И строим мы теории, не изучив истории

И СТРОИМ МЫ "ТЕОРИИ", НЕ ИЗУЧИВ ИСТОРИИ...

Эта моя очередная публикация, во многом является продолжением серии публикаций по городу Саратову и по реке Волге, с конца 50-х - начала 60-х годов 20-го века превращённой человеком, здесь у нас, в огромное Волгоградское водохранилище, их истории, их взаимоотношению и взаимосвязи между собой.

И Саратов и Энгельс, исторически расположившийся напротив, связаны не только автодорожным мостом в нашем центре, но ещё двумя мостами по "бокам" города, уже давно рассматривают как некую общую агломерацию и всё больше говорят о дальнейшем едином пути их развития.

Вот почему встала проблема и четвёртого моста в этой агломерации, который будет служить южным и обходом и соединением Саратова и Энгельса.

Что же, политики и управленцы определяют пути и принимают управленческие решения - учёным и исследователям остаётся не менее важная задача - наблюдать, исследовать и разбираться в ходе этого развития и делать, порой его прогнозы на будущее, также как архитекторам и проектировщикам, предлагать разные варианты благоустройства и освоения той или иной территории.

Я в предыдущей публикации ·"НИЧТО НА ЗЕМЛЕ НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО..." - поднимал проблему нашего человеческого воздействия на природу и взаимодействия с ней и пытался продемонстрировать это с помощью исторических фотографий, снятых и пол-века и более века назад в пределах Саратова.

Сегодня я хочу продемонстрировать некий другой способ и другой метод и другой "пласт", с помощью которого можно получать массу интересной и полезной информации, которую я думаю необходимо обязательно учитывать при проведении разных проектов и работ по благоустройству территории нашего города.

Это старые картографические и аэро-фотоматериалы, которые отражают и показывают ход развития города и его различных территорий.

Я специально для примера привожу фрагмент свежего (2018-2019 г.г.) космоснимка территории Соколовой горы и Глебучевого оврага, как сегодняшнюю отправную точку и фрагменты карт Саратова середины 19-го века, топоосновы карты РККА 1942 года и немецкий аэрофотоснимок залёта 1942 года, охватывающий часть этой территории.

Это лишь малая толика того разнообразного материала, который найден мною в разные годы в Интернете и доступен не только мне, но и всем заинтересованным пользователям через различные интернет-ресурсы.

Соединив воедино этот материал (исторические фотографии, старые карты, аэрофотоснимки и т.п.) можно получать довольно много любопытной и так необходимой в историческом плане и развитии информации и, тем более, накладывая всё это на современную обстановку и зная современное положение дел там.

Мне не хочется подробно рассматривать и описывать найденные и предложенные карты и аэрофотоснимки и повторно демонстрировать те или иные фото-документы.

Это же не научная статья или специальный отчёт о проведённых работах. Тем более, каждый специалист может сделать свои, только ему присущие выводы и заключения.

Ещё раз повторю, что я здесь привожу только малую часть найденного мной и вполне доступного имеющегося в интернете материала, без учёта специализированных работ, проводимых здесь до этого массой различных организаций города.

Можно только сказать, что и они, по другому и более качественнее, позволяют взглянуть на любой из рассматриваемых сейчас проектов благоустройства и Соколовой горы и Глебоврага и Зелёного острова и пляжа "Городские пески".

Я пока в стороне оставляю территорию старого аэропорта "Центральный", так как это место не испытывало таких сильных природных и человеческих воздействий, как все вышеперечисленные, и поэтому, этот удобный водораздел был приспособлен в середине 20-го века и почти более 70 лет использовался как такой специализированный объект совсем рядом с центром города.

Остальные территории, наоборот, оказались в зонах активного природного и человеческого воздействия и последующих преобразований, особенно с конца 19-го века и тем более с середины прошлого века, в связи с постройкой и заполнением Волгоградского водохранилища.

Некоторые аспекты всего этого я уже отражал в своих публикациях - ЖДЁМ... ВОЛЖСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ? СОКОЛОВАЯ ГОРА, ЗАТОН, ТАРХАНКА, "ТРИ МОНАХА"... "ВЕСЬ ПОКРЫТЫЙ ЗЕЛЕНЬЮ, АБСОЛЮТНО ВЕСЬ, ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ В ОКЕАНЕ ЕСТЬ..." "ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ" ЗЕЛЁНОГО ОСТРОВА САРАТОВА... и показал там многочисленные примеры такого использования различной информации и попытался дать своё объяснение всему этому.

И у меня вопрос к экспертам и будущим проектировщикам по этой территории, а как вы предполагаете это рассматривать и как объясняете и как будете учитывать те процессы и ту историю развития, ход которой здесь был явно заложен самой Волгой и природой, и которыми они затем шли своим естественным путём, но на которую мы так сильно и энергично повлияли за все эти годы ?

Ведь без понимания и учёта всего этого, мы опять вступим в противоречие с природной средой и будем пожинать плоды этих всяких последствий.

В следующих своих публикациях я для примера хочу продемонстрировать вам несколько любопытных материалов, с которыми познакомился в ходе своего интернет-поиска и которые касаются непосредственно реки Волги и хода её развития с конца 19-го века и поныне.

Так как именно Волга и ход её истории, как мне представляется, является ключом к пониманию многого и знание аспектов её развития позволяет учитывать всякие нюансы происходящих современных процессов и даёт возможность взглянуть на них по иному и, во многом, объяснить их... .

Игорь Пролеткин


Рецензии