Галгай-ари до реки Аргун

  ГАЛГАЙ АРИ ( кавказская ария)  до реки Аргун,  или воровская история тептаров Эг1ашбатой пришли из Шема (Сирия) в Нашха....


Согласно содержания документа XVII в.
Этагай из ГАЛГАЙ ( ингуши) переселяется во главе родственной группы тейпа Агишпатой на левобережье Аргуна и основывает селение АТАГИ . (ЭгIашбатойн юрт, по утверждению А. Сулейманова находилось в Грозном на месте бывшего Телецентра в парке им. Кирова.)

 Далее, согласно источнику, Этагай «занял с согласия ханов Аварских Малую Чечню, населенную  Ногайцами, Кабардинцами». Под «ханами аварскими» понимать Алихана сына Турурава. После упорной борьбы Этагай с помощью своих родственников – галгаевцев и вероятно Турловых, занимает всю территорию от Аргуна на востоке и до реки Камбилеевка[3] на западе.


Внук Этагая – Алхузур поселился, согласно прошению, на реке Гойты, «которая в этом месте и до сих пор называется Алхузур – Гойтою».
На всем пространстве равнинной и предгорной территории к западу от реки Аргун и вплоть до современной Ингушетии было два крупных населенных пункта – Атаги и Гехи.————————


«В Комиссию учрежденную для рассмотрения личных и поземельных прав Терской области
Переводчика Гуданата Мударова
ПРОЩЕНИЕ
Лет 150 или более тому назад прапрадед мой Этагай пришедши из Галгаевских обществ с своими братьями и фамильными родственниками занял с согласия ханов Аварских Малую Чечню, населенную в то время частью кочующими Ногайцами, частью же Кабардинцами. После долголетней и упорной драки с этими последними, они, взяв с Этагая выкуп баранами и скотом, землю эту покинули и он ставши единственным владельцем участка земли от реки Аргуна до р. Камбилеевки, стал постепенно выводить из гор людей Агишпатоевского племени, к которому принадлежал и сам, и заселять их аулами на земле своей, чтобы обезопасить себя таким образом от набегов Осетин и Кабардинцев, враждовавших с Чеченцами и требовавших с них подати.
В короткое время к аулам нашей фамилии стали присоединяться люди и других фамилий; они населяли преимущественно аул Старый Этага и все платили сначала Этагаю, а потом сыну его Гирею и внуку Алхузуру как владельцам земли подать деньгами и скотом. Когда выселившиеся из гор фамилии усилились, то некоторые из них, а именно племя Дишни и Памятой, находя подать слишком большою, отказались ее платить; поэтому произошли большие ссоры и кровопролитные драки, которых главный виновник Бача был Этагой – Алхузуром убит и тогда они окончились. Но чтобы избегнуть и на будущее время всяких причин к подобным же происшествиям и ссорам, Алхузур собравши жителей всей Чечни, объявил им, что занятую им землю, он отдает в их владение, с тем, чтобы они платили ему ясак, не положенный как прежде, но такой какой кто пожелает; количество же платы было на этом же народном сборе определено.
За кровь же Бача Памятоевское племя получило кровную плату по обычаю, выплаченную Алхузуром этою же землею. Отдавши Чеченцам землю за подать, Этагай – Алхузур оставил себе и своим детям участок земли между реками Аргуном и Мартаном и ущельем Хан-кале; сам он поселился на реке Гойты, которая в этом месте и до сих пор называется Алхузур – Гойтою; аул же на реке Аргун называется и теперь Этага. Когда Алхузур отдал Чеченцам землю, он взял от них свидетельство в том, что вся земля от р. Аргун и до гор Назрановского рода бесспорно должна считаться собственностью его и его детей. Цуца и Хайда самые почетные из жителей Чечни при этом присутствовали; кроме их присутствовало еще много людей, из которых теперь мало осталось в живых; из тех же, которые еще живы и до сих пор остались Памятоевской фамилии Назыр-Мулла и Мулкоевской – Мааш и еще, вероятно, найдутся и другие старые люди, которым все это хорошо известно.
Когда Алхузур стал уже стар, то сын его Кучук продолжал получать с Чеченцев подать и в этом помогали Русские, стоявшие в то время на Тереке с Генералом Дельпоццо. Этот генерал зная, что Алхузура весь народ уважает и смотрит на него как на главного человека и что народ от него зависим, послал его в Галгаевскую землю с тем, чтобы он выселил жителей на свои земли; никем еще не занятые, лежавшие на правой стороне реки Камбилеевки по направлению к Чечне; тогда Алхузур послал сына своего Кучука и он выселил часть Ингушей.


На следующий год он снова был послан в Галгай, для чего и дан был ему билет № 431 с приказанием Владикавказскому коменданту подать Гирею в случае нужды помощь вооруженной рукою. В этот год было выселено Кучуком более 300 семейств на плоскость. они уплатили Алхузуру за земли различными подарками, земля же поступила в их владение.
Когда крепость ГРОЗНЫЙ была выстроена, то Кучук и сын его Мудар мой отец, продолжали брать с Чеченцев за землю подать; в этом помогал им тесть Мудара Хази-хан – Магомет, который живя в дружбе с Русскими так как делал тем большие услуги, между Чеченским народом очень уважался и считался на Тереке главным человеком. Он доставлял русским тех людей, которые не желали им хорошего, а [при том давал][2] и ловил абреков. В том, что он оказывал услуги Русским есть письменные свидетельства. Генерал Ермолов за его услуги дал ему письменное позволение за товары, которые он продавал через Терек, не платить в казну никакой подати. Хотя Чеченцы и платили Мудару за землю баранами и подарками, но плата эта часто совсем не давалась и они только делали ему угощения по обычаю нашему.
Земля же, которая предками нашими была оставлена между Мартаном, Аргуном и горою Хан-Кале считалась нашею собственною так, что никто за нее не спорил и никто без позволения Мудара не мог на ней поселиться и работать. После бунта в Чечне земля эта занята различными Чеченскими фамилиями и должна быть разделена между людьми посторонними, тогда как из всего написанного видно, что земля эта есть моя собственность, несмотря на то, что как эта земля, так и все земли и народ принадлежат Царю.
Все что написано в этой бумаге известно всем старым людям Чечни; если их спросить об этом, то многие честные люди откровенно подтвердят это; из них много померло, но есть еще в живых Бапа, Абдул-Кадир мулла, Назыр-Мулла, Ома, Дадах и многие другие, которые это знают. Есть люди в Галгае и Назрановском обществе, которые также все это знают и которые подтвердят справедливость мою. Фамилия Мальсаг это знает и может старики из Назрановского племени все это скажут. Альты, Бурсак и Хунке Мальсаговы, как я думаю, подтвердят, что жалоба моя справедлива.

Есть люди и в горах, которые помнят все это и были свидетелями; в Шатоевском обществе Бага из фамилии Нижалой и Магаш из племени Мулкой самые старые люди и все это знают. Поэтому я прошу обратить внимание на мою просьбу и отдать мне часть земли моего отца и предков или же вместо нее дать мне другую землю.
Бумага, которая Алхузуром была сделана с Чеченским народом, на принадлежность ему земли, находится в моих руках; она доказывает, что земля между р. Мартаном и Аргуном принадлежит моему отцу; других же бумаг, которые доказывают это у меня нет никаких, так как в прежнее время между нашим народом не только никаких бумаг не писалось, но даже было мало ученых людей; Билет же с которым Кучук был послан в Галгай, также как и другие русские бумаги Хази-хан Магомета тоже находятся в моих руках».
Исторический контекст
Прежде всего, мы поставили перед собой цель выяснить достоверность наиболее значимых фактов, приводимых в данном документе. Автор прошения – Гуданат Мударов, житель селения Старые Атаги, в 1860-х гг. являлся приставом Чеберлоевского участка. Известно, что в 1862 г. он стал одним из инициаторов учреждения школы для чеченцев и ингушей в Грозном, которая, однако, закрылась в том же году.
Судя по содержанию документа, он являлся руководителем тейпа Агишпатой, названного им «племенем». Обращаясь к вопросу об обоснованности причисления им своего тейпа к знатным фамилиям, необходимо отметить, что эта информация приводится также авторами XIX в. К примеру, П.А. Головинский пишет, что «фамилия Ахшипатой, вышедшая прежде других на плоскость Чечни и взыскивавшая когда-то подать за эту землю, признается за аристократическую» [2, с. 243].




Основная часть населенных пунктов владения Турловых была расположена на ПРАВОМ берегу Аргуна, тогда как на ЛЕВОМ берегу главным населенным пунктом стало поселение Атаги или как позднее оно стало называться – Старое Атаги. Как следует из вышеприведенных документов, образовано оно в конце XVII в.
В то время, вероятно правил в данном уделе Аварского нуцальства Алихан (чеч. – Алхан) сын Турурава (авар. ТIурурав – «бешеный» или «впадающий в бешенство»). Впервые он упоминается в 1658 г. [5, с. 74], но стал править в 1670-х гг. [4, с. 160]. Если восстановить генеалогию данной фамилии, то получится следующая цепочка: Этагай (конец XVII в.) – Гирей (нач. XVIII в.) – Алхузур (сер. XVIII в.) – Кучук (кон. XVIII в.) – Мудар (нач. XIX в.) – Гуданат (сер. XIX в.). Таким образом, исходя из содержания данного документа, в конце XVII в. Этагай, уроженец горного ингушского общества Галгай переселяется во главе родственной группы тейпа Агишпатой на левобережье Аргуна и основывает селение Атаги.

Данный документ является в целом достоверным и весьма ценным источником по истории Малой Чечни, а также истории Ингушетии и отчасти Аварского нуцальства. Описывая события, происходившие с конца XVII в. по середину XIX в., данный документ представляет собой, своего рода фамильную хронику тейпа Агишпатой (Агишбатой).



PS

“За кровь же Бача Памятоевское племя ( ингушское происхождение)получило кровную плату по обычаю, выплаченную Алхузуром этою же землею..
Получается спор был между ингушскими родами” РЕЦЕНЗИЯ профессора И.М.Сампиева.
Анчабадзе Г.З. Вайнахи (чеченцы и ингуши). /  «первопоселенцами равнин Чечни был тейп агишбатой - выходцы из ингушского аула Эги – кхал».

По рассказам фантастов тептаров старожилов, далекие предки Эг1ашбатой пришли из Шема (Сирия) в Нашху, а
ЭГIАШБАТОЙ (ЭГ1АШБАТОЙ, ЭХАШБАТОЙ, ЭГИШБАТОЙ) — исконный чеченский тейп, входящий в тукхум Нохчмахкхой.



ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ Г1АЛГ1АЙ АРЕ  (GHALGHA  от Ар’гуна до Ар’дона)

ВНИМАТЕЛЬНО читать тему, тем которых обманули при передачи ингушских территории, кроме сознательных  ПЕРЕДАСТОВ.
Противопоставляли друг другу ингушские общества с 30 годов, когда Сталин решил забрать Владикавказ.. Уничтожили святой ПАМЯТНИК -  клятвы  ингушских обществ( фяппи, орстхой, аккхи и тд) чтобы забыли ДУ - клятвы, быть единым народом галга, на равнине..  Внушали обществу орстхой и др.  что им одним,  принадлежит земля до Грозного, что они всегда жили на границе и тд  Финансировались  «орстхойские комитеты», которые исчезли как только у орстхойских родов обманом забрали родовую землю с памятниками. Чеченские «орстхой» намеренно или нет, скрывали, что в Чечне, древние орстхойские бессословные рода, тейпы погибнут, исчезнут. Чеченские тукхумы были выдуманы, чтобы обмануть  ингушские общества, в конечном итоге направлены против самих чеченцев.

Ингушская территория  ГАЛГАЙ АРЕ  доходила до левого берега реки Аргун..


Древние  тейпы,  из которых состоят галгай, орстхой, аккхи,  погибнут, закончат своё существование  вне  Ингушетии(союза свободных  родов),  знали  в далеком прошлом,    и замечали  в наши дни.. В числе, тех кто выбросил из памяти  предание предков о договоре, быть единым народом и забыл ПАМЯТНИК   единения ингушей (акин’цев, орстхоевцев , галгаецев, мецхальцев,  джейраховцев.. фяппинцев и тд )... . «Решили  в тот день всех называть одним словом –  Г1АЛГ1А, чтобы контролировать  плоскость». Память о памятнике топоним "Кхоъ ДжIарг дагIча" - Многовековая святыня ингушского народа, находилась у подножия Священной горы ЦIай-лоам.) . Сакральный Памятник Кавказа и России..! был намеренно  уничтожен.
В те времена все ингушские общества,  отличали общее название народа «Г1алг1а»  и    «Г1алг1ай’цев» жители Кхякхяла. Разница такая же как между нохчи и нохчимохковцы с гор. Знали об этом историки и исследователи.. Не слышали, только  жертвы, на которых обрушилась «братская»  пропаганда, чтобы лишить памятников и родовых земель ..


Согласно  ДОКУМЕНТА  XVII в.
.Согласно источнику, Этагай «занял с согласия ханов Аварских Малую Чечню, населенную  Ногайцами, Кабардинцами». После упорной борьбы Этагай с помощью – галгаевцев,  занимает всю территорию от Аргуна на востоке ..

Галгай Ари...этимология термина Кавказ( Каука, Калка Галга/Колхи /Cauca’s — Кавказ...как следы кобано-колхидской культуры.  О предполагаемой кобано-колхидской культуры Северного и Южного Кавказа.. Все Кавказские горные реки носят  однокоренные названия Орга/Аргун/Арага/Аракс/ Арагва/Аркала/Арашха/Аргудан/Ардон/Архыз/Архон и тд
Орга/ Арага/ Арагва - ( Оар Уор  - горные долины, вокруг рек, границы, ров,  место проживания в горах..хребты арг1) Что подтверждает что один главный язык был на Кавказе и вероятно жизнь ингушей( галга/колхи) не ограничивалась  Ар’доном и Аргуном.
—————
Г1АЛГ1АЙ АРИ И Г1АЛГ1АЙ ЧИ
Че/Чи - тип приставки со значение чу-внутрь, внутренне часть государства /чаще мехка че/, переносно живот, помещение.
Ари - равнина, овечье пространство, место выпаса овец ( греч.Aries -баран, одно из названии созвездии овена) арии мохк страна на плоскости


Рецензии