Павел с фильтром Давида

На церковном разборе рассуждали о концовке Еф.4, в частности, о повелении удалять от себя раздражение, поделюсь одной из не высказанных мыслей.

У Давида было искушение раздражаться и гневаться на Саула. Ближайший соратник побуждал его наказать врага, когда до того было рукой подать. Что удержало Давида? То же, что ему помогло победить Голиафа. Говоря с Голиафом, Давид упоминает Господа намного чаще, чем Голиафа (1Цар.17:45-47).

Так и с Саулом: Давид смотрит на него через фильтр Божьего управления историей. «Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень» (1Цар.24:7).

Павел призывает нас смотреть на наших ближних через тот же фильтр, только у нас он более полный, что ли, чем у Давида, ведь перед нашими глазами история искупления нас Христом: «но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Недаром этот стих следует сразу после текста о раздражении.

Два первых стиха пятой главы по смыслу относятся к концу прошлой главы. Они подхватывают идею последних стихов четвертой главы о том, что искупительная смерть Христа – мотивация для нашего правильного поведения.

Здесь важная, большая мысль. В этих нескольких стихах мы видим Отца, Сына и Святого Духа, т.е. всю Троицу – не в первый раз в этом послании. И мы видим их действия в истории искупления. Главная мотивация христианской этики – история искупления, совершаемого Троицей.

Павел постоянно держит в уме первую главу послания Ефесянам, богословие этой главы задает тон последующим практическим наставлениям. Отец избрал и усыновил нас. Бог Сын искупил наши грехи и воскрес для нашего спасения. Святой Дух дал нам веру и поставил печать в наших сердцах. И вот это – главная мотивация для того, чтобы мы вели себя правильно.

Аналогично начинаются десять заповедей (Исх.20:2). Я Господь, Который вывел тебя из Египта, Который искупил тебя, и поэтому Я даю тебе заповеди, и поэтому правильно, чтобы ты их исполнял. Сначала речь про совершенное Богом искупление, потом про отклик человека, выражающийся в достойном поведении.

07.08.2020


Рецензии