От Ленинграда до Петербурга. 8. Театр

       
               Театр.

       Екатерина Петровна иногда позволяла себе выкурить сигарету, хотя сердце давало сигналы, что делать этого не надо. Вот сейчас она вспомнила о первой любви, разволновалась, потому что не во всем была права. Теперь,прочитав много умных книг, она знала, что мужчина и женщина любят по-разному, что чувства надо проявлять, а не прятать. Но чтоб понять это, пришлось съесть не один пуд соли.
   Больше всего её пугали люди, которые за свою жизнь никого не любили или были слишком рассудочны и могли дать совет любому. Тогда, расставшись с Володей, она снова погрузилась в водоворот жизни. Нужно было растить ребенка, осваивать профессию, и то и другое было нелегко.
   Но появилась отдушина - это театр. Вообще семидесятые - это время культурного бума. Совершенно доступны были толстые литературные журналы, все громче звучали имена М. Булгакова, О. Мандельштама, В. Набокова. Очень популярен был журнал " Иностранная литература", повсюду крутили пластинки В. Высоцкого, Б. Окуджавы и других бардов. Все это, включая выставки, стало предметом разговоров в любой молодежной компании. Абсолютно легко возникали знакомства в кафе на Невском с неформальным названием "Сайгон".
Но Катя не застревала в таких компаниях, сходит, если пригласит кто-то из коллег. А вот театр... Он переживал свои лучшие времена. Ежегодно в Ленинград приезжали на гастроли московские театры, Катя старалась достать билеты, какую бы нагрузку не навязывали
Так посчастливилось увидеть Яншина и Андровскую в спектакле " Соло для часов с боем". Тонкая лирическая комедия о старости, о последней любви. Подумать только, что Яншин и В.Маяковский - современники, а жена Яншина собиралась уйти к Маяковскому!
   Увидеть неподражаемую Ю. Борисову в спектакле " Варшавская мелодия" и в дуэте с Бабочкиным в "Дачниках". Чуть капризный голос, кокетство, лиризм в сочетании с гордостью - вот характерные черты её героинь.
Олег Стриженов в роли Вершинина в "Трех сестрах", Э. Быстрицкая в "Кремлевских курантах", актеры в пору своего творческого рассвета.
    Настоящим событием в жизни стал спектакль "Женитьба Фигаро", поставленный Плучеком на сцене Театра Сатиры. Необычным было все, начиная с программки, оформленной с большим вкусом.
Созвездие актеров говорит само за себя : А. Ширвиндт, В. Васильева, А. Миронов, Т. Пельтцер.
Художественное оформление погружало в эпоху барокко - парики, белые атласные камзолы, кружева и веера. Запомнилось обилие белого цвета. Костюмы были созданы В. Зайцевым. Звучала музыка Моцарта, на её фоне велся остроумный диалог. Все это сопровождалось тонкой любовной игрой.  Катя очень долго хранила программку, а память осталась навсегда.
  Ленинградские театры не уступали в мастерстве, и попасть в БДТ было нелегко, зато вы получали настоящее наслаждение и материал для размышления на долгое время.
       Навсегда запомнился спектакль "Мещане" на сцене БДТ. Здесь был свой звездный состав: Е. Лебедев, К.Лавров, Э. Попова, Н. Трофимов. В клубке семейных противоречий раскрывались сложные характеры, и ты понимал, что у каждого героя есть своя правда и надо уметь выслушать человека. Что может быть современнее!
       А как не вспомнить другую жемчужину этого театра - " Историю лошади"? Театр мог поставить спектакль в любом стиле - от строгой классики до экспрессионизма и сюрреализма. Г. Товстоногов добился ансамблевости, прекрасен был ансамбль Е. Лебедева, Ковель, О. Басилашвили. Огромное значение имели декорации художника Э.Кочергина, часто аскетичные, они сильно углубляли смысл произведения. Например, для этого спектакля художник взял самые простые натуральные материалы - дерево, холст, мешковину, солому.
    Много лет спустя Катя лично познакомилась с этим художником. Он и в общении был очень прост и открыт. Потом все узнали его замечательные автобиографические книги. Приходилось только удивляться, как ребенку в жутких послевоенных обстоятельствах удалось не сломаться, а стать народным художником, сохранить светлую душу.

Продолжение:
http://proza.ru/2020/08/09/2222

   


Рецензии
Как всё узнаваемо и знакомо. Вот что значит современники.
Успехов.

http://proza.ru/2021/08/03/36 моя главка о театре.

Андрей Жунин   14.08.2021 00:21     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Андрей! Выдающиеся артисты говорили с нами о сложных вещах, т.е. оказывали влияние на нашу жизнь, поэтому становились близкими людьми. Сейчас это, если и происходит, то всё реже.

Рэчел   15.08.2021 06:45   Заявить о нарушении