Через Марс к Венере

Моральная экономия vs собственнический индивидуализм

Борьба началась в XVIII веке в Англии

Британцы боролись за право распоряжаться землей, трудом, капиталом и товарами. Сопротивление огораживаниям, голодные бунты и др.:
1- все члены локального сообщества обладают приоритетом на использование ресурсов производимых или  имеющихся у сообщества;
2- приоритетное обязательство сообщества - помощь слабым и лишенным ресурсов членам сообщества (Э.П. Томпсон - теория «моральной экономии»).

Эти право и обязанность должны иметь приоритет над интересами  власти  или страны в целом.

Победил другой подход, так искусно поданный Айн Рэнд в «Атлант расправил плечи» - умным и трудолюбивым не должны мешать тупые и ленивые. А также - больные, увечные и несчастные не должны быть их заботой.  Пусть возрадуется успешный и молча умирает несчастный. Это позиция неолиберализма. Чубайс в девяностые говорил о том, что если сто миллионов русских не впишутся в капитализм - это их проблемы.

Но это позже - «чудесная» антикоммунистическая пропаганда Айн Рэнд в пятидесятых (книга написана в 1957 - в годы триумфа советской космонавтики и притягательности советской идеи в мире) и проделки мальчишей-плохишей - Гайдара-внука и Чубайса в девяностые.

А начиналась либеральная идея там, в Британии в XVIII веке:

1- все товары, включая рабочую силу, должны быть реализуемой собственностью;
2- каждый собственник имеет право и даже обязанность использовать собственность для своей выгоды;
3- коллективный интерес, выражаемый государством, приоритетен над местными интересами;
4- коллективному интересу лучше всего служит рациональная, неограниченная погоня за личными интересами (К.Б. Макферсон - теория «собственнического индивидуализма»).

И вопрос не в том, чтобы вернуться к дилемме восемнадцатого века. Сейчас вопрос звучит иначе:

Как нам не истреблять, а встроить сытых и самодовольных в мир мечты Жака Фреско - «Проект Венера» - техно-экологичный рай всеобщего достатка без частной собственности и возможностей быть счастливыми, не за счёт других людей, а вкалывающих роботов?


Рецензии