Вера

Вера

Вопрос, который мы поднимаем, является одним из самых сложных. Чтобы объять его во всей полноте, пожалуй, понадобится довольно толстая книга. Мы же попытаемся лишь кратко осветить эту проблему в нескольких важнейших аспектах и дать несколько практических советов.
Начнем с самого слова «вера». Это универсальное слово, встречающееся во многих языках. И хотя интересующие нас лексические значения слов «вера» и «верить» во многих иностранных языках выражена другими словами, остановимся именно на слове «вера», так как оно вполне передает суть вопроса. Это слово имеет много производных и однокоренных слов: «доверие», «уверенность», «проверка», «верность», «совершенство» и множество других. Слово «вера» означает «истина». Итак, главное значение нашего понятия – это истина, абсолют. Когда апостол Павел писал, что в последние дни отступят некоторые от веры, под верой он имел в виду не «одно из учений» или не «одну из конфессий», к которой принадлежал Павел и его ученики, а единственно верное, единственно здравое учение. В то время ересь либерализма не была ещё так популярна, как в наши дни. Нигде в Писании чуждое евангельскому учение не называется верой, но ересью.
Таким образом, верить означает принимать за истину. (Человек нуждается в том, чтобы действовать в соответствие с истиной. Поэтому человек, принимая ложь, пытается убедить себя в том, что это истина, успокоить совесть. Этот факт напрочь опровергает весь дуализм с его равнозначностью добра и зла. Некоторые люди, правда, действуют с заведомой ложью. Горе им! Их греховность поистине дьявольская).
Из этого следуют другие значения нашего понятия. Апостол писал: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». (Евр. 11: 1) «Уверенность в невидимом», в широком смысле, значит убежденность в том, чему в данный момент нет доказательств. «Осуществление ожидаемого» означает, прежде всего, поступки, поведение человека в соответствие с его верой. Отсюда следующие значение: мировоззрение, или система взглядов на мир. Интересно, что даже если человек живет без каких-либо убеждений, его неосознанное мировоззрение можно определить по его же поведению и поступкам. А, по большому счету, есть лишь два типа мировоззрений, два образа жизни – жизнь для себя и жизнь для Бога.
Любой человек, даже самый скептически настроенный, большую часть информации воспринимает исключительно на веру. Способность верить заложена в человека Творцом. Человек физически не способен проверить всё, поэтому способность верить нам просто необходима. В силу определенных причин (об этом позже), человек принимает за основу некоторые факты либо какие-то постулаты, а остальную информацию принимает или отвергает интуитивно, в зависимости от того, соответствует ли она взятому за основу. Это напоминает математическую интерполяцию – вычисление промежуточных значений между опорными точками в рамках известной зависимости. Конечно, всё это происходит в человеке, в основном, неосознанно.
Однако, нас интересует не обобщенное значение веры, а именно вера в Бога, не так ли? И мы понимаем, что здесь есть что-то, что ускользнуло от наших выше изложенных размышлений и определений; то, без чего всё это не имеет особого смысла. Вера в Бога – это не только убежденность ума в существовании Творца; это духовная связь с Ним как Личностью, и это жизнь в послушании Ему.   

Вера и доказательства

Самое распространенное заблуждение о вере – это мнение, что вера напрямую зависит от доказательств (будь то вещественные доказательства или аргументы ученого ума). Но тот факт, что верующие в Бога и неверующие в Него есть и среди простаков, и среди интеллигентов, свидетельствует о том, что дело не в доказательствах. Историк и богослов Филипп Шафф писал: «Вера, со своей оправдывающей, освящающей и спасающей силой, не зависит от науки и учености; она с одинаковой легкостью возжигается в сердце малолетнего ребенка и невежественного раба».
Очевидные доказательства не рождают веру. Библия полна примеров об этом. Израильский народ, после чудесного освобождения из египетского рабства, после того, как расступилось Красное море; после того, как из сухой скалы истекла вода; после того, как Сам Бог присутствовал среди них в виде облачного столба днем и огненного – ночью; после того, как они видели и слышали молнии и громы на горе Синай, слышали голос Бога – после всего этого проявлял неверие! (Конечно, неверие не по поводу существования Бога, а по поводу Его верности и благости). Тот же народ не верил в Иисуса как Мессию, несмотря на все чудеса, которые Он творил. Апостол Иоанн пишет: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него… Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Иоанн 12: 37, 39 – 40)
Всё сказанное выше вовсе не означает, что вера слепа и иррациональна. Бог не предлагает кота в мешке. Истина только выигрывает от исследований и проверок. Библия призывает исследовать, искать и копать. Иисус говорил: «Исследуйте Писания». «Здешние (город Верия) были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». (Деян. 17: 11) Историк и евангелист Лука пишет: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». (Лука 1: 1 – 4) Пророк Иеремия призывает: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим» (Иер. 6:16). Мы не говорим, что доказательства или аргументы неполезны. Напротив, честный исследователь с их помощью может прийти к заключению о бытии Бога и верности Библии. Но всё это лишь может подвести его к вере, но не дать её. Веру может дать только Бог. Также доказательства могут укрепить уже имеющуюся веру, утвердить её, подобно тому, как пища поддерживает жизнь человека, но не дает её. Вера, ведь по своему определению – это уверенность в невидимом. Вера имеет другую природу.

Природа веры

Библия учит, что человек состоит из трех частей. Этот факт часто упускают из виду не только непосвященные, но даже богословы. Человек состоит из духа, души и тела. Но обычно человека упрощенно делят на материальную (тело) и нематериальную (душа) составляющие, отождествляя дух и душу. Этому есть объяснение. Но об этом скажем после того, как кратко опишем функции каждой части человеческого существа.
Серьезные богословы говорят, что душа человека – это сама личность человека, по сути, сам человек. Душа находится между двумя мирами – духовным и материальным. Для общения с духовным миром, и прежде всего, с Богом человек наделен духом; для общения с материальным миром – телом. Таким образом, дух – орган богосознания, душа – самосознания и тело – миросознания. Этим и уникален человек, являющийся духовно-материальным существом. В этом не было никакого противоречия в первозданном мире, когда зла ещё не было на земле. Но с тех пор, как Адам согрешил и тем внес грех в природу всех своих потомков, эта гармония нарушилась. Дух человека пал: стал отрезанным от Бога и утратил свое главенствующее положение в человеке, став одним целым с душой. И потому неудивительно, что дух и душа отождествляются.
Но в нашем вопросе различие между духом и душой играет ключевую роль. Вера связана именно с духом человека. Вера имеет духовную природу, и потому не рождается ни с помощью вещественных доказательств, воспринимаемых телом через органы чувств, ни с помощью чувств или доводов разума (и чувства, и разум относятся к душе). Поэтому иконы и прочая визуализация нисколько не помогает вере, и даже является серьезной помехой и содержит в себе опасность. Бог ведь не зря запретил делать изображения для поклонения. Этот элемент присутствует в различных языческих культах. Не будем разбирать этот вопрос во всей глубине; скажем только, что всё это относится к сфере души, а не духа, а истинные поклонники должны поклоняться Богу в духе и истине (см. Ев. от Иоанна 4: 23 - 24).
Вера рождается от Самого Бога в духе человека. Но так как дух человека мертв от рождения, необходимо его возрождение, или рождение свыше. Это происходит после глубокого раскаяния в грехах, когда человек, по милости Божией, видит себя в истинном свете, осознав свое падшее состояние. Бог возрождает дух и дает человеку веру, которой человек соединяется с Богом. Это стало возможным лишь благодаря искупительной смерти Иисуса Христа и Его воскресению.
Часто проповедники призывают верить. И человек сам пытается культивировать в себе веру. Но самовнушение аргументами разума или с помощью чувств может вызвать лишь суррогат веры. Все это не выстоит проверки. Всё это лежит в сфере души. Но ещё раз, «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Бог желает дать веру каждому человеку. Неверно говорить: «Я не виноват, если Бог не дает мне веру». Если Господь не дает веру, значит в сердце человека есть препятствия, о которых мы скажем позже.
Одна лишь абсолютная убежденность в верности доктрин Писания ещё не есть та вера, о которой говорит Христос. Иудейский учитель Никодим, приходивший к Иисусу ночью, не сомневался ни в существовании Бога, ни в верности и авторитетности Божиего закона и Писаний. Но он не имел живой связи с Богом. Поэтому первое, что Христос сказал ему: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». (Иоанн 3: 3) Иисус говорил: «Имейте веру Божию». (Марк 11: 23)

Природа неверия

Мы уже сказали, что вера не зависит от доказательств. Из этого следует, что неверие – это не просто результат дефицита информации или осведомленности. Ф. Шафф пишет: «Неверующие редко убеждаются доказательствами, потому что источники неверия лежат больше в сердце, чем в голове». Здесь следует дать понятие сердцу. В расхожем мнении сердце отождествляется с эмоциональной, или чувственной стороной души. Но в соответствии с целостным учением Писания, сердце – это нечто более значительное. Это сама воля человека – центр тяжести всего человеческого существа, центр всех желаний и стремлений. Естественно, что желания всегда сопряжены с чувствами, поэтому и произошло смещение основного значения понятия «сердце».
Давид пишет: «Сказал безумец в сердце своем : «Нет Бога». Вот здесь и раскрывается корень неверия. Сказал не в уме, а в сердце. То есть неверие коренится в желании, чтобы Бога не было. Человек хочет жить по своей воле. Будучи обманут сатаной, он не понимает, что отвергая волю Бога, находится во власти диавола. Человек может даже признавать существование Бога, но жить так, как будто Его нет. В таком случае, человек по своей внутренней сущности ничем не отличается от атеиста.
Итак, неверие в любой форме тесно связано с мятежным, своевольным, греховным сердцем, человека и имеет диавольское происхождение.
Есть ещё один интересный факт, подтверждающий, что неверие – это противление, отвержение Бога. Большинство современных людей считают, что Библия – не более чем сборник мифов. Но в таком случае она должна привлекать современного человека, любящего фантастику. Но последний с интересом смотрит фантастический фильм, но не заинтересуется фильмом о сотворении. Человек бежит от Бога. Он не принимает истину, потому что это обяжет его изменить его систему ценностей. Поэтому лишь Сам Бог, действуя на совесть человека, может призвать его к Себе. В большинстве случаев для этого человеку необходимо серьезное потрясение.

Полезные советы

Многие хотят сначала досконально изучить все подробности библейского учения, а лишь потом, когда всё станет понятно, приступить к практическому исполнению. Но это ложный путь. Христос указывает обратный порядок: «Кто хочет творить волю Его (Бога), тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоанн 7: 17) Сердце стоит прежде ума. Если есть желание поступать по истине, следует начинать с малого, но начинать сразу. Бог не раскрывает весь маршрут (это не полезно человеку), а дает указания на один шаг вперед, лишь пройдя котороый вы получите указания на следующий.
Суть в том, что Божественные истины познаются как раз  на практике. Вера без дел мертва. Теория без практики бесполезна. Поэтому нам надо молиться, прежде всего, не о познании, а о готовности сердца повиноваться Слову Божиему, так как в этом основная проблема. У многих людей голова наполнена догмами и учениями, которые никак не влияют на их реальную жизнь. Это не только бесполезно для них, но и вредно, так как это лишний багаж, отягощающий их. Полезна лишь усвоенная на опыте теория. Лишь так укрепляется вера. Такая вера выдержит любые испытания. Вспомним притчу Христа: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое». (Лука 6: 47 – 49) Последний относится к категории всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. (2 Тим. 3: 7) Апостол Павел пишет: «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». (Фил. 3: 16) Один человек сказал: «Не беги впереди своей веры и не плетись позади своей совести». Не следует опережать события, стремясь познать всё сразу. Всему свое время. Лишний, полученный прежде времени, багаж знаний не даст вам привести вашу жизнь в соответствие с вашими убеждениями. Не усвоенная практически информация будет поводом для угрызений совести, так как вы не сможете жить сразу в соответствии с ней.
Когда Бог открывается человеку, когда человек встречается с Богом, отпадает всякая нужда в доказательствах существования Бога; не остается места каким-либо сомнениям. Но почему же сомнения, и даже неверие, проявляется в человеке и после обращения к Богу? Потому что, хотя дух человека и возрождается при покаянии, он не сразу занимает главенствующее положение. Поэтому человек какое-то время живет ещё по-старому, в сфере души (чувства, разум) и тела, и потому связь с Богом ещё не прочная.
При более углубленном изучении Библии у вас будут возникать сложные вопросы и неувязки, вы увидите кажущиеся противоречия. Вы услышите контраргументы противников Библии. То, что вы будете встречать в повседневной жизни, на первых порах может казаться не соответствующим учению Писания. В испорченном грехом мире видимое часто не соответствует действительности. Ложь сатаны сильна недосказанностями, выдаваемыми за полную истину. Не пытайтесь лихорадочно искать объяснений, «спасая» веру. Не ставьте веру в зависимость от умственного понимания. Так вы лишь ещё больше запутаетесь в сомнениях. Только вы разрешите одну загадку – сразу же возникнет другая, и так вы будете всё больше отдаляться от Бога. Необходимо научиться жить верою, а не видением. Эти сомнения подбрасывает диавол, цель которого поколебать вашу веру, если не в существовании Бога, то в верности Его Слова. Поэтому, когда приходят сомнения, следует молиться, оставив все попытки самостоятельно разрешить неувязки. Необходимо уметь ждать ответа. Главное – правильное расположение сердца. Всегда можно сказать, подобно человеку, описанному в Евангелии от Марка (9: 24): «Верую, Господи! Помоги моему неверию». В свое время Господь даст понимание, и вы сами удивитесь, как раньше видели противоречия в некоторых вопросах. Соломон писал: «Не полагайся на разум свой» (и это был мудрейший человек!) Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Исаия 55: 8 – 9) Писание слишком объемно для того, чтобы сразу без вопросов укладываться в наш ограниченный мозг. Если у человека не возникает вопросов при чтении Библии, значит он невнимательно читает её. Писание может объяснять только Господь. Нам же необходимо смириться перед Его величием и повиноваться Ему. Если человек открывает Библию с искренним желанием познания истины и воли Божией, Господь обязательно даст верное понимание.
Ещё одно наставление. Апостол Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоанна 2: 15 - 17). Всё, что производит мир, направлено на то, чтобы отвращать нас от Бога. Особенно же это касается средств массовой информации, а также сферы развлечения (кино, музыка, светская литература (особенно фантастика)). Бесполезно просить Бога о вере и в то же время поглощать то, что сеет семена неверия. Также следует сказать о вреде новейших изобретений науки и техники, особенно электронно-цифровой технике, связанной с виртуальностью (компьютеры, смартфоны и т. п.). Вера укрепляется только истиной, то есть реальностью. Следовательно, всё то, что уводит от реальности, губит веру. Вера нуждается в трезвости. Поэтому пересмотрите свои взгляды на подобные «блага цивилизации». Следует, насколько это только возможно, минимизировать контакты с этой техникой.
И последнее, и самое важное, наблюдение. Вера прямо пропорциональна искренности и обратно пропорциональна лукавству человека. Обдумайте это заявление очень основательно и серьёзно. Именно в лукавстве величайшее препятствие неверия. Лукавый человек всегда по себе судит о других людях и о Самом Боге. Он везде выискивает подвохи (иногда даже неосознанно). Он сам ненадёжен и нечестен, и такими же видит окружающих. Поэтому лукавому человеку невозможно поверить истине, пока он не оставит своего лукавства (а для начала необходимо увидеть его в себе и захотеть от него избавиться). Именно об этом говорил Христос, когда сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3). Верующий отличается уверенностью в благости Божией. Это один из главных признаков верующего. Всё, что происходит с ним, он оценивает как спасительные средства, посылаемые Божиим провидением по Его великой любви и милости к нам. Позиция неверия, наоборот, во всех обстоятельствах (речь, в основном, о неприятных обстоятельствах) видит Божию ненависть к нам и желание нас убить. Отсюда постоянное недовольство и ропот. Это сатанинское ослеплённое состояние. В Послании Евреям неверие, ропот и непокорность, лукавство и грех стоят вместе (Евреям 3 гл.). Отсюда  главный вывод: прежде всего - смирение. Это первое, и самое важное, что нам нужно. Да откроет Господь глаза наши, чтобы нам видеть всё в истинном свете! Тогда мы будем во всём оправдывать Бога и доверять Ему, а корень всех бед и зол видеть в своём собственном грехе.


Рецензии
Вы пишите: «Вера в Бога – это не только убежденность ума в существовании Творца; это духовная связь с Ним как Личностью, и это жизнь в послушании Ему.»
Что вы имеете ввиду под духовной связью, как с личностью? По вашему Бог это одна личность, которая разговаривает с каждым? И где такое написано в Библии?
Не написано в Библии и том , что вера это истина. Истина одна ,как известно, а верят люди во что угодно.
Сплошной софизм. В одном месте вы говорите мистика ни при чем, в другом говорите что понять самому ничего не получиться только Бог откроет неведомым образом. Потом ,написав это претендуете на абсолютизм ваших же противоречий. Электроника отталкивает от Бога, говорите вы, сами же пишите на интернет площадке, которую посетить можно только с компьютера или смартфона.
Ничего делать не надо только молись. Лихо использовав цитаты из Библии можно вывернуть хоть какое утверждение, этим вы и пользуетесь затуманивая людям головы. Хотя они видимо сами этого хотят...
Полно в Библии цитат о том что необходимо головой думать не летая в облаках, работать над своим поведением, перестав биться лбом в бесконечных молитвах и покаяниях. Вы же проповедуете обратное.
Пишите что нужно исследовать Писания и так ими увлеклись что забыли о морали, которая выше всего. Об этом говорит Христос в притче о самаритянине, в наставлении о том , что необходимо перед приношением жертвы за грех примирится с братом, а чтобы поистине примириться нужно разобраться в ошибках и не повторять их.
Миллиарды людей убеждены в существовании некой личности, которая всех любит просто так. Ведь так удобно поверить и молится тому, кто все простит просто так, за пост и молитву с песнями в церкви.

Гурий Тёмин   26.10.2020 11:22     Заявить о нарушении
Давно не читал столь необоснованных обвинений. Складывается такое впечатление, что вы даёте рецензию на какую-то другую статью. А эту статью читали крайне поверхностно и, к сожалению, явно предвзято. Поэтому не вижу смысла отвечать, так как это будет, по сути, повторением статьи. Не только в этом, но и во всех остальных моих сочинениях нет заявлений, с которыми вы спорите. Непредвзятое отношение, кстати, является одним из главных требований морали, которую вы отстаиваете (как отстаиваю её и я, вопреки вашим обвинениям; может ли повиновение Богу быть безнравственным?!).

Но на ваш прямой вопрос я отвечу. Вы пишите: "По-вашему Бог - это одна личность, которая разговаривает с каждым?" Не совсем понимаю суть вопроса, и на какое слово вы делаете ударение: "одна", "личность", "разговаривает" или "с каждым". Поэтому рассмотрю каждое из этих слов.
"Одна". Не понимаю, зачем вы употребили это слово. То, что Бог ОДНА личность, скорее, соответствует вашему мировоззрению, а не моему (я, как вы знаете, верю в Триединого Бога).
"Личность". Тут я спрошу вас: а по-вашему Бог - это безликая сила, которой нужды нет до каждого? Если под личностью вы подразумеваете существо, ограниченное пространством (формой) и временем, подобное нам, то ваше возражение понятно. Но это неверное понимание значения слова "личность". Личность - это существо, обладающее, прежде всего, самосознанием и волей и разумом. Библия тысячекратно подтверждает личностность Бога. Тот, кто может сказать: "Я", является личностью по определению. Бог желает, мыслит и действует (и здесь триединство). Личность не подразумевает ограниченности. Господь безграничен, и Он - Личность.
"Говорит". "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоанн 1:1). Также как неверно мыслить и Слове, Которое было вначале у Бога, как о нашем произносимом устами слове, также неверно сводить выражение "Бог говорит" к звуковым колебаниям. Это только один из частных случаев слова, точнее, одна из всевозможных форм слова. Бог может говорить с нами и голосом. Может говорить через Библию. Может говорить, посылая мысли. Может говорить через обстоятельства, через наших ближних. Он говорит с человеком соответственно его состоянию, соответственно нашей способности восприятия. Поэтому чем ближе человек к Богу, тем непосредственнее к нему слово Божие, чем дальше от Бога - тем опосредованнее. Кстати, вы упрекнули меня в том, будто я свожу понятие откровения Божиего к некому сугубо мистическому опыту. Это не так. И нашу способность интеллектуального постижения я также считаю частью Божиего откровения нам. И если вы заметили, я уже перешёл к последнему слову.
"С каждым". Конечно, с каждым, ведь написано: "Свет истинный просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоанн 1:9). И этот свет и есть, согласно апостолу, Сын Божий, Слово, Логос, Он же Господь Иисус Христос, Который Сам сказал: "Я свет миру" (Иоанн 8:12). Значит, по Писанию, Господь говорит с каждым человеком. "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил" (Евреям 1: 1 - 2).



Константин Логосов   27.10.2020 18:54   Заявить о нарушении
Вспомнил ещё одно место: "С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их" (Псалом 32: 13 - 15).

Константин Логосов   27.10.2020 19:01   Заявить о нарушении
Любое другое представление о Боге явно не библейское.

Константин Логосов   27.10.2020 19:02   Заявить о нарушении
Постараюсь пояснить:
Слово «личность» тем более с большой буквы, слово «триединый», в Библии отсутствует. Отсюда вывод ,что это комментарий и даже не ваш, а людей которые жили 400 лет после Апостолов. Построив на этом комментарии свои статьи, вы претендуете на «особое» понимание и знание, сами об этом и свидетельствуете. А Библия говорит о том, что истина открыта всем людям, значит понять ее может каждый, тогда вы лжёте когда говорите , что не всем дано понять. Понять дано всем.

Кстати, проверить рождение свыше невозможно, как и нельзя проверить рассказы людей о том, что они слышат голоса или беседуют с духами и прочими сущностями, все это вымысел этим вы и пользуетесь в своих статьях. Ни Давид, ни один пророк , ни один Апостол не пророчествовал о троице. И этому есть доказательство - Библия. Бог есть Дух. Так написано в Писании, почему Дух не может говорить «Я»? А если каждый дух личность, то сколько их? «...и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия;»
(Им. 11:2) Только в этой цитате их семь...

Гурий Тёмин   27.10.2020 21:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.