То ли бочка меда, то ли ложка дегтя?!

 То ли бочка меда, то ли ложка дегтя?!
"Свадьба Фигаро", опера Моцарта, историческая сцена Мариинского театра, 6 августа 2020 года

Вчера на исторической сцене Мариинки давали " Свадьбу Фигаро". В костюмах и с декорациями. Опера идёт более трёх часов, один антракт. Рассадка через одного, маски. Ограничения всё ещё в силе.
Опера знакомая, этот спектакль видела, но почему-то остро захотелось снова услышать умиротворяющую веселую музыку Моцарта. А ещё Оксана Шилова как фактор притяжения. Ее прекрасный голос, умение тонко интерпретировать старинную музыку. Ведь петь Моцарта - это особое искусство прекрасного пения. Тут ни пронзительные ноты, ни нарочито громкие и резкие звуки, ни крикливости и отрывистость, вполне возможные в других операх, здесь не проходят. И действительно, голос этой певицы в партии Сузанны был очень хорош! Особенно ария в последнем действии, где Сузанна в костюме графини, спрятавшись, поет за графиню, переодетую служанкой. Просто полный восторг! Как и дуэты с графиней (Мария Баянкина). Настоящая услада для слуха! В остальном вокально спектакль был вполне средний, но удачный. Милый, лёгкий, весёлый!

Я не очень люблю эту постановку (режиссер Юрий Александров), хотя по декорациям и костюмам она смотрится практически классической. Не люблю из-за мелких режиссерских "гримасок", сценически неоправданных вульгарностей, достойных ярмарочных подмостков. Что-то из них на впечатление не влияет. Например, ванна посреди комнаты, постоянно закрываемая огромной простыней, под которой все время кто-то прячется. Или пушка, непонятно зачем стреляющая в самый неожиданный момент. Впрочем, и саму пушку трудно логически объяснить. Как и дважды появляющегося знаменосца с французским флагом. Ещё сложнее с переодетыми в женский костюм хлопцами-парубками из хора. Керубино, облачаемый в дамский наряд, это часть интриги либретто, а с остальными  получается явный перебор. Но несуразнее всего смотрится, когда благородную даму в кринолине запросто лапает паж, заглядывает ей под юбку и вытворяет ещё ряд фривольностей. Дамская одежда 18 века как раз и была создана, чтобы подчеркнуть социальный статус и обеспечить дистанцию с  той, кто ее носит. Ближе вытянутой руки не подойдёшь. А тут... Это уместнее в борделе, и вовсе не требуется для оживления сюжета. Он и так игрив, весел и изящен. Такие грубые детали скорее разрушают изящество замысла оперы. Сочетание общепринятого, благородного и неприличного - это всегда было фишками театров-варьете, кафе-шантанов и публичных домов. В 19 веке это считалось особенно непристойным. Например, традиционное платье благородной дамы с разрезом на всю высоту юбки, сквозь который можно показать ноги во всей красе, танцуя кан-кан. Убрать бы эти мелочи, прекрасный получился бы спектакль. Но куда там!
Хотя большинство зрителей тепло приняли представление, активно аплодировали, смеялись.
Моцарт радует.


Рецензии