19. На нулевом меридиане

Итак, мы едем на нулевой меридиан, но сначала немного истории.

До XVIII века не существовало надежного способа вычисления долготы на море. Для такой морской державы, как Англия, нахождение способа определения долготы в открытом океане представлялось очень важной задачей.
 
Каждая страна имела свою систему измерения долготы. Франция в качестве начального меридиана использовала меридиан в Парижской астрономической обсерватории, Италия - меридиан в Неаполе, Швеция - Стокгольм, а Испания - Ферро.

 Английский король Карл II Стюарт, узнав об открытии Парижской обсерватории, решил не отставать от своего французского собрата Людовика XIV и в декабре 1674 г. основал Королевскую комиссию для рассмотрения этой идеи. Комиссия обсудила письмо астронома Джона Флемстида, который указал на практические трудности решения этой задачи. Тогда король поручил решение проблемы Флемстиду,  назначив его первым Королевским астрономом. Здесь же для него был построен  «небольшой скромный домик»
               
Королевская старинная обсерватория расположилась в парке Гринвич, фасадом на Темзу. Здесь находится самый большой в Объединённом Королевстве рефракционный телескоп, а также необыкновенная коллекция древних часов и астрономических приборов.

Здесь же можно постоять на линии «меридиана Гринвич» - одной ногой на востоке, а другой - на западе. Можно постоять около знака «Нулевого меридиана» и получить сертификат, что ты здесь побывал. (Я сфотографировался около этого знака. Эту фотографию, да и почти все мои фотографии в городах, о которых я здесь рассказываю, можно увидеть на моих страницах в «Одноклассниках» и «Facebook»)

Можно  заводить свои часы ежедневно в 13:00 точно в момент падения «шара времени» (каждый день, начиная  с 1833 года на крышу обсерватории опускается красный шар, обозначая точное время).

Почему был выбран не полдень, как пушечный выстрел в Санкт-Петербурге?  Дело в том, что в 12:00 сотрудники обсерватории наблюдали солнце в зените, поэтому им было не до часов.

Кроме металлической ленты, нулевой меридиан фиксируется и лазерным лучом. На стене здания обсерватории под часами расположены эталоны длин: фут, 2 фута, ярд и другие.

К 1930 году дым и уличное освещение Лондона сделали наблюдение звезд из Гринвичского парка невозможным, и  в1950-х годах Королевская астрономическая обсерватория была переведена из Гринвича на 70 км к юго-востоку, в замок Херстмонсо на территории графства Суссекс.

Комплекс зданий обсерватории в Гринвиче был передан в ведение Национального морского музея.
               
В 1990 году астрономы обсерватории переехали вновь, на этот раз - в Кембридж, а в октябре 1998 года Королевская обсерватория в Кембридже была официально закрыта.

После закрытия название гринвичской обсерватории (которая в течение тридцати лет именовалась «Старой королевской обсерваторией») было изменено по королевскому указу, и она стала называться Королевская обсерватория в Гринвиче.

Вокруг обсерватории прекрасный парк. Весной он особенно красочен благодаря зарослям рододендронов, азалий и других цветущих кустарников. В глубине парка находится Куинс-Хаус Прекрасная лужайка перед Куинс-Хаус отдана отдыхающим. Сюда приходят как на пляж – позагорать, попить пиво, поиграть в футбол или волейбол. 

Куинс-хаус что переводится как «дом королевы» - небольшое двухэтажное здание с минимальным декором, построенное для королевы Анны Датской в 1614-17 гг. по проекту архитектора Иниго Джонса. Оно входило в комплекс королевского дворца времён Генриха VIII, на месте которого Кристофер Рен впоследствии выстроил Королевский морской госпиталь (ныне Национальный морской музей).
                Сейчас здесь размещена художественная коллекция Национального морского музея – картины, в том числе множество портретов XVII-XX веков. (К сожалению, посещение этого музея нашей программой не было предусмотрено.)

Покинув обсерваторию, наша руководительница дала нам час свободного времени побродить по городку. Мы зашли на местный рынок. На рынке, в основном, продавались разного рода поделки и сувениры: из стекла, ракушек, серебра, золота, дерева и т.п. Продавали все это явно не коренные жители. Их облик говорил, что они скорей всего из Юго-Восточной Азии.
Назад в Лондон мы возвращались на метро. Линия была наземной, и из окна почти всю дорогу открывался вид на Темзу. До сбора в отеле у нас оставалось еще время, и мы решили потратить его на посещения музея Виктории и Альберта.
О его посещении я рассказываю отдельно.

               


Рецензии