Один день из жизни ЕГЭ

Подъём необычно ранний,
Завтрак, одежда и паспорт.
Две ручки – на самый крайний.
Шагаю на автотранспорт.

Прибуду в пункт назначения,
Точнее, в Зарю, в ППЭ.
И буду там ждать приключения-
Ведь я – эксперт на ЕГЭ.

       Это я написала четыре года назад. Сейчас я всё еще в теме, то есть являюсь этим самым экспертом. Нас, экспертов-училок из одной школы, в прошлом году было аж семь человек. Я называла это «братством ЕГЭ». В этом году братство распалось, и осталось нас четверо. Елена отказалась потому, что много документов надо оформлять помимо экзамена, Галина закатывала глаза и заламывала руки, а потом заговорщицки мне шептала: «Понимаешь, они нас за людей не считают, хамят, в коридоре сидеть заставляют. Я на это пойти никак не могу…» Они – это, видимо, члены ГЭК (государственная аттестационная комиссия), в коридоре сидеть – это если тебя компьютер не выбрал, и вместо «пойти домой» ты провожаешь детей в туалет и обратно, пить даёшь в коридоре, или еще что. Можно, во всяком случае, в окно поглазеть, пройтись. По-моему, лучше, чем в кабинете зырить. Но, как это, по Галиному, не статусно. Впадлу, в общем, ей, унизительно. Ольга же, третья из ушедших, высказалась конкретней: «Манала я этот ваш дурдом!» А я осталась. Интересно ведь, что дальше будет. Тем более что я у истоков стояла, так сказать. Десять лет, от самого введения этой системы. Ничего так, сроднилась.
      Итак, мартовское раннее утро. Тренировка, если что. Придумали новшество – сканировать ответы, и сразу отправлять в центр. А то вдруг мы подлог сделаем, или еще что. Вдруг мне дали взятку сто тысяч миллионов, и я, презрев всяческие инструкции, подделываю ответы, прикрыв камеру Иркиным тылом! А тыл у неё – что надо. Я подозреваю бразильские корни, на что Ирка делает глаза больше очков и кричит: «Чево????».
      Ну, это отступление, мы прикатили в ППЭ (пункт сдачи экзамена), проход – строго через КП. С развернутым паспортом и постной рожей, заглядывать в камеру обязательно! В видеокамеру, разумеется. Обычно в роли КП нас встречает Зоя, радостная физкультурница средних лет, ради экзамена сменившая спортивный костюм на джинсы с рубашкой. Она делала вид, что впервые видит нас, хоть знакомы мы с ней больше двадцати лет, сурово сжимала губы, отмечая в ведомости «время прибытия на объект», а потом, не удержавшись, начинала широко улыбаться и подмигивать. Так вот, в этот раз вместо Зоеньки нас встретил мужчина с военной выправкой. Хорошо поставленным голосом спросил: «Здравствуйте, вы кто? Документики предоставляем!» Ира сразу расцвела в улыбке, и, кокетливо держа паспорт двумя пальчиками, сказала: «Ой, мужчина! Какой строгий! А это мы, на экзамен! Мой номер десять»- и ткнула пальчиком в список, где она значилась точно под десятым номером. Мужчина растаял, заулыбался в ответ, и начал нас регистрировать, по очереди пропуская на второй этаж.
            « Надо же, вместо Зои такого мужчину где-то взяли», - говорила рассудительная Маринка, пока мы переодевались. Да, в школах ввели должность – заместитель директора по безопасности. На эти должности стали брать мужчин, которых «списали по возрасту» из органов…Вот так вместо жизнерадостной Зои нас сейчас будет встречать не менее воодушевляющий зам. директора! О как! Ну, новости-новостями, а мы идем дальше, на инструктаж, мимо штаба. Да, на ЕГЭ положен ШТАБ, там заседает комсостав, принимает от Самого звонки и угрозы, выполняет указания, вплоть до расстрела. Но это я так, с сарказмом. Хотя нет, взять хоть прошлогодний случай: сидим мы с Валей на ЕГЭ по литературе. Чин-чинарём, она за кафедрой, потому как ответственная, я – на стульчике, потому как безответственная, сижу, на детей пялюсь, и чувствую, что либо засну и со стула грохнусь, либо одно из двух. Приняла молниеносное решение – выйти, пожрать что-нибудь. У нас есть специальная тайная комната, где мы едим и чай пьём, только чтоб никто не догадался, а то тоже захотят. Приносим что – ни будь  вскладчину, и получается замечательная отдушина. Так вот, встала я со стульчика своего, а Валя замерла, на Лину смотрит. Лина дружит с её сыном, Валя Лину изучает. Всё логично, и я, для привлечения внимания, начинаю жестикулировать. Валя отлипает от Лины, между нами  начинается пантомима, после чего я спокойно выхожу, произведя «смену пажеского караула» (организаторов всегда должно быть не меньше двух, хоть пожар, хоть потоп), и чуть не вприпрыжку бегу обедать. «В припрыжке» пива нет, но я нахожу чудесные бутики с мазиком, и прекрасно провожу время. Экзамен дальше летит незаметно, мы радостно идём в штаб сдаваться, но не тут-то было! Наши жесты увидело всевидящее око Саурона, и потребовало письменных объяснительных: по какому праву! И доколе! Гнать в шею, предварительно распять! А ещё лучше - сжечь ведьму! Так что пришлось объясняться, как это мы жестами хотели вдруг что-то сказать, и кому?
          После я на всех оставшихся экзаменах сидела как пришибленная, считала чакры или горошины на блузке, а о выходе мы договаривались заранее…
         Так вот, в штабе ещё есть список занятых непосредственно в сегодняшнем экзамене. Если тебя – внимание – «КОМПЬЮТЕР не выбрал» - то или коридор (Галино унижение), или домой (счастье наше). Меня в этот раз не выбрали, я стала было приплясывать, а уголки губ, помимо воли,  поползли вверх, как вдруг мне было приказано остаться, дабы учиться новому – сканированию и отправке. Как тут не вспомнить Карлсона – надо «низводить и курощать», и тогда воспитание будет на уровне. Так в нас воспитывают экспертов, умудряясь придумать каждый год что-нибудь. Экзамен – английский, после рассадки мы должны во время инструкции включить аудиозапись и спросить, хорошо ли им слышно. После утвердительного ответа экзамен начинается. Экзаменуемых двое – наш Серёжа и «не наша» девочка. Девочка – в дурацком платье с бананами, Серёжа – в белой рубашечке, с аккуратной стрижкой. Осветлён, серьга в ухе, татушка на запястье в виде пузатого лежащего медведя. Идеален. Смотрят в глазки, вздыхают. Говорят, что всё хорошо – и слышно, и всем довольны. Дальше – без эксцессов. Я считаю бананы на платье, стук собственного сердца, перебираю чакры. Просто смотрящий! Всё заканчивается, дети тихо-мирно сдают работы и покорно уходят. И вот тут – то всё и начинается. Засада. Диверсия, не иначе. Сканер не распознаёт и плюёт работы обратно. Вызывают командира, комиссара, замкомисара и комиссарёнка из штаба. Они становятся кружком, и тут Ирка замечает, что сканер забыли включить, нажать кнопочку на бочине этой адской машинки. Уф, всё! Отправили, запечатали, сдались.
          Летим вниз, хватаем куртки, обуваем сапоги, суём туфли в сумки. Прощаемся с охранником, Ира на лету машет ему ручкой: «Мы еще вернёмся! Ждите нас через неделю!», он весело салютует в ответ. Едем, приехали, ура! Всё! Ещё один экзамен позади!
P.S. Встретила Серёжу. Он сказал, что ему было плохо слышно, но он стеснялся об этом сказать….


Рецензии