлегом. Нашим временным пристанищем стало бывшее общежитие некого училища в Заполярном. Не беда, что мы не попали на ужин в ресторан! Подумаешь, что ночевать будем не в норвежском отеле, зато у нас была крыша над головой, свежая постель с красивым штампиком-логотипом, увековечивающим имя провинциального ПТУ. Решили для начала выспаться, а потом посмотреть, что делать дальше.

Отдельно стоит сказать о коллегах, стойко переносивших все свалившиеся на голову приключения. Все держались бодрячком, почти никто не капризничал, не стонал. Выручали чувство юмора, а также надежда и вера в то, что мы все-таки попадем на семинар. Но, как говорится, одним оптимизмом сыт не будешь, а есть тоже очень хотелось. Все бы хорошо, если бы не некоторые финансовые трудности. Из наличности у всех, в основном, были норвежские кроны. К поездке готовились, валюту приобрели заранее, а вот российские деньги брать с собой не стали. Однако, кое-какую мелочь насобирать смогли. Решили, что за провиантом отправимся всей группой: общая проблема сплотила всех и никто не хотел отрываться от коллектива.


На улице было хорошо. Все небо было усеяно звездами. Но северное сияние нас той ночью так и не порадовало. Морозный воздух бодрил и заставлял быстрее двигаться по направлению к магазину, находившемуся неподалеку, в соседнем здании на пригорке. К нему вела народная тропа, по которой мы и шли друг за другом. Замыкал парадное шествие наш водитель, давно распрощавшийся с идеей поскорее попасть домой.  Мне думается, что, на самом деле, ему было любопытно, чем закончится наша история. Дремавшая у кассы продавщица была несколько удивлена группе незнакомцев. Однако, вскоре потеряла к нам всякий интерес, поскольку полбуханки черного хлеба, сырок «Дружба» и литр ряженки особой выручки ей не принесли. Мы же покупками остались довольны и, наскоро перекусив, улеглись спать. Посреди ночи в мою комнату постучали, заспанная вахтерша заговорщическим тоном сообщила: «Спускайтесь вниз! С Вами сейчас будет разговаривать Норвегия!»  Скандинавская соседка беседовала со мной по-русски. Девушка на другом конце провода сообщила, что за нами забыли прислать автобус. В фирме, которая осуществляла наш трансфер, работали русские сотрудники.  Вследствие какого-то аврала (ну в самом деле, не на разгильдяйство же списывать все) о нашем существовании забыли. Фирма принесла свои извинения и пообещала нас завтра утром доставить в Норвегию.


На КПП нас встречали как старых знакомых, другой смене уже успели рассказать о нашей группе, поэтому границу мы прошли быстро. Мне даже казалось, что все служащие радовались вместе с нами, когда на горизонте показался автобус. А мы хлопали в ладоши и готовы были расцеловать норвежского водителя, но сдерживали себя из опасений быть неправильно понятыми. Кто-то из коллег не удержался и прошептал от радости: «Родной ты наш». Новый водитель понимающе кивнул. В хорошем расположении духа мы пересекли государственную границу… 

P.S. У меня в запасе есть еще одна история, связанная с госграницей на территории Мурманской области. О приключениях на финской границе расскажу как-нибудь в другой раз... 

Июль 2018                Фото из интернета


Рецензии
Куда проникли наши - там ничего не бывает гладко.))) Татьяна, спасибо. У вас отличный язык и лёгкое перо. Описания природы превосходны, а изложение самого происшествия просто на пять с плюсом. Удачи вам!

Дмитрий Спиридонов 3   14.12.2021 10:00     Заявить о нарушении
Дорогой Дмитрий,

спасибо за отклик! Очень взаимно!

С добром!
Татьяна

Татьяна Соколовская 2   14.12.2021 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.