Китайская тетрадь. Часть 109

В книге О. Борисова «Об истории советско-китайских отношений в 50-х годах» меня заинтересовал раздел - «Мао как теоретик».

Автор пишет: «Сохранились свидетели того, как в СССР переводились и готовились к изданию «труды» Мао Цзэдуна. Можно с твердой уверенностью сказать, что Мао «дотягивали» до марксиста. Так, при издании его четырехтомника, вошедшие в него материалы были в значительной степени выправлены (!?). К этому были привлечены советские ученые. Все это делалось по просьбе ЦК КПК и личной просьбе автора.

Мао не скрывал, что не был в полной мере знаком с работами основоположников марксизма-ленинизма. Он говорил: «Я в 40-е годы писал статьи и речи, а потом просил помощника Чэн Бода добавить в них марксистские цитаты»
Мао признавал использования им рекомендаций ЦК ВКП(б) по китайскому вопросу. Он, в частности, говорил, что при разработке вопроса о характере китайской революции он основывался на высказываниях Сталина, относящихся к 1927 году.
 
Автор пишет: «Нельзя, конечно, упрощенно представлять дело так, что «идеи» Мао не имеют никакого политического содержания. Но, пожалуй, наиболее точным определением для них будет то, что это прежде всего – эклектика и национализм».
Хорошо известно, что авторство основных стратегических установок китайской революции, которые пекинская историография приписывает Мао, в действительности принадлежит не ему.  Их можно разделить на две группы:

 -Раскавыченные рекомендации, изложенные в документах Коминтерна и КПСС, в том числе в речах И. Сталина (20-30 годы), с которыми тот выступал по поручению ЦК КПСС.
 -Рекомендации и положения Коминтерна и КПСС, «развитые» Мао, точнее искаженные им до националистических установок.

В первую группу входят такие присвоенные Мао коренные исторические положения:
- Определение характера революции в Китае, как буржуазно-демократической, как соединение борьбы против феодальных пережитков и движение против империализма, прогноз благоприятной перспективы китайского революционного движения и неизбежность его победы. «Силы революционного движения в Китае, - говорил И.В. Сталин, - неимоверны. Они еще не сказались как следует. Они еще скажутся в будущем.

Вторая группа. Мао развил установку относительно перенесения центра тяжести революционной борьбы в деревню, выработанную для конкретных условий, возникших после чанкайшисткого переворота в 1927 году, в теорию о крестьянстве как «решающей силе китайской революции, в стратегию «деревня окружает города», отодвинув гегемонию пролетариата на задний план.
Установку на союз с национальной мелкой буржуазией на начальном этапе революции Мао превратил в «учение о новой демократии». Буржуазии отводилось полновесное место,  а ее привилегии и нетрудовые доходы охраняются государством.
Обращает на себя факт, что некоторые взгляды Мао по вопросу тактики борьбы против КПСС не представляют из себя ничего нового, а прямо перекликаются с установками Троцкого, оппортунистов разных мастей.


Рецензии