Встреча

                " Я тебя никогда не забуду
                Я тебя никогда не увижу"            

Часть 1
   А вот ещё одна дорожная история. Где-то в  восьмидесятых годах дождливым летом возвращалась я из поездки в Ленинград. Так в советские времена назывался Санкт-Петербург.
    Не хочу обидеть Москву, но сердце, ум, благородная душа нашей отчизны – это всё-таки Ленинград. По мнению соотечественников и  даже искушенных иностранцев – лучший город Европы, сокровищница архитектуры, искусства, колыбель и лицо русской интеллигенции, слава России. Пройдись по его историческим улицам, паркам, музеям и дворцам, по мостам Невы, украшенным чугунными кружевами, вдохни влажный балтийский воздух – и выйдешь другим человеком, очистившимся, помолодевшим и одухотворённым, способным на благородные поступки. Будто в сказочной живой воде искупаешься. 
    Как всегда, я покидала Ленинград с просветлённой душой, и, как всегда, поездом. На вокзал приехала ранним утром, заблаговременно, нашла своё место в вагоне – купе было свободным. Я вышла из него к раскрытому окну, наблюдая за вокзальной суетой. Откуда-то лилась волнующая мелодия «Прощания славянки» в исполнении военного духового оркестра – символ встреч и расставаний, дальних дорог и жизненных испытаний. При звуках этого марша во мне неизменно возникает тревожно-щемящее чувство чего-то несбывшегося и желание отправиться в путь. На перроне народ с вещами сновал туда - сюда, торопясь сесть в свой вагон. И только двое среди хаотического людского движения стояли, взявшись за руки,  неподвижно, молча, лицом к лицу, не замечая никого вокруг, и, казалось, не могли насмотреться друг на друга. Выглядели они ровесниками, лет тридцати пяти. Он - в военно-морской офицерской форме, невысокий крепкий кареглазый брюнет. Она – хрупкая, русоволосая, миловидная женщина. В её больших лучистых глазах стояли слёзы. Чтобы не заплакать, она пыталась улыбнуться.
    -Боже мой! Прощаются, будто навсегда – подумала я и вошла в своё купе. Объявили отправление поезда. И вдруг незнакомка оказалась в нашем вагоне у окна, откуда только что ушла я. Состав тронулся. Мужчина медленно шёл по перрону, не сводя глаз со своей спутницы. А слёзы уже капали с её ресниц. Она помахала ему рукой. Поезд набрал скорость. Всё было кончено. Женщина тихо плакала у окна. С собой у неё была только небольшая сумка. Из деликатности я отвернулась, уткнувшись в журнал, купленный в дорогу. Вскоре выяснилось, что это и есть моя единственная соседка по купе. Она робко вошла, заплаканная и печальная. Мы познакомились. Так судьба свела меня с Катей – чудесным, тонким, душевным человеком, и позволила мне узнать историю её любви.
  Не секрет, что именно попутчикам открывается с полной искренностью то, о чём не знают  порой даже самые близкие.
 - У вас что-то случилось? – осторожно поинтересовалась я -Давайте пить чай! – он от всех печалей.
   К моему удивлению, она сразу согласилась, но виновато заметила, что ничего съестного не успела взять в дорогу.
 - Это не беда! Моих запасов на троих хватит – ответила я и стала накрывать на стол.
Оказалось, ехать нам вместе предстояло более суток. За чаем разговорились.
  - Вы спрашиваете, что случилось… Чтобы это объяснить, надо описать всю мою жизнь, - сказала Катя.
 - Так в чём дело? Я с удовольствием послушаю. Нет ничего интереснее живых человеческих историй, - ответила я.
 Она немного помолчала, раздумывая. А потом вдруг решилась.
 - Мне давно хотелось с кем-нибудь поделиться, да нельзя было.
Я ведь замужем. Муж – начальник  строительного подразделения на Тюменском севере, старше меня на восемь лет. У нас пятилетний сынишка. Сама я преподаю русский язык и литературу в средней школе. Наш городок молодой, семьи приехали на стройку со всех концов Советского Союза. И в детском коллективе тоже полный интернационал. Ребята очень разные. Но мои шестиклашки – особенные! Я в них всю душу вложила. Каждого вижу насквозь. Их доверие для меня – высшая честь. Собственно, они и есть моя опора и смысл жизни. Вы скажете, что смысл жизни женщины должен быть в семье, а не на работе. Наверное, я – исключение из правила. Конечно, я очень люблю сына и ради его благополучия готова на всё. Только с мужем мы фактически чужие люди. Человек он хоть и порядочный, сильный, но властный, порой даже жёсткий. К сожалению, положение руководителя, как и профессия,  накладывает отпечаток на характер. Кроме того, оно предполагает всевозможные встречи – проводы вышестоящего начальства, а это никогда не обходится без спиртного. В последнее время на этой почве у нас стали возникать проблемы в семье. И пожаловаться некому – надо беречь авторитет мужа-руководителя. Да и к сыну он очень привязан. В первом браке у него не было детей, поэтому они и расстались с женой.
  Когда я с ним встретилась, мне показалось, что он и есть настоящий мужчина. До этого я почему-то всегда влюблялась безответно и не замечала тех, кто был влюблён в меня. А этот решительно взял за руку и отвёл в ЗАГС. Позже я поняла, что ошиблась. Нет у нас общих интересов, увлечений. То, что дорого мне, у него вызывает только насмешку или беспощадную критику.
Он вообще очень категоричен в оценках. Мои наивные попытки раскрыть душу встречали непонимание и всегда впоследствии оборачивались против меня. И я научилась жить внутри себя, скрывая свои мысли и чувства от чужого вторжения. А это нелегко – ни с кем не делиться сокровенным.
 - Почему же вы не развелись в таком случае?- спросила я.
 -У меня на это никогда не хватало духу. В основном, из-за сына. Мальчику нужен отец. Да и муж был категорически против развода. Так и жили: не вместе, а рядом. Безрадостно сосуществовали. При этом я не могла упрекнуть его в неверности и знала, что он меня любит. Но как тяжеловесна такая любовь – со вспышками гнева и беспочвенной ревности! А ведь он был моим первым и единственным мужчиной.
  Городок у нас молодой, и все на виду. Не знаю, что стало бы со мной, если бы не работа – только там я чувствовала себя уверенно и комфортно.
  Катя помолчала, собираясь с мыслями. Поезд мчал нас мимо свежеомытой дождём зелени лесов и буйных трав. «Всё - не - так, всё - не – так, всё -  не -  так» - стучали на стыках колёса. Я ждала продолжения рассказа, боясь неосторожным словом спугнуть трогательную Катину доверчивость.
  И тут её печальное лицо осветила счастливая улыбка, мгновенно преобразив человека.
 - Знаете, я ведь давно потеряла веру в то, что встречу когда-нибудь мужчину, способного меня понять. А уж на взаимные чувства тем более не надеялась. Поэтому до сих пор не могу поверить в чудо, что случилось в моей судьбе.
  - Догадываюсь, что именно с ним вы прощались сегодня утром на вокзале, - не утерпела я.
  - Да, вы правильно заметили.-
На её лицо вновь набежала тень лёгкой грусти.
  - Это была наша последняя встреча. Я так решила. Ведь у Юрия семья, ребёнок. Да и живём мы за тысячи километров друг от друга: я на Севере, он – на Юге. Свела нас случайность. Два года назад, зимой, на курсах повышения квалификации в Ленинграде.
  Моя соседка по комнате в общежитии, Ася, оказалась коллегой его жены. Юра по профессии врач, и тоже в это время проходил переподготовку в Военно-медицинской академии. Однажды он пришёл к Асе  за передачей из дома. Так я впервые увидела его, и он сразу привлёк моё внимание: примерно моего возраста,  кареглазый, смуглый брюнет с густой шевелюрой волнистых волос, улыбчивый, деликатный, несколько застенчив. Ася пригласила всех нас к чаю, и я украдкой рассмотрела его. Ничего особенного: невысок ростом, не красавец, но очень располагала к себе удивительно открытая добрая улыбка, - как у  Гагарина, тёплый взгляд из-под тёмных бровей, мягкий южно-украинский говор.
Когда он ушёл, Ася с гордостью сказала: это лучший хирург в нашей больнице. А его жена преподаёт у нас в школе. Тоже молодец, мужиков своих в кулаке держит. Хорошая семья.
  Катя вновь замолчала.
 -Да вы пейте чай-то, остынет! – сказала я, понимая, как трудно бывает порой найти нужные слова, чтобы передать самое сокровенное.
 - Конечно, спасибо! Я просто заново переживаю прошлое. Два года пролетело, а я до мельчайших подробностей помню тот вечер, когда мои соседки по комнате разъехались на выходные по родственникам, а я свалилась с высокой температурой и всеми «прелестями» респираторной инфекции. Не было сил даже чай вскипятить. И тут стук в дверь. Открываю – на пороге стоит Юрий.
   - Ася уехала в гости – сказала я.
Он внимательно посмотрел на меня.
  - Что с вами? Да вы больны! –
Вид у меня был, конечно, «соблазнительный»: насморк, слезотечение, наспех наброшенный на ночную рубашку стёганый халат.
 Он сказал: »Ложитесь в постель, я скоро вернусь»
 Через полчаса Юра принёс продукты и лекарства, заварил крепкий чай. Мы пили его не спеша. Вскоре мне стало гораздо лучше. Проговорили весь вечер. Каждый рассказал о себе. В основном, речь шла о работе. Мы оба трудились в небольших населённых пунктах, и были, что называется, у всех на виду.
Удивительно! Создавалось впечатление, что мы давно знакомы, и понимаем  друг  друга с полуслова. Для меня это так необычно!
Знаете, как часто бывает – находишься в гуще людской, а испытываешь глубокое одиночество. Тут же – знакомы без году неделя, а мыслим, чувствуем одинаково. Наверное, впервые я встретила такого чуткого собеседника, умеющего выслушать и понять, оценила его ум и мягкий юмор, деликатность и порядочность. Когда он ушёл, долго не могла заснуть.
  Назавтра, в воскресенье, Юрий пришёл снова.
  -Как здоровье? – Его улыбка лечила лучше всякого лекарства.
Ни до, ни после со мной не случалось, чтобы я поправилась от простуды за неполные сутки.
 - Просто удивительно! Я почти здорова. Спасибо вам за помощь и заботу.-
 - А может, нам пора уже перейти на «ты»? Думаю, мы – ровесники. 
  Вдруг выяснилось, что мы появились на свет под одним и тем же знаком Зодиака,  наши дни рождения почти совпадают, а разница в возрасте один год и один день. Почему-то этот факт нас очень развеселил. Вспомнив это, Катя вновь расцвела своей милой улыбкой.
 - В наших отношениях произошла едва уловимая перемена.
Я вдруг увидела, что ему со мной хорошо, комфортно, так же, как и мне с ним. Юра явно не хотел уходить. Мы снова пили чай. Разговор стал чуть более откровенным. Он рассказал о жене и сыне.
 - Она хороший человек. На работе её ценят. Поженились мы студентами. Но…- поколебавшись, он добавил: вот с ней мы никогда так не говорили, как сейчас с тобой. Что ты со мной сделала? Я не спал всю ночь.
 Юра осторожно взял мою руку и поцеловал пальцы.
 А я вдруг разрыдалась, да  так, что он просто испугался.
- Разве я тебя чем-нибудь обидел? –
 - Знаете, как будто все мои годами копившиеся внутри печали и горести прорвались этим потоком слёз. Я никак не могла успокоиться, слёзы текли и текли. Но вместе с тем приходило облегчение. Наконец, я без утайки рассказала ему всю свою нескладную жизнь. И видела: каждое моё слово находит сочувственный отклик в его сердце. Он слушал, не перебивая, бережно держа мои руки в своих тёплых ладонях. По радио пел Джо Дассен. За окном тихо падал снег.
Это была близость высшей пробы: взаимопроникновение родственных душ. Оказалось, нам обоим именно этого не хватало в жизни. Когда не надо ничего таить друг от друга, не надо притворяться, всегда оставаясь  собой и зная: тебя поймут и примут такой, какая ты есть.
  Стоит ли говорить, что после того памятного воскресенья мы встречались ежедневно. Под вечер он ждал меня у метро, и мы, бездомные, но счастливые, бродили по заснеженному Ленинграду, восторгаясь его архитектурой, ажурными мостами через Неву, золотыми куполами церквей, памятниками, шпилем Петропавловской крепости. Ходили вместе в кино, театры и на концерты – вкусы наши совпадали. Но счастье долгим не бывает. Оно длилось чуть больше недели.
 А потом наступило тяжёлое расставание. И вокзал, и марш «Прощание славянки», и мой уходящий во тьму поезд.
  - Сколько бы ни пришлось, я буду ждать встречи с тобой –
Это были его последние слова.
 - Можно хотя бы изредка получать от тебя письма? –
 - Увы, это невозможно – ответила я.
  Катя помолчала.
 - Извините,  наверное, я  утомила вас своим рассказом.
 - Что вы, Катя! Это же безумно интересно! То, что произошло с вами – на самом деле  редкое везение. Ведь порой люди за всю жизнь так и не встречают свою настоящую половинку. И неважно, что счастье оказалось кратким. Оно – было! И этого уже никто не отнимет.
А что же происходило дальше? –
 - Я вернулась домой, к семье, к работе. Казалось, там всё оставалось по-прежнему. Но почему-то мне стало значительно легче жить.
В тяжёлые минуты тёплые воспоминания согревали меня. И отступала тоска, светлее становилось на душе.
  Прошло два года. И вот – моя краткосрочная командировка в Ленинград. А  тут через общих знакомых узнаю, что Юра здесь на военных сборах, и не раз уже спрашивал обо мне. Конечно, мы встретились. Да так, будто и не расставались.
 - Наконец-то! Я все эти два года мечтал о встрече. Или хотя бы о паре строк в письме от тебя, - говорил он, светясь своей славной улыбкой. И мы вновь бродили по городу, подарившему нам друг друга.
  Катя умолкла, а затем произнесла:
 -Как хорошо, что вы меня выслушали! Я будто заново пережила всё самое лучшее в своей жизни. Ну, а  прощание наше произошло на ваших глазах. Спасибо вам!
 - Это вам, Катюша, спасибо за доверие. Мне посчастливилось узнать ещё одну живую человеческую историю. Жизнь всегда разнообразнее и увлекательнее вымысла. Вот почему я люблю поезда. Нигде больше с такой полнотой не раскрываются люди, как в поездке случайным попутчикам. А ведь каждый из них - непрочитанная книга. Стоит только проявить интерес и участие, и вам откроется целый мир, удивительный и прекрасный.
Всё у вас, Катя, будет хорошо, вот увидите!
  А колёса на стыках согласно стучали: «Так-так, так-так, так-так»…
 
               
       Часть 2
  Прошло более двадцати лет. Я считала, что мы с Катей никогда уже не встретимся. Ведь откровения в пути предполагают расставание случайных попутчиков навсегда. Но вышло иначе.
   Как-то летом я возвращалась с Кавказа из санатория, стояла с вещами на перроне, ожидая прибытия своего поезда. Вскоре неподалёку от меня расположились  туристы с рюкзаками и гитарами; в основном, молодёжь, но несколько человек - возрастом постарше. Они что-то шумно обсуждали, весело шутили, из их разговоров я поняла, что они возвращаются с фестиваля авторской песни. Среди них была женщина, к которой ребята обращались по имени-отчеству, Екатерина Сергеевна. Она тоже активно участвовала в обсуждениях, смеялась вместе со всеми. Мне стало ясно, что их поездка оказалась удачной.  В группе царило оживление и приподнятое настроение.
 - Простите, какой у Вас номер вагона? – улыбаясь, обратилась ко мне с вопросом Екатерина Сергеевна.
 - У меня – тринадцатый, - ответила я.
  -Ой! И у нас тоже! Вы не знаете, где примерно он остановится?
   Я толком не знала, что ей ответить, молча, пожала плечами. А она вдруг как-то странно посмотрела на меня и отошла к своей группе. Мне стало неловко. Наверное, человек обиделся. Я заметила, что она украдкой ещё несколько раз взглянула в мою сторону.
Но тут подошёл наш поезд. Началась суматоха с посадкой, и мои угрызения совести быстро улетучились.
  Ребята помогли мне внести вещи, а сами прошли в конец вагона, излучая шумное веселье и добрый юмор. Когда, наконец, все разместились, а поезд набрал скорость, народ потянулся за чаем. День клонился к вечеру.
  Проходя мимо, Екатерина Сергеевна остановилась возле меня, извинилась  и смущённо спросила: « Мне кажется, мы с Вами знакомы? Правда, это было очень давно, в поезде по пути из Ленинграда. Вас зовут Нина Николаевна, я не ошибаюсь?»
 Настала моя очередь удивляться. Конечно, я уже не помнила о той недолгой встрече, но всмотревшись внимательнее, поняла, что действительно не впервые вижу эту женщину. Она улыбнулась, и я вдруг узнала Катю. Мы обрадовались друг другу, как родные.
 -  Боже мой! Неужели это вы, Катюша? Невероятно! Столько лет прошло!
- Да! Сама не могу поверить, что такое возможно. Но я очень хорошо помню те события, и Вас тоже. Ведь память избирательна, сохраняет самые сильные впечатления, а несущественные удаляет.
 - Как сложилась ваша жизнь, Катя? Вы изменились. Были такой робкой и печальной, а теперь – уверенная в себе оптимистка, интересная женщина. Я обратила внимание на вашу весёлую компанию.
 - Это мои старшеклассники и коллеги. Мы возвращаемся с фестиваля авторской песни с наградами.  Вот и радуемся. А если серьёзно – благодаря увлечению гитарой и  песенным творчеством, мне удалось изменить свою жизнь к лучшему, преодолеть депрессию, для которой у меня в жизни было немало причин. Когда переполняют эмоции – пишу стихи и песни.  «Заразила» этим своих учеников, нашла единомышленников среди коллег.
 - А как же семья? Муж?
 - Он моё хобби не приветствует, но и не препятствует.  С годами стал мягче.
  - Ну, а тот… герой Вашего романа?
 - Мы больше не встречались с ним. Была возможность увидеться ещё раз, и он надеялся на встречу. Но я не воспользовалась этим шансом, - вопреки своему желанию.
   Тут к нам подошёл подросток и, извинившись передо мной, с лёгким упрёком обратился к Кате: « Екатерина Сергеевна! Ну, куда же Вы пропали? Мы все ждём Вас ужинать».
  - Я знакомую встретила. Сейчас приду.
Обернувшись ко мне, она добавила: «Я ещё вернусь к Вам, Нина Николаевна!»
 - Надеюсь! А может, и споёте мне что-нибудь?
 - С удовольствием! – с тёплой улыбкой ответила Катя.
Через час она пришла с гитарой.
 - Всё, мои подопечные угомонились, уже спят. Вижу, и Вашего единственного соседа сон сморил.
Вполголоса мы продолжили нашу беседу.
 - Так почему Вы отказались от встречи, если было обоюдное стремление? – спросила я.
- Думаю, я поступила правильно. Не стоило испытывать на прочность чужую семью. Во всяком случае, тогда мне казалось, что у Юры ко мне возникли искренние глубокие чувства, хотя мы и были знакомы достаточно короткое время, при этом нас не объединяла профессия или совместная учёба, где мы могли бы лучше узнать друг друга. Ну, и за радостной встречей всегда следует тяжёлое расставание. Пожалела себя. Но вот прошла жизнь, а подобного совпадения больше не случилось, когда двое понимают друг друга без слов, когда «мне было довольно видеть тебя, встречать улыбку твою». У Новеллы Матвеевой есть такая песня.
 -Значит, вы не знаете, как сложилась его жизнь?
  - Да, многие годы не знала. Но техника вершит чудеса. Как-то раз
 волшебник Интернет неожиданно вернул мне ту тёплую улыбку. Даже не думала, что это может так взволновать меня.  А главная радость – человек жив, здоров! Правда, возраст не обошёл стороной, посеребрил шевелюру. Под впечатлением от этой виртуальной встречи родилась песня. Столько лет прошло! Помнит ли он меня?..
Катя тронула гитарные струны и негромко запела в вагонном полумраке свою задушевную песню. Я, конечно, попросила у неё текст и привожу его здесь полностью.
 
        Песня  «Мой друг»
               
                Сквозь толщу лет пробился след:
                Твоя улыбка озарила –
                Я в изумлении застыла –
                Да, это -  ты, сомнений нет!
                Компьютерный ворвался век
                А жизнь неслась  неумолимо
                Когда-то были мы любимы,
                Пусть греет нас тот давний свет.

                Припев:
Средь тысяч лиц, на склоне дня,
Мой друг, ты помнишь ли меня?
               
                Вот он – технический прогресс!
                И чудеса ему под силу, -
                Ведь может  он былых любимых,
                Как ангелов, послать с небес.
   
                А вдруг увидишь ты меня
                Из тени прошлого на фото,
                И сердце дрогнет отчего-то,
                Вздохнёшь тихонько про себя:

     Припев:
Средь тысяч лиц, на склоне дня,
Мой друг, ты помнишь ли меня?

                И никому не изменить
                Судьбы крутые повороты,
                На поезда и самолёты
                Билетов нам не заменить.
                И встреч не будет никогда,
                На миг пересеклись маршруты,
                Но те счастливые минуты
                Умножит память на года.

       Припев:
Средь тысяч лиц, на склоне дня,
Мой друг, ты помнишь ли меня?


-  Катя! Как здорово! Мне очень понятны  ваши эмоции. И не чудо ли, что мы с вами опять встретились?! А если честно, хотели бы Вы увидеть его вновь?
 - Не скрою, хотела бы. Только недолго, издали. Почему так? Боюсь разочаровать и разочароваться. Наверняка мы оба изменились, и не только внешне. О прошлом остались трогательные воспоминания, не  омрачённые ни ссорами, ни обидами. Вряд ли возможно возродить прежние чувства. А умудрённый ум ещё и спросит: «Зачем?»… Вредно волноваться в нашем возрасте.  Так что пусть всё и останется там, в памяти.
    Мне было нечего возразить ей, хотя внутри себя я ощущала горячее желание, чтобы судьба всё же подарила этим людям радость встречи.
 Мы тепло простились с Катей.
 А поезд нёс нас на крыльях ночи в неведомое будущее. Вдали за окном в плотной синеве проплывали россыпи огней, над ними мерцали и перемигивались звёзды, и это светящееся кружение рождало светлые надежды и уверенность, что всё образуется, и мгновения счастья неизбежны, пока мы живы.

 
 
 


Рецензии