Диапазон возможностей 2. 0

Анимационная online-опера «Подключись» в одном действии композитора Алсу Нигматуллиной на либретто Надежды Бахшиевой.
Режиссер – постановщик – Надежда Бахшиева.
Художник – постановщик – Василиса Кутузова.
Действующие лица:
«Мальчик» - Дмитрий Закиров.
Дамы – Татьяна Ханенко, Людмила Бодрова, Александра Антонина.
Злодей – Иван Марков.
Килька – Мария Деева.
Онлайн фестиваль «Цифровой Театр» 2020.
МГАДМЕ им. Н.Сац 2020.
Одноактная опера «Подключись» Алсу Нигматуллиной и Надежды Бахшиевой предлагают нам удивительную историю сюжет, которой можно назвать сказкой нашего времени. Этот несценический оперный проект рассказывает нам историю, в которой сюжет создан в причудливом слиянии виртуальной и повседневной реальности, в котором плоскость раскрытия создаётся с помощью тандема объединяющего воедино повседневную реальность и фэнтези.
В online-опера «Подключись» Нигматуллина и Бахшиева создают воплощение сюжетной линии либретто через замкнутого пространства двух плоскостей, которые сосуществуют параллельно, но при этом они диаметрально противоположны. Одна плоскость этого пространства показывает повседневную реальность нашего времени, в которой живёт мальчик в унылых реалиях карантинной самоизоляция и ему одиноко в четырех стенах городской квартиры. В этой плоскости его городского одиночества он лишён жизненно-важных компонентов его детства, не может общаться с друзьями по школе, возможности познавать мир.
В карантинной самоизоляции вся его жизнь сведена к пребыванию в замкнутом пространстве городской квартиры, где познание мира вокруг ограничено видом из окна дома, затерянного где-то на бескрайних, однообразных  просторах большого мегаполиса двадцать первого века. Его ежедневная жизнь в этом замкнутом пространстве довольно уныла, так как школу с её учебными классами заменена на обезличенное дистанционное образование, и вся его учёба сведена к ежедневному выполнению домашнего задания.
Другая плоскость виртуального сценического пространства оперы «Подключись» представляет нам визуальное воплощение параллельной реальности жизнь, в которой не так однообразна в сравнении блеклым существованием мальчика. Её визуальное воплощение представлено нам в виде замкнутого пространства, невидимого всем окружающим. В спектакле эта форма реальности населена иной формой жизни, её фэнтезийные просторы скрываются в потаённом уголке безграничных просторов виртуального пространства. В этом оперном спектакле проекцию этой формы альтернативной реальности воплощена в виде некого фантастического государства, созданное по законам традиционных сказок, где есть волшебная страна, в которой есть грозный злодей, перед которым жители этой страны беззащитны.
В одноактной опере Нигматуллина и Бахшиева создают точку перехода из одной реальности в другую, в спектакле это происходит, когда мальчик при выполнении домашней работы на дистанционном обучении случайно заходит на непонятный для него портал и оказывается в другом измерении. Картины и галерея персонажей альтернативной реальности Нигматуллина и Бахшиева создают с помощь инструментария рисованной и цифровой анимации, при этом их графические образы совмещены реальными исполнителями.
В опере «Подключись» образы персонажей перенесены в виртуальное полиэкранное сценическое пространство, в котором сегментация сценического пространства позволяет одновременно создать визуальную проекцию происходящего в виртуальной и реальной плоскости. Этот приём позволил придать сюжетной линии либретто определённую динамичность и пластичность виртуальному сценическому пространству. В этом несценическом оперном проекте с помощью различных графических и анимационных элементов  сюжетное пространство получает возможность создать контекстное выделение и многоплановое воплощение.
Этот многомерное виртуальное воплощение сюжетной линии расширяет плоскости контекстного раскрытия оперного спектакля, при которой западноевропейские оперные традиции с помощью различных инструментов анимации и цифровых графических инсталляций получают возможность донести сюжетный замысел, усилить драматизм и воплотить различные сюжетные линии в сценической картине одновременно. Визуальное воплощение сюжетной линии истории под названием «Подключись» выстроено на временном отрезке в начале, которого мальчик оказывается в параллельном мире.
В этом пространстве мальчик в начальной точке сюжетной линии становится свидетелем драматической истории и в этой точке познания реалий сказочной страны он удивлен и его путь приводит его к осознанию своей сопричастности к этой истории. В финальных картинах спектакля мы видим его в точке принятия решения на развилке выбора, где он у него есть два решения определяющие дальнейшее направление развития этой истории. В этом пространстве у него есть выбор остаться в четырёх стенах городской квартиры и игнорировать призывы о помощи или преодолеть страх и неуверенность в своих силах, включиться и прийти на помощь.
В одноактной опере «Подключись» Алсу Нигматуллина и Надежда Бахшиева приводит нам доказательство безграничности  возможностей оперного искусства, творческий потенциал которого может быть прекрасно реализован в виртуальном пространстве с использованием возможностей различных форм анимации и интернет технологий. Реальные подтверждения, представленные в одноактной опере «Подключись» позволяют расширить горизонты для дальнейшего творческого поиска плоды которого могут открыть пути к волшебному дару оперного искусства новых которые помогут открыть безграничные горизонты оперного искусства новым поколений слушателей.


Рецензии