Тернистый путь во взрослую жизнь

Несколько лет назад к моему репетиторскому берегу прибило молодого человека по имени Олег. Ему было уже 18 лет, но никакого образования он не имел, не было даже аттестата об основном общем образовании (документа об окончании 9-ти классов). Школу он последний раз посещал в 6-м классе. История Олега была драматична.

Олег был единственным ребенком в семье. Поэтому мама и папа, бабушки и дедушки (еще совсем не старые люди) много занимались мальчиком с самого рождения, стараясь дать ему все самое лучшее и привить ребенку интерес ко всему, что любили сами. Вся мужская половина семьи буквально «болела» футболом. Не удивительно, что страсть к нему захватила и Олега с самого раннего детства. К тому же у мальчика, к радости и гордости отца и дедушек, проявились какие-то необыкновенные способности к футболу.

И после 5-го класса Олег отправился учиться в крутую спортивную школу-интернат куда-то в Подмосковье.  Хотя для родных расставание с обожаемым сыном и внуком оказалось весьма болезненным, но мешать блестящему спортивному будущему ребенка они не хотели. Олегу новая школа очень понравилась: учился он легко, многочисленные тренировки только радовали, строгий спортивный режим не тяготил. Да и наставники были очень довольны парнем: он подавал большие надежды.

 А в конце 6-го класса на спортивных сборах в Крыму Олег попал под машину, он перебегал дорогу в неположенном месте…

Три долгих года семья боролась за здоровье Олега. Да и сам мальчик проявлял настоящий спортивный характер, стойкость и мужество. Мама Олега оставила работу и повсюду сопровождала сына: полгода лечения в Крыму (врачи не рекомендовали транспортировать больного), больница в Москве, клиника в Германии. Несколько операций. Долгая реабилитация. Отец, бабушки и дедушки вытягивались в струнку, брались за любые подработки, продавали дачи и машины, чтобы оплатить лечение и поставить Олежку на ноги…

 И все получилось. Олег поправился. Правда, о спорте пришлось забыть. Но это казалось пустяком по сравнению с тем, что семья пережила. Олег вернулся домой. Это было счастьем. И самому Олегу, и его родным казалось, что все самое страшное позади…

Но главные трудности были впереди.
 
Олегу уже исполнилось 16 лет, и, естественно, встал вопрос о продолжении образования. Но ему могли предложить только 7 класс средней школы или экстернат. Вечерняя школа в городе была, но с 9 класса. Выбрали экстернат. Но учеба в таком формате не пошла.

Кроме того, прежние одноклассники и друзья учились уже в старших классах, и их интересы были совсем не понятны Олегу: разговоры о ЕГЭ, институтах казались ему китайской грамотой. И Олег сломался, почувствовав себя аутсайдером, ощущая некую интеллектуальную ущербность рядом с ровесниками.

Дурная компания, дурные привычки, притоны, приводы в полицию. Олег отдалился от родных. Начал тащить вещи из дома. Его пробовали устроить на работу. Но без каких-либо документов об образовании доступны были вакансии дворников, грузчиков, чернорабочих. И никаких перспектив в жизни. Была мысль об армии – подходил возраст призыва. Но состояние здоровья и отсутствие документа о хотя бы девятилетнем образовании закрывали и этот путь. Олег стремительно катился вниз. Родные страдали. Жизнь семьи превратилась в кошмар.

На семейном совете было решено, что один из дедушек выйдет в отставку, поселится рядом с внуком (буквально в его комнате) и попытается организовать жизнь Олега по жесткому расписанию и под тотальным контролем. Надо отдать должное родным Олега: они приняли педагогически грамотное, а, возможно, в этой ситуации и единственно верное решение. Олег с раннего детства привык к спортивному режиму, три года лечения и восстановления тоже требовали строгой дисциплины. И родные решили попробовать «вернуть» организм Олега в русло строгого распорядка дня и серьезных физических нагрузок при активном и постоянном присутствии дедушки – бывшего военного. В общем, решено было под руководством деда организовать Олегу «казарму на дому».

Эксперимент оказался вполне успешным – Олега «привели в чувство». И тогда встал вопрос об образовании. Родные поставили перед Олегом задачу: за учебный год пройти материал 7, 8 и 9-го классов и сдать выпускные экзамены за курс основной школы (9-ти классов). Со школой договорились, был составлен индивидуальный учебный план для Олега. Дед сказал внуку: «Замахивайся на большее, на малое замахнешься – только кулак отшибешь!»

Стали искать репетиторов чуть ли не по всем предметам, что оказалось совсем не просто. Многие преподаватели отказывались наотрез, узнав, что предстоит заниматься со взрослым человеком, который не посещал школу с 6-го класса. А я ввязалась в эту историю. И сильно пожалела об этом на первой же неделе занятий.

 Было психологически очень некомфортно заниматься со взрослым спортивным парнем, знания которого соответствовали уровню десятилетнего ребенка (за годы без школы он забыл почти все, чему его учили в 5 и 6 классах). Олег даже писал, как в начальной школе: медленно, тщательно выводя буквы. Учебные навыки его были утрачены напрочь.  Домашние задания в сентябре Олег выполнял по учебнику русского языка для 4 класса. А ведь конечной целью были экзамены за 9 класс!

Олега на занятия обычно привозил дед, изредка – другие родственники. За год Олег ни разу не пропустил ни одного занятия. И ни разу не пришел неподготовленным.

 План родных сработал. Олег сдал экзамены более, чем прилично. Получил в 19 лет заветный аттестат об основном общем образовании. И поступил в металлургический техникум на специальность «Логистика».
 
Очень тернистым оказался путь Олега во взрослую жизнь.
 

 


Рецензии