Река Хамбер

                Последний день контракта
                (Хамбер)
                Хамбер — эстуарий на восточном побережье,
                образованный реками Трент и Уз в Англии.
                Впадает в Северное море. Через реку перекинут
                мост Хамбер.
                (Википедия)
                Оптимизм — взгляд на жизнь с уверенностью
                в лучшем будущем.
                (Википедия)
               

      Есть мнение, что оптимист — это тоже нормальный человек, только с ограниченным воображением и короткой памятью.
      - Рано радуешься, - любит осадить обычный, нормальный человек при случае.
      - А рано не бывает, - парирует оптимист.- Бывает только поздно.
И продолжает радоваться себе в удовольствие. Пока не поздно. 

      Я радовался успешному завершению контракта и предстоящему отпуску. Самый счастливый день контракта  - последний. В каюте стоит упакованная к отъезду сумка, на столе лежит заполненный акт передачи командования.
      Осталось поставить дату, время и подпись принимающего дела капитана. Моя подпись уже стоит. Мой билет домой заказан, принимающий дела капитан, однокашник Вася Мурашкин, ждет в отеле и уже позвонил:
      - Когда подойдете?
      - До обеда встанем,- c удовольствием сообщил я, человек с ограни-
          ченным воображением.
      - Поставь водку в холодильник,- забеспокоился Вася, человек с развитым воображением.
      Я без проблем отработал в Компании шесть лет и имел хорошую репутацию. После этого контракта моя репутация должна стать еще лучше, осталось взять лоцмана на реку Хамбер, привести "Сeltic Freedom" в Гуль и сдать дела Васе.
      Я чувствовал себя отлично. Главное, понемногу уходило состояние легкой тревожности, нормальное состояние любого капитана. Именно это состояние помогает вовремя принимать решения и избегать неприятностей. Еще несколько часов и оно уйдет совсем.

      В пять утра прибыл британец лоцман, мы снялись с якоря и начали движение.
      Лоцмана на реке Хамбер выглядят великолепно. Всегда в идеальной белизны сорочках и черных костюмах с золотыми пуговицами в два  ряда. Черный галстук  туго повязан. Впечатление уверенности и надежности. Такими они и были, уверенными и надежными ребятами.
      - Зови, если что,- выдал я старпому обычный инструктаж, в Гуль мы заходили каждые полтора месяца.- И позвони за полчаса до шлюза.
      - Сладких снов,- пожелал вслед британец..
      Предстоял хлопотный день, в каюте я прилег на диван. Хлопоты, однако, начались уже через полчаса.

      Зазвонил телефон. Я, как обычно, не снимая трубки, влетел на мостик. Около мили впереди увидел мост через реку Хамбер, cудно лежало на циркуляции через правый борт. На руле стоял лоцман.
      - Судно под мостом село на мель,- объяснил лоцман,- Проход закрыт, нужно подождать.
      Британец выглядел спокойным и уверенным. В этот момент служба движения дала разрешение следовать дальше, судно как раз завершало циркуляцию и выходило курсом на мост.
      Скорость на циркуляции упала и течением нас понесло на плавучий знак слева. Знак 28А представлял из себя стальное сооружение размером втрое больше нашей спасательной шлюпки на 12 персон.
      Лоцман держал руль право на борту, я упер рычаг управления оборотами в ограничитель на полный ход вперед. 
       - Не-е-е-ет!- простонал лоцман. 
       - Да!
    Я уже видел - столкновения со знаком не избежать. Наши реплики стали напоминать сцену из дешевого порнофильма.
       - Да!
       Судно налетело левой скулой на знак, тот ушел под корпус и всплыл за кормой кверху днищем. Винт и перо руля, к счастью, остались целы.
       Британец вытирал галстуком пот со лба и пытался попасть в пролет между опорами моста.
       Под мостом река меняла  направление влево и входить в поворот следовало под  меньшим углом. Но на беду течение снесло нас в сторону, в полнолуние течение на Хамбере достигало семи узлов.                Лоцман положил руль лево на борт, но на попутном течении судно не ответило и продолжало лететь на берег.
       - Нет!- опять простонал британец и ослабил галстук.
       - Да!- я перевел двигатель на полный назад.
    Нос въехал на мелководье у берега, попутное течение тут же развернуло судно и мы плотно уселись на грунт в обратном направлении. Британец  сорвал галстук и расстегнул верхнюю пуговицу сорочки. Приехали.
     "Это лучше, чем секс,"- вспомнился капитан Сэлби, мой давний знакомый.

      Я дал команду на откачку балласта, расчитывая уменьшить осадку, и послал старпома на бак осмотреть повреждения. Лоцман доложил о проблемах  в Службу движения и запросил буксир.
      Дальше самое неприятное - доложить в Компанию "Уполномоченному
лицу на  берегу". Designated person ashore - так официально назывался сотрудник Компании согласно конвенции о Системе безопасности.  Доложить следовало немедленно, независимо от  времени суток. "Уполномоченное лицо на берегу" разгребало все, что мы натворим на море.
      - Ты отвечаешь за все!- услышал я привычное от мистера Стэфанса. 
      Мне было не до этих банальностей и я выключил телефон. Тем более, что
сброс балласта дал результат и судно шевельнулось на отмели.
      Лоцман тоже оживился и встал к рулю. Он почти успокоился, даже затянул обратно свой галстук и застегнул пиджак. Готов к новым свершениям.
      - Мы уже пропустили полную воду на Гуль. Пойдем обратно на рейд, ждать следующую,- сообщил британец  и мы пошли обратно.
      Знак 28А на месте не обнаружился, он уже затонул.
      Я тоже пришел в себя, беспокоило только усиление ветра. Устоим ли на внешнем рейде?
      Обеспокоился и лоцман.
      - Служба движения разрешила встать в реке, у мола дока "Александрия", на внешний рейд идти не надо. Я уже вызвал на мол швартовщиков.
      Парень чувствовал себя виноватым и хотел что-нибудь сделать для меня.
    
      Ветер усилился до восьми баллов, в реке поднялась крупная волна. Мы подошли к доку, лоцман мастерски поставил судно к бетонному молу, швартовщики приняли швартовные концы и уехали.
      Можно было передохнуть и выпить кофе, я не спал около суток и едва стоял на ногах. Но передохнуть не удалось, у лоцмана  зазвонил мобильник.
      Поговорив с кем-то, парень схватился за голову и забегал по мостику.
      Cейчас он опять простонет свое "Нет!". Так и вышло.
      - Здесь нельзя стоять. Я вызвал швартовщиков обратно. Пойдем на внешний рейд.
      - Нам же разрешили!
      - Разрешила служба движения, док-мастер не разрешает...Я забыл  его спросить.
      Двойной вызов шватровщиков стоил 700 английских фунтов. Отвечал
за это я, голос лоцмана имел статус совещательного. Странно, но, несмо- тря ни на что, парень вызывал симпатию.
      Вернулись швартовщики и мы начали отводить корму на носовом
шпринге.
     Прижимной ветер усилился, нужно было поставить судно к молу  под прямым углом, отдать шпринг и дать полный ход назад, иначе не отойти. Корма медленно отходила против ветра, нос судна на волне бился о бетонный мол левой скулой, резиновый кранец на молу разлетелся в клочья. Когда, наконец, отошли, 2-й помощник  на баке доложил о про- боине на левой скуле.
       Мы вернулись на внешний рейд и отдали якорь, ждать следующую полную воду в Гуле. Наконец-то выдалось время отправить рапорт ''Уполномоченному лицу на берегу''. Заждался, поди, мистер Стефанс.

     Я уселся за принтер и подвел итоги. Менее, чем за четыре часа мы имели утопленный плавучий знак, посадку на мель, двойные расходы на лоцманов и ненужных  швартовщиков, неустойку за отложенную погрузку в Гуле. На десерт -  пробоину в левой скуле.
   Закончив рапорт, задумался, не добавить ли '' to be cоntinued... (продолжение следует...). Но не добавил. Решил, что утро выдалось нескучным и без дурацких шуток. Хватит лет на пять капитанской карьеры. Или на десять. И все это за пару часов до сдачи судна Васе Мурашкину.

      Подошел катер снять лоцмана. 
    - Бывают дни, когда все идет не так...- поделился опытом лоцман.   -Думаю, моя карьера на этом закончится.
      - Моя тоже,- ободрил я парня. Мне вдруг захотелось его убить.
      Мы с чувством пожали друг другу руки.
      
    Вечером на внешний рейд прибыл другой лоцман и к утру мы вошли в Гуль. На причале встречал Вася Мурашкин.
       - Нормально доехали?- помахал рукой  Вася.
       - Нет!   
       - Водка в холодильнике?
       - Да!
         
    С тех пор в моей речи зачастили обороты: ''…как бог даст...не исклю- чено...возможно...не каркай, сволочь...''. При этом прилежно стучу по дереву и плюю через левое плечо.




 


Рецензии